Автор статьи-Тимоти Гартон Эш задается вопросом:
Когда началась эта война? Чуть позже 9 утра по местному времени в среду 12 июля, когда боевики «Хизбаллы» похитили Эхуда Гольдвассера и Эльдада Регева – израильских резервистов в последний день их пребывания на военных сборах – в ходе вылазки через границу в северный Израиль? Простые вопросы требуют таких сложных ответов. Даже если основные факты не вызывают разногласий, о каждом термине идут споры: боевики, солдаты или террористы? Захвачены, взяты в плен или похищены?Даже когда мы критикуем то, как израильская армия убивает ливанское население и наблюдателей ООН во имя возвращения Эхуда Гольдвассера (и разрушает военную инфраструктуру «Хизбаллы»), мы должны помнить, что все это почти наверняка не произошло бы, если бы некоторые европейцы не попытались несколько десятилетий назад стереть всех, кто зовется Гольдвассер, с лица Европы, если не всей Земли. Но, наблюдая за европейскими реакциями на нынешний конфликт, я хочу настойчиво подчеркнуть, что и сама Европа может претендовать на место одной из первопричин. Российские погромы 1881 года; французская толпа, скандирующая «à bas les juifs» (франц. «долой евреев». – Прим. ред.), когда с капитана Дрейфуса срывали эполеты Военной академии; гноящийся антисемитизм Австрии в районе 1900 года, сформировавший молодого Адольфа Гитлера; весь путь к Холокосту европейского еврейства и вспышки антисемитизма, сотрясавшие части Европы сразу после него. Именно история усиливающегося европейского отторжения с 1880-х до 1940-х годов стала движущей силой политического сионизма, еврейской эмиграции в Палестину и, в конечном счете, создания государства Израиль.
«Меня сионистом сделал суд над Дрейфусом», – говорил отец современного сионизма Теодор Герцль. Если Европа решила, что каждый народ должен иметь свое государство, если она не признала даже эмансипированных евреев полноправными представителями французского или немецкого народа и, в конце концов, стала ареной попытки уничтожения всего еврейства, тогда у евреев должен быть родной дом где-то в другом месте. Дом, как любил говорить Иешаягу Берлин, – это место, где человека всегда примут. И никогда больше евреи не будут ягнятами на заклании. Как израильтяне, они будут воевать за жизнь всякого еврея. Сложившиеся в XIX веке стереотипные представления о немецком воине и еврейском коммерсанте поменялись местами. Немцы, а вместе с ними и большинство нынешних буржуазных европейцев, стали вечными торговцами; евреи в Израиле – вечными воинами.
То, как европейцы говорят и пишут о евреях региона, которых загнали туда европейцы, тоже важно для нашего понимания самих себя. Мы должны взвешивать каждое слово. (Источник: newsru).
Опубликовал: