Алексей Викторов JEWISH.RU
Всё начиналось с экстравагантных галстуков, потом пошли стильные рубашки, дизайнерские платья и дорогие костюмы. И вот у него за спиной огромная международная корпорация, а размер состояния достиг семи миллиардов долларов. А ведь в школе бедный еврейский мальчишка из Бронкса хотел стать лишь миллионером. Сегодня дизайнеру Ральфу Лорену исполняется 76 лет.
Через несколько недель он оставит пост гендиректора созданной им одной из крупнейших компаний индустрии моды, но не покинет ее, продолжая творить. Пожалуй, это верное свидетельство достижения всех намеченных жизненных целей, когда уже можно сосредоточиться лишь на материализации фантазии, радующей своей изысканностью почитателей его бренда по всему миру. Поставленной в школьные годы цели – «стать миллионером», – указанной им в альбоме желаний, он уже достиг давно, став миллиардером. Тогда она вызвала лишь смех и разочарование учителей, ставивших ему в пример одноклассников, имевших более приземленные желания стать «патологоанатомами» и «инженерами». Все с сожалением смотрели на мальчугана, охваченного иллюзиями голливудских грез, а Кельвин Кляйн, живший неподалеку, потом поделится: «Когда я рос в Бронксе, я видел Ральфа на улице и говорил себе: “Кто это? Кому придет в голову так одеваться?” Он же остался верен своим убеждениям, превратив их в огромный успешный бизнес. Я снимаю перед ним шляпу».
Будущий владелец международной fashion-корпорации Ralph Lauren, приносящей миллиарды выручки, родился 14 октября 1939 года в небогатой еврейской семье Лифшиц, проживавшей в небольшой квартирке в Бронксе, в Нью-Йорке. Родители, эмигрировавшие в США с просторов Российской империи, Франк Лифшиц и Фрейдл Котляр, старались изо всех сил скрасить не очень радужный быт своим четверым детям, работая сутками напролет. Отец, будучи маляром, подрабатывал и писал прозу на идише, да и все разговоры между собой родители предпочитали вести именно на нем.
Подрастающий Ральф видел две диаметрально противоположные стороны жизни: изматывающе-тяжелую – его и других семей в Бронксе и лощеную до блеска, голливудскую – на экране кинотеатра. Он часто представлял себя на месте голливудских героев, уже тогда пытаясь разнообразить свою одежду. И когда в школе он начал подрабатывать, откладывая цент за центом, первое, что приобрел, скопив денег, был английский костюм-тройка.
Обучаясь сначала в обычной, а затем и талмудической школе, он заработал репутацию модника и принялся монетизировать свой талант, продавая товарищам галстуки ручной работы, не подозревая, что с них-то и начнутся его главные успехи в бизнесе.
Но уже тогда, заканчивая школу в 1957 году, в альбоме выпускников под своим фото, где все указывали профессии, которыми рассчитывали овладеть, он написал «миллионер». Понимая, что для достижения цели ему нужны познания в экономике, он поступает в колледж, подрабатывая обычным продавцом, но вскоре, забросив учебу, уходит в армию, успев до этого сменить фамилию. Позже, озвучивая причины, он скажет: «Я сменил фамилию совсем не из-за того, что будто бы стеснялся быть евреем. В фамилии Лифшиц (англ. Lifshitz) мои американские одноклассники смеялись только над частью shit. Я совершенно не хотел терпеть насмешки всю жизнь из-за этих плоских шуток». Говорят, свою новую фамилию Ральф позаимствовал у американской кинодивы Лорен Бэколл, поэтому ударение в ней надо ставить именно на первом слоге.
Вернувшись в 1964 году из армии, Лорен поступил на работу в центральный офис корпорации Brooks Brothers – старейшую в США сеть магазинов мужской одежды. Там же он и предложил свой дизайн галстука. Утверждают, что старшие коллеги раскритиковали его идею и Ральф уволился, но сам он вспоминал: «На мое предложение босс ответил, что мир еще не готов для Ральфа Лорена. Я никогда этого не забуду, потому что для меня это был комплимент». Он стал самостоятельно возить образцы новой модели галстуков по магазинам, и их взяли для продажи в несколько крупных универмагов. Хотя, стоит сказать, и там они не сразу приобрели популярность, так как в те годы модными были тонкие галстуки-селедки.
Возвращение из армии ознаменовалось и женитьбой молодого и тогда неизвестного модельера на Рики-Энн Лоу-Бир, также имеющей еврейские корни. Они до сих пор счастливы в браке с тремя детьми. «У моей жены хороший вкус и свой собственный стиль. Когда она носила рубашки, свитера и жакеты, купленные в мужских магазинах, люди спрашивали, где она это достала. Ее вид ассоциировался у меня с молодой Кэтрин Хепберн – девушкой-бунтаркой на лошади с развевающимися на ветру волосами. Я создавал рубашки для нее», – рассказал как-то Ральф.
Да и вообще, многое в своем творчестве он брал, основываясь на семейных предпочтениях: «Когда у нас было двое сыновей, моя жена, вернувшись домой из магазина, сказала, что не нашла детских рубашек из чистого хлопка. Вся одежда была из полиэстера недостаточно высокого качества. Тогда я начал делать одежду для детей. Всё, что я делаю, является отражением моей жизни. Я привязан к своей семье».
Первые успешные продажи в далеких 60-х требовали капиталовложений и развития производства, и Лорен находит инвестора Нормана Хилтона, владельца магазина одежды. Точнее, по воспоминаниям Лорена, он сам нашел его: «Пришел человек и предложил занять у него 50 тысяч долларов, если я буду работать с ним. Я сказал, что с удовольствием стану его партнером, если он вложится. На том и порешили». Они открыли на эти деньги бутик, где сбывали как товары Хилтона, так и галстуки Лорена, назвавшего их Polo Ralph Lauren, что фактически и стало рождением торговой марки Ralph Lauren.
Лорен вскоре понял, что нельзя ограничиваться лишь галстуками: вначале появилась женская коллекция пиджаков, в 1972 году – линейка рубашек-поло (мужских, потом женских). Число магазинов Polo Fashions (так вначале назывался бизнес Лорена) росло, а успех и востребованность продукции привели к открытию первого собственного магазина в Беверли-Хиллз.
Уже будучи известным, на вопрос о том, чем он руководствовался в создании компании и как удавалось угадывать пожелания людей, он ответит: «У меня никогда не было видения того, как создать свою империю. Зато я всегда четко понимал, что да, вот это и это я люблю делать. Вся моя одежда основана на настроении, на стиле, который нравится в первую очередь мне: например, твидовые пиджаки. Символом своей марки я сразу сделал игрока в поло, потому что я очень люблю спортивную тематику, хотя в поло ни разу не играл».
В середине 1970-х Лорен перестраивает структуру Polo Fashions. Если до этого компания контролировала весь процесс – от дизайна до сбыта, то теперь Лорен сосредоточился лишь на дизайне и общей стратегии развития, передав производство и продажу по лицензии другим компаниям, отдававшим за это ему 8% выручки. Это позволило компании еще больше расширить свое присутствие на рынке, запустив производство одежды для детей и новорожденных и так называемую коллекцию для дома: торшеры, стулья, кровати, столовые приборы. В 90-е, выйдя на фондовый рынок, компания достигла успеха и там, после чего Лорен, объединив все свои активы, создал холдинг Ralph Lauren Corporation.
Сегодня именинник владеет 81,5% акций компании, лучшей в мире коллекцией ретро-автомобилей, а его состояние оценивается в 7 млрд долларов. Его империя включает в себя около 25 брендов, таких как Polo, Club Monaco, Denim&Supply. При этом Ральф Лорен активно занимается благотворительностью, его проекты в этой сфере исчисляются десятками: реставрация исторических зданий, выявление рака на ранней стадии, оплата обучения детей, осиротевших после трагедии 11 сентября 2001 года. Также он развивает образовательные проекты, чтобы дети из самых разных слоев населения имели доступ к книгам и могли получить образование. Ведь, несмотря на все достигнутые успехи, у самого Лорена нет ни одного диплома об образовании, правда, их с успехом заменяют бесчисленные свидетельства признания его достижений в мире моды. Так, американский совет модельеров наградил его премией «Легенда американской моды». Он первый и пока единственный ее обладатель.
Его успех – лишь доказательство простой истины: мечты сбываются. И желание и упорство – это верные признаки шанса стать легендой еще при жизни. Хотя самое важное в ней, по его же словам, «просыпаться по утрам и чувствовать себя хорошо – не важно, богат ты или нет».