«В три часа ночи я почему-то проснулся с чувством тревоги и решил проверить, дома ли мой 15-летний сын, — рассказал мне один русскоязычный иммигрант. — Накануне он попросил разрешения вернуться с вечеринки в три утра. Я же потребовал, чтобы он был дома в десять вечера. Сын пришел домой раньше обычного и пошел спать. Проснувшись посреди ночи, я испытал беспокойство: где мой сын? Войдя в его комнату, я обнаружил пустую кровать. Что же делать?..»
Как бы ни важно было знать, что делать, иногда еще важнее знать, чего не делать.
Недавно один подросток признался мне: «Когда я убежал ночью из дома, то мама позвонила мне с криком: “Сволочь, убью тебя!”».
Но могут ли крики и угрозы остановить детей? Силовые приемы если и действуют, то кратковременно. Зато обострение конфликтов чревато ухудшением и без того хрупких взаимоотношений отцов и детей.
По закону, действие рождает противодействие, насилие над детьми вызывает еще большее желание вырваться из дома, еще большее отчуждение от родителей. Отец может попытаться остановить сына с поличным в момент ночного бегства. Но что будет делать отец, если сын перестанет убегать украдкой, а направится к двери у него на глазах? Попытается остановить его силой? А что если сын сильнее отца? Так что же делать?
Иногда лучше всего не делать ничего! Вместо того чтобы устраивать скандал (который все равно не решит проблемы), отец может сделать вид, что ничего не знает о ночном уходе сына, и постараться улучшить с ним отношения.
Однажды ночью мой учитель рабби Меир Ходош, духовный руководитель иешивы «Атерет Исраэль» в Иерусалиме, узнал, что кто-то из учеников сбежал из общежития. Реб Меир направился к автобусной остановке, но, увидев издалека троих учеников, неожиданно развернулся и пошел домой.
– Почему вы не остановили их? — спросили его.
– Я не хотел, чтобы они меня видели, — ответил ребе. — Я пошел к остановке лишь для того, чтобы узнать, кому из ребят нужно уделить больше внимания. Если бы я схватил их с поличным, то им больше нечего было бы терять. Если ученик бежит украдкой из иешивы, это значит, что ему еще важно, что думают о нем учителя и друзья.
Если сын уходит украдкой из дома, то ему еще важно, что думают о нем родители. Поэтому если отец захочет осуществить прямой контроль над сыном и пойдет на открытую с ним конфронтацию, то он рискует потерять косвенное на него влияние.
Нам следует решить, каким образом мы хотим управлять окружающими людьми. Хотим ли мы править страхом или заслужить уважение и любовь наших близких?
Давайте задумаемся, как Всевышний правит миром. Он видит, но невидим! Само слово «мир» (олам) на иврите означает «сокрытый». Всевышний сокрыл свое присутствие для того, чтобы предоставить человеку свободу выбора. Как сказано в нашей недельной главе: «Смотри, Я предложил тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло… И выбери жизнь!» (Дварим, 30:15–19).
В день Рош Хашана Всевышний предоставляет выбор каждому человеку. В какую книгу — праведников или негодяев — хочешь ты быть записан? Кем хочешь быть и как хочешь прожить следующий год? Что отмечает еврейский Новый год — Рош Хашана? Творение мира? Нет, творение человека! В соответствии с еврейской традицией мир был сотворен 25 числа еврейского месяца элула, а шесть дней спустя, 1 тишрея, был сотворен Адам. Но если так, то почему еврейский Новый год не отмечается в день творения мира? Почему в Рош Хашана евреи слушают звуки шофара? В древности под звуки шофара короновали царей, отмечают мудрецы одну из причин. Сотворив человека в Рош Хашана, Всевышний стал Царем. Потому каждый год в этот день под звуки шофара евреи провозглашают Всевышнего Царем.
Но почему Всевышний не стал Царем, сотворив мир шесть дней до того?
«Чем царь отличается от правителя, диктатора, тирана? — спрашивал Виленский Гаон. — Правитель навязывает свою власть, еврейский же царь великодушен, его правление принимают с желанием».
Всевышний стал Царем, сотворив человека, потому что лишь человеку дарована свобода выбора! Небесные светила, растения и животные подчиняются установленным Творцом законам природы. И только наделенный разумом человек способен сделать свой выбор между добром и злом, направив силы на созидание или разрушение. Лишь человек, принимая добро, может добровольно принять Всевышнего, провозгласив его таким образом Царем!
Всевышний сотворил человека по образу и подобию Своему. И если Всевышний — Царь, то царственность есть и в каждом из нас! Так же и нам следует стремиться заслужить уважение окружающих, а не подчинять их волю своей. Проявляя уважение к людям, их желаниям, мы выражаем этим заложенную в нас царственность. Царь не навязывает себя и свою волю, подобно тирану, а предоставляет другим возможность сделать выбор. Если же человек правит с помощью страха, то с исчезновением страха или с исчезновением самого человека исчезает и его влияние на других.
Человек, ты хочешь стать «царем»? Тогда сначала «сделай царем» своего друга! Если муж хочет стать в своем доме «царем», он должен сначала сделать «царицей» свою жену. Если отец хочет заслужить уважение сына, он должен научиться его уважать. И если отец заслужил уважение детей, то они продолжат дело его жизни и передадут свое уважение к нему своим детям.