Жизни ради…
Центральное место в главе «Шлах» отведено неприглядному поступку разведчиков, тому самому, из-за которого существует в еврейском календаре дата 9 Ава. Как же могли десять лучших мужей Израиля (а разведчики были выбраны самим Моше рабейну!) прийти к выводу, что не стоит входить народу Израиля в Страну Израиля?
Ответ, который дают некоторые комментаторы, таков. Духовность пустынного существования столь глубока, а опасности материального существования столь велики, что дополнительные 38 лет духовно закаливающих скитаний по пустыне есть желанная необходимость. Ради неё, спасая (с их точки зрения) еврейский народ от преждевременного (хотя и объявленного Всевышним), по их мнению, вступления в Страну Израиля, разведчики пожертвовали собой. Они прекрасно понимали, что, ослушавшись Творца и прерывая тем самым связь с Ним, они теряют в этой жизни всё.
Иногда, чтобы заставить нас ослушаться Всевышнего, злое начало убеждает нас отдать за Него жизнь. Во всех религиях убивающий себя ради Б-га выше всех, у евреев – живущий ради Него.
Скромность без меры
«И зарыдало всё общество, и плакал народ в ту ночь… Зачем Б-г ведёт нас в страну эту, чтобы пали мы от меча? Чтобы наши жёны и наши дети стали добычей? Не лучше ли нам возвратиться в Египет?» (Бамидбар, 14:1–4).
Как можно объяснить такую неадекватную, на первый взгляд, реакцию евреев? Ведь чуть больше года прошло со времени Дарования Торы. Присутствие Всевышнего не покидает народ, наконец, величайший из пророков, Моше с ними!?
По словам мудрецов, евреев на сей раз подвела излишняя… скромность. Услыхав из уст десяти разведчиков, сколь высоки стандарты, по которым существует Страна Израиля, они убоялись собственного (египетского) прошлого и как следствие неминуемой гибели в такой стране.
Нет плохих качеств. Существуют лишь неправильные размеры (мидот) их проявления.
«НОВИЗНЫ ОЧАРОВАНИЕ»
Удельный вес плодов Страны
«Пришли мы в страну, в которую ты нас послал, и она
действительно текущая молоком и мёдом, и вот плоды её!»
Бамидбар, 13:1-2
Не начав «за здравие», тяжеленько будет завершать «за упокой» – именно так РаШИ пытается объяснить сказанное десятью разведчиками в похвалу Земли Обетованной. Но как-то очень уж не вяжется такая удивительная здравица, и в особенности её вещественное доказательство – «плоды её». Несомненно, более логичным было бы начать с устрашения евреев «ибо сильнее он (народ Кнаана) нас», и лишь затем признать замечательность Страны. Добавим к этому совершенно немотивированную (на первый взгляд, естественно) центральность израильских фруктов в определении задачи разведчикам: «И возьмёте из плодов земли этой» (Бамидбар, 13:20).
Об удельном весе плодов в разведмиссии свидетельствует РаШИ, говоря о внутреннем значении этих внешних свидетельств плодородия страны:
«Какова страна эта – обильна или бедна, есть в ней деревья или нет, наберитесь сил и возьмите из плодов земли» (Бамидбар, 13:20).
«Есть ли в ней деревья или нет» – есть ли среди них (кнаанейцев) порядочный человек, чьи заслуги защитят их.
Для оценки сказанного РаШИ вспомним удивительную особенность этой страны. Её урожаи прямо зависели от духовного уровня и поведения её обитателей.
«Если по законам Моим будете продвигаться и приказы Мои будете сохранять, то даст страна урожай и дерево полевое плоды» (Вайикра, 26:3).
Таким образом, плоды Израиля – это лакмусовая бумажка духовного уровня её обитателей. А поскольку Аврааму было обещано: «Четвёртое же поколение возвратится сюда (в страну Израиля), ибо доселе не полна ещё вина Эморейца» (Берешит, 15:16), – то возможно, что время для передачи страны Израилю ещё не наступило!
Комментарий рава Зоненфельда позволяет объяснить не только символическое значение израильских фруктов, но и самую миссию, возложенную Моше на разведчиков: отследить, переполнилась ли чаша терпения Всевышнего поведением кнаанейцев?
Становится понятным и заключительный аккорд трагедии разведчиков. Калев и Йеґошуа, обращаясь к народу, используют сильнейший из доводов:
«Страна, которую мы прошли, исследуя её, хороша очень и очень страна эта… А вы не бойтесь народа земли (кнаанейцев), так как на съедение нам он» (Бамидбар, 14:8,9).
РаШИ: «Исчезла защита их, праведные среди них умерли».
Всё, выросшее в стране, выросло для нас «на съедение нам», и последние «защитники» (Иов, говорится в мидраше, был тем, смерть которого была концом присутствия Творца через людей земли Кнаан) похоронены. А это значит, что плоды, нами принесённые, выросли не для них, а для нас!
Мораль: не увидев окончания действия, нельзя быть уверенным в его назначении!