Уф, выговорил! Это, конечно, не «энтеро-гемато-гепато-пульвино-энтеральная миграция круглых червей» и даже не воспетое Высоцким «длинношеее», на которое, как известно, «в конце пришлось 3 “е”», но тоже без спецподготовки не выговоришь. Особенно с моей легкой национальной картавостью.
Итак, вдуг обнаружив (впервые за три тысячи лет?) злостную делегитимацию еврейского народа и одноименного государства, ученые мужи и жены объявили ей решительную герилью. В смысле джихад. Ну, то есть пошла кампания. А помните, как образцовский конферансье переводил название песни: «Ай-яй-яй, компания»? – «Ой-ёй-ёй, коллектив»!
Я лично предполагаю, все дело в физкультуре. Не каждый способен долго выстоять в предложенной Зеэвом Жаботинским позе: «Скрестив руки на груди, ответим всем этим «критикам»: а пошли вы к черту! Мы — такие, какие есть; для себя хороши…» Мускулы затекают, особенно мышцы языка. Тем более, при всей полезности водных процедур в жарком климате вылить тебе на голову норовят не самое душистое. Но однако же, почему бы не обозвать новое мероприятие как-нибудь пообыденней, скажем, «борьба с клеветой»?
Но это так, в духе стучащего обратно в мавзолейную дверь великого языкознатца Иосифа. А по существу вопроса – в чем состоит эта самая делегитимация Израиля (и заодно всего мирового пархатого населения), какие у нее источники и составные части? Как к ней относиться и что отвечать, если отвечать? И — кому отвечать? Зачем, с какой целью?
Припоминаю выборы «Солдата номер один» тов. Эхуда Барака, столь пламенно поддержанного свежей русской алией. Еще подсчет голосов не завершен, избирком результатов не объявил, как 86 лидеров государств и «разных прочих шведов» набросились с поздравлениями. Циферка-то какая символическая! Гематрия Имени Создателя как Владыки мира и одновременно гематрия слова «природа». Вся природа дружно, в голос приветствовала героя. Зато вот с Биби при последних избираниях американский президент целых два дня раздумывал, стоит ли позвонить, вежливостью отметиться. Между прочим, главарь «лучшего друга», который пока в единственном числе удерживает международное сообщество от заслуженного погр… санкций к «государству апартеида».
А ведь ежели от души, в рамках борьбы со «злостным израильским терроризмом», так Барак бригадой спецназа командовал (до поста Начгенштаба), а Нетаниягу все-навсего в его бригаде официром подвизался; на чьих руках больше невинной палестинской кровушки?.. Значит, что-то иное 25-м кадром проскакивает, выявляя сердешное родство с «носатым архитеррористом» у мирных бывших адвокатов и бизнесменов? И чем этот Биби, «крайний израильский националист» (который не особенный и националист вовсе, а просто матерый политический уж и волк и говорун покруче Барака Хусейновича), так человечество пужает, что оно на мгновение с любимой политкорректностью расстается?
В общем, есть нечто такое, что вдохновляет мирских владык на симпатию к иудею, когда он восклицает: «Мы — народ, как все народы». Пусть словами «правого» Жаботинского, но в этом состоит программа большинства израильских левых. И есть что-то иное, обиженное самой призрачной, даже чисто символической возможностью того факта, что еврейский народ (и его государство?!) являет собой «нечто особенное». По словам злого пророка Билама, «этот народ живет отдельно и среди народов не значится». Какая-то здесь общая загвоздка и загадка.
Попробуем выделить настоящие причины «критики», не всегда, но слишком часто плавно переходящей в клевету, ложь, манипуляцию фактами, демонизацию «коллективного еврея», на роль которого претендует Государство Израиль. И обозначим группы «критиков».
1. Идеологическая несовместимость. Она имеет древние корни.
А) На Дар-аль-ислам, земле правоверных, в идеале положено существовать только «правильным» гособразованиям. Еще можно стерпеть компактное проживание всяческих испанцев и португальцев на землях средневекового Арабского халифата — пока кишка тонка, — но в самом сердце мусульманского мира? Да еще недавним захватчикам? Мусульманская улица очень к существованию Израиля не благорасположена. Особенно в свете того, что он объявляет себя светским государством, теряя в глазах мусульман даже ту частичную легитимность, которую могла бы дать еврейским претензиям Тора, куски коей так часто пересказывает Коран.
Б) Нахальное возвращение «богоубийц»-евреев на свою землю и их военные, экономические и социальные успехи ставят перед мыслящими христианами нелегкие вопросы. Например, вправду ли Новый Израиль заменил в глазах Создателя Израиль ветхий, устарелый и униженный? Светский или хотя бы полусветский характер возникшего государства проблему еще более обостряет: за что? Добро бы, коли в заслугу за полеты сквозь духовные эмпиреи; на худой конец, силою общеизвестного «чернокнижного жидовского колдовства», но так запросто, по-земному? Неужто на небесах к евреям некое особенное отношение и попустительство?! Да еще все эти сопутствующие существованию Израиля чудеса, информация о которых нет-нет да и просочится в СМИ…
В) У апологетов главенствующий ныне религии секулярного либерализма, в которой все равны — люди и зверюшки, гетеро- и гомосексуалы, мудрецы и дебилы, — идущей даже не от социализма, а от анархизма, сама идея еврейской уникальности вызывает судороги и изжогу. И тем более сильные, чем эта особенность наглядней. То ли в форме возрождения нации после Холокоста, то ли в претензии на избранность или хотя бы инаковость, то ли числом нобелевских лауреатов и прочих заметных лиц… Да и чем, кроме коварного заговора врагов прогресса, можно объяснить, что эти… лица еврейской национальности среди враждебности и террора, без таких уж значимых природных ресурсов прилично преуспевают? Хотя изрядной своей частью держатся за какие-то безнадежно устарелые и окаменелые догмы. Умные, че, очки понацепляли и в нелепый свой Талмуд уставились?! Хорошо хоть, есть среди них группа «наших единомышленников», что придает силу и надежду победить, наконец, эту гидру империализма, клерикализма и изоляционизма!
2. Несовместимость интересов, в наибольшой степени вызванная тем, о чем сказано в пункте первом. В конечном итоге, сколько бы ни кричали идеологи материализма, не текущие цены создают идейные противостояния, а конфликт духовных субстанций вызывает несовместимость интересов. Да, кто спорит, здесь постоянно возникают очень причудливые орнаменты. Но все же, как сформулировал французский философ Э. Канстелляр, «история человечества есть непрерывная борьба между идеями и интересами: на мгновение побеждают последние, надолго же — первые». Оттого на место взаимовыгодного партнерства выходит конфликт. Вместо «нового Ближнего Востока» — нынешний кровавый балаган. Надо ли вам объяснять, едя на телеге, где лошади брыкаются и тянут в разные стороны, почему «нефть важнее справедливости», а миллиард мусульман, многим из которых Израиль как бельмо в глазу, значимей 12–14 миллионов евреев?
3. Экзистенциональный конфликт. Он, в моем убогом понимании, самый значимый в основах «делегитимации» Израиля. Евреи принесли миру принципы справедливости, заботы о ближнем, моральной ответственности перед Абсолютом и перед другими людьми; это те самые евреи — носители Учения, которым Закон якобы дан как посланникам от всего человечества. Причем выдан, практический и моральный, всемогущим и всеведущим Б-гом. Лично.
Но вот что сформулировал в уголочке моему знакомому пейсатому солдату простой арабский крестьянин: «Вы же избранный народ, евреи — что вы вытворяете?!» Особенно по отношению друг к другу. Разве случайно на должность председателя Комиссии ООН по делегитимации Израиля был избран южноафриканский еврей Гладстон, а после недавней военной кампании для аналогичной цели планировался вожаком канадский еврей Шабес?
В глазах множества людей, в том числе ценителей «всемирного жидомасонского заговора», поклонников «кровавого навета» и критиков «двойной еврейской лояльности», евреи несут миру экзистенциальный вызов. Претендуя на особую роль носителей морального Завета, они отнюдь не всегда являют себя образцами оного. А те из них, кто отвергает связь с Торой, и вовсе оставляют «сторонних наблюдателей» перед угрозой экзистенциальной смерти и пустоты.
Читал я о таком случае из 1960-х. В ООН в очередной раз клеймят израильскую военщину, встает делегат за делегатом. Наконец слово дают израильскому представителю. Он начинает: смотрите, что происходит в (длинный перечень), какие геноциды и погромы у (список), а вы только и кричите про якобы грехи израильские?! По ходу речи замечает, как арабские делегаты начинают тихонько прихихикивать, потом все громче и дружней… «Что вы смеетесь?!» Ответ: «Мы арабы, нам можно, а вы евреи, вам этого нельзя» (с вас особый спрос, всемирный).
Ведь в конечном итоге, сколько ни перебирай четки и ни падай в поклоне на коврик посреди шумного базара, сколь долго ни просиди в дза-дзен или какой длины масляные ленты ни протяни через себя для осуществления «ямы-неямы», очень сложно будет уйти от проблемы получения целым народом Завета на Синае. Тем более — таким шумным и заметным народом. И — в нынешнем информационно открытом мире. Это прекрасно понимают ученые христиане, сколько бы они ни ворчали о «раскрытии и завершении Ветхого Завета Новым».Это очевидно мусульманину, ведь Б-г, по их теологии, сперва пришел с беседой к «первому мусульманину» Ибрагиму, а затем к пророку Мусса. Это знают мудрецы Индии и Китая, говорят ли они о «Б-ге богов» или о «сам-в-себе-безбожии-многобожии», в буддийском либо даосском духе…
Если «еврейский Б-г» есть, если Он создал мир и прав (как утверждают иудеи), то жить надо по-одному, если нет… И пусть заглянет в себя самый громокипящий атеист, а потом честно самому себе признается: у него никогда не возникал этот вопрос, не дразнил нервы подобный выбор? По крайней мере, атеист и агностик Ж.П. Сартр сформулировал так: «Если Б-га нет, то вся наша мораль — чеки без покрытия».
Короче, еврей мешает. Не дает, уже самим своим бытием, безгрешно спать и бежать по привычному кругу. А потому мешает Израиль, пусть эта страна и названа не Иудея (в которой находился Иерушалаим, Храм и монотеизм всегда пребывал в центре общественного сознания), а по имени Северного царства десяти колен, разрушенного Санхеривом на полтораста лет ранее и имевшего куда больше проблем с мировоззрением Торы. Израиль — «еврей на карте мира».
Какие группы участвуют в «делегитимации»? В смысле, кроме граждан за плату. Идеологи и носители иных религиозных и квазирелигиозных систем (типа коммунизма и либерализма). Например, западные либералы, для которых еврей недостаточно либерален, то есть имеет какие-то особенности и даже системы ценностей. Дальше — интересанты политические и им подвластная публика. В частности, палестинское руководство я бы отнес к гражданам за плату — им хорошо отстегивают за честь быть на острие борьбы с евреем. И просто энергичная молодежь по всему миру, чье чувство справедливости протестует против многого, что в их информационном пространстве связано с Израилем. Им-то мерещится, что это — от вещей понятных, оттого, что евреи кого-то там обижают… Но факт, что большинство санкюлотов не замечают куда больших шалостей (больших даже по сравнению не с фактами, а с их подачей масс-медиа и пропагандой!). Или глядят на них вполглаза. Значит, таки евреи и Израиль волнуют их совсем по другой причине…
Теперь, простите, что же пытаются противопоставить многовековой традиции клеветы и «делегитимации» израильские пропагандисты и им сочувствующие? Оспаривают отдельные факты, поют, по принципу «наоборот», осанну «чистоте рук израильской армии и полиции». Гордятся новациями, передовой экономикой и демократией (которые все, конечно, так, да только местами трошечки не так). Порой используют секретное еврейское оружие — талант и юмор. Ссылаются на немногочисленных друзей и просто незомбированных иностранцев, на тех, кто способен что-то там подтвердить и опровергнуть. С громким воплем тычут пальцами в источники финансирования антиизраильских групп, восклицают: «Сам дурак!»…
Все это — вещи отчасти невредные, хотя больше для самоуспокоения, валерьянкой на кусочек хлеба. Ведь корень всемирной обиды совсем не там. И на вопрос сущностный: для чего вы, евреи, существуете и несете вы миру добро или зло, единого Б-га или умильную сказочку, все эти либерально-антилиберальные сотрясения воздуха никакого ответа не дают.
Или не такие уж они безвредные? Сравните Тору со священными писаниями других народов. В Бхагаватгите Кришна решительно безошибочен. Иисус в Новом Завете разок оговаривается: «Б-же, почему Ты меня оставил?» (еврей все-таки), но это мгновенная слабость, выраженная словами Давидова псалма. А так — ни-ни, комар носу не подточит. Мухаммад, сколько ни противоречь его высказывания друг другу, идеален, и точка. Могут порой напортачить греческие и вавилонские боги, передраться египетские, но их толпа, старшее начальство в конце наведет марафет. А у евреев — Творец передумал, Авраам не знал, Моше ошибся, Йона со Всевышним ссорится, народ — бунтари и скандалисты, бьем себя в грудь по синагогам: «Мы грешили…» (дальше — чистосердечное признание на три пожизненных). Себя нахваливать — не очень-то по-еврейски.
А знаете, в чем основная причина бессилия «антиделегитимации», какие бы средства в нее ни вкладывались? В том, что делегитимацией еврейского народа и Израиля нередко заняты те же самые люди, кому поручено с нею ратовать.
Как? Элементарно, Ватсон. Скажите, какова причина, что эта земля – Земля Обетованная еврейскому народу? Ведь это единственное, что отличает нас от обычных захватчиков! Правильно — Обетование. Которое — Тора. Со всеми указанными в ней границами и условиями.
Лет 45 тому назад высказался египетский делегат: «Как отнимать землю у бедных палестинцев, так вы ссылаетесь на Библию (была такая мода). Но ведь там еще кое-что написано. Что у вас с остальными заповедями – Шаббатом, кашрутом?..»
И ведь не возразишь… Когда в изрядном числе партийных программ, форумов и СМИ идет упорная, подчеркнутая, систематическая делегитимация ортодоксов и ультраортодоксов, то есть носителей (кто лучше, кто хуже) духа и смысла жизни еврейства… Когда «дружба между (еврейскими) народами» в самом Израиле и находящейся под его влиянием диаспоре… оставляет желать лучшего. Когда единственный (!) человек, говорящий о Б-ге и о даровании евреям этой земли на огромном митинге в Вашингтоне, на лужайке у Белого дома, есть итальянец Джулиани…
Ну и что сказать-то? Недружный народ, кого сплачивает только антисемитизм, общая опасность — «кровь, текущая из жил»? Может быть, сейчас важнее для нас разобраться между собой и в самих себе? Устроить что-нибудь типа форумов примирения общин, использовать «идеологические миллионы» на это? Враз и полностью прекратить взаимную делегитимацию хотя бы на время? Объявить что-то типа месячника межеврейского мира и попробовать, что из этого получится? А снаружи, пока главное не проделано, — тренироваться в «Жаботинский-асане». Йогов-то носатых хватает.
Автор даже постыдился подписаться под этим.