«Как вы узнали?»
Еще в довоенной Европе два еврея Хаим и Александр открыли общее дело и четко разделили между собой обязанности, рассказывал рав Шмелка Лайфер, глава иешивы, расположенной в еврейском районе Бруклина Боро-Парк. Хаим оставался в магазине, продавал товар и отдавал выручку Александру, который разъезжал по ярмаркам и закупал новые товары по оптовым ценам.
Однажды Хаим передал Александру особенно большую по тем временам выручку. По дороге на ярмарку Александру в голову пришли дурные мысли: «Вот он, твой шанс в одночасье обеспечить себе жизнь». Не выдержал он испытания и поддался соблазну. Вернулся в город и рассказал Хаиму, что по дороге на ярмарку напали на него разбойники, он отдал все деньги, слава Б-гу, что остался живой.
Понятное дело, магазин из-за отсутствия товара закрылся, и Хаиму пришлось искать новые пути, как прокормить семью. Но чем больше он смотрел на живущего в достатке Александра, тем сильнее зарождалось в его сердце сомнение. Однажды он не выдержал, пришел к тому и сказал, что подозревает его в воровстве. Поспорили они, но в конце концов, как и подобает евреям, согласились пойти к мудрецу Торы.
Пришли они к ребе. Хаим высказал ребе свои подозрения. Александр же в ответ начал плакать и причитать: «Как не стыдно подозревать меня, порядочного человека, в воровстве!»
Вдруг ребе ударил кулаком по столу и, обращаясь к Александру, потребовал: «Верни деньги!»
Александр был потрясен, поначалу потерял дар речи, а потом спросил ребе: «Как вы узнали, что я украл деньги?»
Тогда ребе ответил ему на вопрос вопросом: «А как Эйли, священнослужитель Храма, узнал, что молитва Ханны будет исполнена?»
«Отрезвей от вина своего!»
Книга «Шмуэль» начинается с рассказа о том, как Ханна, жена Эльканы, страдала из-за того, что у нее не было детей.
И пошла однажды Ханна в Шило, в Храм Всевышнего (до строительства Иерусалима царем Давидом и Храма царем Соломоном Мишкан — Скиния Завета — находился в Шило).
«Она же в скорби душевной молилась Всевышнему и горько плакала. И дала обет, и сказала: “Всевышний! Если Ты снизойдешь к страданию служанки Твоей и вспомнишь обо мне… и дашь служанке Твоей мальчика, то я отдам его Всевышнему на все дни жизни его…” Так как она долго молилась пред Всевышним, Эйли (священнослужитель Храма) следил за устами ее. Ханна говорила сердцем своим: только губы ее шевелились, голоса же ее не было слышно; и Эйли счел ее пьяной. И сказал ей Эйли: “Доколе будешь ты пьянствовать? Отрезвей от вина своего!” И ответила Ханна: “Нет, господин мой, я жена, скорбящая духом, вина же… не пила я, а изливаю душу мою пред Всевышним…” И ответил Эйли: “Иди с миром, и Б-г Израиля исполнит желание твое — то, чего ты просила у Него”. …И через некоторое время зачала Ханна и родила сына и дала ему имя Шмуэль, ибо у Всевышнего вымолила его» (Шмуэль I, 1:10–20).
«Не кажется ли вам странным поведение священнослужителя Эйли? Сначала, увидев молящуюся в слезах Ханну, он поспешно обвиняет ее в пьянстве. Узнав же, что Ханна изливает душу перед Всевышним, Эйли тут же обещает ей, что ее молитва будет исполнена. Как он узнал об этом?» — спросил ребе признавшегося в воровстве еврея.
Лишь для того, чтобы лучше понять ответ на этот вопрос, хочу привести слова легендарного главы иешивы «Мир» рабби Хаима Шмулевича.
Души друзей
В книге «Иова» поднимается вопрос о страданиях праведника. Однажды Иов потерял все, что имел: богатство, детей и здоровье.
«И услышали трое друзей Иова об этой беде, постигшей его, и пришли каждый из места своего: Элифаз, тэйманитянин, и Билдад, шухиянин, и Цофар, нааматянин… И, подняв глаза свои, издали не узнали его, возвысили голос свой и зарыдали… И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей, и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что слишком велика боль (его)» (Иов, 2:11–13).
Три друга Иова жили от него далеко, в других странах. Иов — современник Моисея. Согласно одному мнению Талмуда, Моисей является автором этой книги. Понятно, что в те далекие дни не было Интернета, телефонов и почты. Как же услышали друзья Иова о его беде?
Настоящие друзья чувствуют, когда дорогой человек оказался в беде, говорит рабби Хаим Шмулевич. Многие из нас слышали рассказы о матерях, которые ощущали гибель своих сыновей во время Второй мировой войны.
Недавно я посетил одну семью, иммигрантов из России, для того чтобы утешить мужа, пережившего смерть матери. На этой встрече его жена рассказала, как однажды ночью она проснулась и начала плакать о своем отце. «Я не придала этому эпизоду большого значения, — рассказала она. — Я не общалась с отцом уже много лет, после того как он развелся с моей мамой и с другой семьей уехал в Израиль. Однако год спустя, оказавшись в Израиле, я узнала, что отец действительно умер. Я пришла на кладбище и, увидев дату его смерти, затрепетала: это был тот самый день, когда я без всякой причины плакала о нем».
Итак, души близких людей связаны друг с другом некими невидимыми нитями. Именно потому друзья Иова на расстоянии ощутили, что он в беде, и пришли его утешать».
«Эйли, священнослужитель Храма, ощущал боль другого человека, как свою собственную, — отвечал ребе проворовавшемуся еврею. — И вдруг видит он молящуюся в слезах женщину, а боли ее не ощущает. Плачет без причины, подумал он и тут же заподозрил ее в пьянстве. Узнав, что Ханна действительно молится о своей беде, сказал ей: “Иди с миром, и Б-г Израиля исполнит желание твое”. Если ты молишься о беде, а я не чувствую твоей боли, значит, молитва твоя уже услышана: на Небесах проблема уже разрешена».
«Так же и я, — продолжил ребе. — Ты плачешь: “Как не стыдно подозревать меня, порядочного человека, в воровстве!” Я же вижу слезы, но не чувствую твоей боли. Потому не поверил я в твой рассказ, а потребовал вернуть деньги!»
Разделить бремя
Один из основоположников этического движения «Мусар» Алтер из Келма любил повторять, что среди сорока восьми качеств, благодаря которым человек может удостоиться и приобрести Тору (Поучения отцов, 6), главным является «нести бремя своего друга», то есть разделять его боль, сочувствовать и помогать ему.
С этого ощущения страданий своего друга, как своих собственных, начинается исполнение заповеди: «Возлюби ближнего, как самого себя», которая, по мнению рабби Акивы, является основой всей Торы.
Почему Моисей удостоился величия и передал Тору народу Израиля? Благодаря тому, что разделил страдания братьев.
«И вырос ребенок… И было в те дни: и вырос Моисей, и вышел к братьям своим, и увидел их страдания» (Шмот, 2: 10–11).
Казалось бы, все видели страдания изнуренных каторжным рабским трудом евреев, почему же сказано о Моисее, что он «увидел их страдания»? Раши поясняет, приводя слова мудрецов (Мидраш, Шемот раба, 1), что он обратил к ним не только глаза, но и свое сердце и страдал вместе с ними.
Если люди ощущают боль друг друга, как свою собственную, разделяют и несут бремя друг друга, то это путь к единению. Не случайно, что когда евреи принимали Тору, то достигли единства. «Пришли в пустыню Синай и расположились станом в пустыне, и станом стоял там Израиль» (Шмот, 19:2). Почему сказано «Израиль» в единственном числе? Раши приводит слова мудрецов: «Как один человек, с одним сердцем».
Более того, евреи и заслужили этот великий дар Синайского откровения благодаря тому, что достигли единства. Как сказано в книге «Зохар», Один дарует Тору лишь народу, который Один — достиг единства.
«Благословит тебя!»
В нашей недельной главе приводится знаменитое благословение коханим, священнослужителей Храма. По сей день не только коханим так благословляют еврейский народ, но и родители этими же словами благословляют своих детей.
«Благословит тебя Всевышний и будет хранить тебя. Озарит тебя Всевышний светом Своего Лица и будет благосклонен к тебе. Обратит Всевышний Свое Лицо к тебе и даст тебе мир» (Бамидбар, 6:24–26).
Почему, благословляя весь народ, коханим не употребляли множественного числа, а говорили «благословит тебя»? Рабби Моше Лейб из Сассова объяснял, что таким образом Тора преподносит нам урок: самым главным является единство. Если народ достигает единства, то он удостаивается благословения Всевышнего. Точно так же благословляется единая и крепкая семья и человек, достигший целостности характера и подчинивший тело и душу единой цели.