Твори добро – нет большей радости.
И жизнью жертвуй, и спеши.
Не ради славы или сладости,
А по велению души.
Татьяна Кузовлева
В свое время царь Давид отменил гиюр гивонян из-за того, что они проявили жестокость. Милосердие должно сопутствовать еврею, как лошади – седло. Ведь Всевышний создал и поддерживает наш мир милосердием. Все живущие должны уподобляться Ему в этом качестве.
Среди прочих добрых дел Тора особенно восхваляет два. Одно из них, заповедь «мет мицва» — милость, проявленная к мертвецу.Тем более, если его некому похоронить. Мой младший брат в Грузии несколько раз удостоился чести её выполнить. Рав Ицхак Зильбер, будет благословенна его память, говорил ему, если бы он удостоился сделать это столько раз, он бытанцевал от радости.
Почему эта заповедь так ценится? Потому что за неё некому благодарить, кроме Всевышнего. Я не говорю о материальном вознаграждении, но доброе слово и кошке приятно. А тут не дождешься не от покойника, ни от его отсутствующих родственников – даже доброго взгляда.
Другая заповедь, которая ценится столь же высоко, как милосердие к покойнику, противоположна по смыслу. Это — обязанность веселить жениха и невесту на свадьбе и на «шева брахот». Дело в том, что жених и невеста в основном были бы рады и без нас (а может, оставшись вдвоём, веселились бы ещё больше) — поэтому эта заповедь и ценится так высоко.
В течение семи дней после свадьбы родные и друзья устраивают трапезы в честь новобрачных. Моя супруга часто устраивает шева брахот. Я специально не подсчитывал, но, по-моему,не меньше несколько сотен раз. Супруга накрывает стол поистине с кавказским размахом. У меня роль более скромная – я развлекаю гостей, говорю тосты, пою свои песни,- но инициатива по организации всегда принадлежит жене. Она у меня экстравертка, а я, как любой шахматист – интроверт. Если ситуация не заставит, никого приглашать не буду.
На этот раз в субботу у меня дома было много гостей. Жениха я до этого разок видел, кроме того, его посадили отдельно, рядом со мной. А невеста села среди подруг. Я её в лицо не знал. Одета она была как обычно, в хорошем парике. Поэтому в качестве невесты я выбрал для себя молодую женщину с покрытой головой. Я пытался ее развеселить, но она выглядела то ли уставшей, то ли грустной. Меня это расстроило и задело за живое. Захотелось выполнить мицву – развеселить невесту. Я стал шутить, петь особенно веселые песни. Она улыбнулась. Я обрадовался.
Среди гостей одна девушка все время искренне хохотала. Меня порадовала её реакция. Я решил, что хоть кого-то развеселил, жалел, что не невесту. Впрочем, все гости были очень довольны.
В конце трапезы полагается дать невесте бокал с вином, над которым говорили благословение. Я решил лично вручить его невесте. Тем более, что старался я в основном для неё. Я понес бокал. Жена спрашивает: «А почему ты не даёшь его невесте?» — «А кому?» — «Невеста сидит напротив».И указывает мне на ту девушку, которая изначально больше всех смеялась. Я думаю, Всевышний проявил милосердие,- потому что если бы я знал, кто невеста, я бы так не старался. Я со смехом извинился за ошибку и решил, что в следующий раз буду всегда спрашивать жену, кто невеста. А впрочем, так тоже неплохо получилось.
Кстати, вспомнил грустный анекдот. Два профессиональных преферансиста поймали новичка и он на мизере взял пять взяток. От огорчения умер. Вероятно, они были евреи. Профессия – профессией, а похоронить человека надо. На похоронах один говорит другому: «Если бы ты пошёл семеркой пик, он бы взял шесть взяток». – «Ничего, так тоже неплохо получилось».
Но хватит о печальном. Закончить статью я хочу на радостной ноте. Есть мнение мудрецов, что шева брахот значительнее самой свадьбы. Сведения об этом мы черпаем в ТаНаХе. Яков семь лет работал за Рахель. Его обманули и подсунули Лею. Утром, обнаружив обман Яков пришел с претензией к их отцу Лавану. Тот сказал: «Бери обеих». Так вот, на Рахель он женился сразу, но ввел её в дом только по истечении семи дней. Потому что он не мог лишать «обманщицу» Лею радости шева брахот.
Раньше в еврейском законе было разрешено многоженство. Жениться можно было хоть в один день на нескольких женщинах. Но начать жить – с той, с которой брак был заключен позже,- только по истечении семи дней шева брахот.
Благословен Всевышний, соединяющий жениха и невесту и утешающий страдающих!!!