– Здравствуйте, уважаемый рав! Не считаете ли вы, что феминистское движение в начале прошлого века, уравнявшее права женщин и мужчин и увеличившее возраст вступления в брак, привело к трагедии? Четверть от общего количества молодых женщин Запада не желают создавать семьи и рожать детей, а два брака из трёх заканчиваются разводами. Отдельно стоило бы обсудить вопрос бесполого воспитания детей, когда девчонок с детства настраивают на карьеру и т. д., а вопросы, связанные с созданием семьи, где женщина — хранительница домашнего очага, дарит тепло мужу и детям, отводят на 10-й план… Благодарю, что уделили для моих мыслей время.
Игорь, Украина
– В Вашем письме содержится два вопроса:
1. В каком возрасте (минимально) девушкам разрешается вступать в брак?
2. Каким должен быть центральный стержень в образовательно-воспитательной работе с девочками?
Разберемся в каждом из них по отдельности.
1. В еврейской традиции минимальный возраст, когда девушка может выйти замуж, установлен законами Торы и в целом определяется наступлением половой зрелости, формированием так называемых вторичных половых признаков. При этом практические рекомендации о возрасте замужества давали и дают в нашем народе учителя, которые, всесторонне изучив существующую реальность, учитывают и определенную психологическую зрелость. Руководствуясь, разумеется, и неким здравым смыслом, принимая во внимание условия жизни людей — географические, климатические, социальные и многие другие обстоятельства, в которых живет та или иная еврейская община.
В зависимости от конкретных исторически складывающихся ситуаций указания наших учителей, естественно, менялись.
Если, к примеру, во многих местах лет 300 назад минимальный возраст, когда девушка могла стать невестой, был 11–13 лет, то, скажем, 150 лет назад этот уровень поднимался до 14–15 лет, а затем и до 16 лет.
Впрочем, даже в один и тот же период времени указания о минимальном возрасте замужества в разных общинах и разных государствах (безусловно, учитывались и законы страны проживания) могли быть разными. Известно, что и сегодня где-то девушке разрешается выйти замуж в 16 лет, где-то — в 17, а то и в 18 лет.
2. Теперь об образовательно-воспитательной работе.
По большому счету не могу с Вами не согласиться. Однако при этом отмечу, что в еврейских религиозных школах для девочек эту работу стараются строить таким образом, чтобы было предельно ясно, что предназначение женщины — быть основой семьи и дома, что на нее в значительной степени ложится забота о правильных взаимоотношениях с мужем, огромная ответственность за воспитание детей — чтобы они стали хорошими людьми, хорошими евреями.
Во всех еврейских религиозных школах для девочек, если пользоваться Вашей терминологией, эти задачи не на 10-м месте (как Вы отмечаете), но — на первом. А вот профессиональная ориентация, карьера и прочее в еврейских религиозных школах как раз, условно говоря, на 4-м, 6-м или и вовсе на 8-м месте.
Для общего сведения подчеркну, что еврейские религиозные школы для девочек могут принадлежать разным направлениям в нашем народе. И, соответственно, концепции воспитательной работы будут иметь те или иные отличия. Но, так или иначе, все они достаточно близки той модели, о которой сказано выше.
Ну и конечно же, воспитательную работу (это, полагаю, не требует отдельного разъяснения) в еврейских религиозных школах всегда стараются строить на сочетании общего, изложенного здесь подхода с индивидуальным, то есть учитывающим направление интересов и потенциала каждой конкретной ученицы.
Рав Элиягу ЭССАС
Evrey.com