Станьте святыми!

Эту статью я посвящаю светлой памяти дорого и родного мне человека рава Александра Гамбурга, который стал частью нашей семьи более четверти века назад. Моя мама рассказывала, что любимой главой Торы ее покойного мужа была эта глава «Кдошим» — «Станьте святыми!».

Художник Александр Левин
Художник Александр Левин

«Когда мудрецы начали изучать недельную главу “Кдошим”, то возрадовались», — рассказывает книга еврейской мистики «Зогар» — «Сияние».
«Почему нам важно знать, что мудрецы ощутили радость, приступив к изучению темы святости?» — спрашивает рав Шор в книге «Ор Гедалиягу».
«Мудрецы стремились к духовному совершенству, — объясняет рав Шор. — И когда начали изучать тему обретения святости, то возрадовались, ибо в этом состояла вся цель их жизни. Более того, слова “Станьте святыми!” читаются на иврите не только как указание исполнить заповедь, но и как обещание: “Вы станете святыми!” Как бы это ни казалось недостижимым, если вы захотите, то сможете стать святыми! Потому мудрецы возрадовались, осознав, что обретение святости возможно!»
У каждого, кто был знаком с равом Гамбургом, есть все основания для радости, ибо, без всякого преувеличения, он был знаком со святым человеком, который своей жизнью вдохновлял и одновременно обязывал всех нас…
«Что означает быть святым? — спрашивал рав Шимон Шкоп в книге «Шаарей Йошер». — Посвятить свою жизнь другим! Преодолевая эгоизм и гордыню, с уважением и любовью служить людям!»
Рав Гамбург посвятил себя без остатка своей семье и своим ученикам, которые провожали его в последний путь.
«Дядя Саша был для меня не только учителем и раввином, но и отцом, с которым я поддерживал самые теплые отношения на протяжении 20 лет, — вспоминал Гена Михайлов своего первого учителя в «Синай Академи». — Он производил на ребят неизгладимое впечатление тем, что никогда никого не обижал, никогда не сердился, ко всем относился с уважением. Ему можно было, не боясь, все рассказать, он выслушивал каждого с пониманием и без осуждения. Рав Гамбург был самым скромным человеком, которого я знал, скромнее его, наверное, был лишь Моисей…»
Вспоминая об удивительной скромности рава Гамбурга, его друзья и близкие отмечали, что родился он 7 адара, в день рождения Моисея, о котором сказано в Торе, что он был «скромнейшим из людей».
Александр родился в 1945 году в Москве, окончил Московский электротехнический институт связи, в конце 70-х годов репатриировался в Израиль, где начал изучать Тору у легендарного рава Ицхака Зильбера.
В 1988 году рав Гамбург стал преподавателем мехины — подготовительного класса еврейской школы «Синай Академи» в Бруклине. В мехину приходили ученики старших классов, дети новых иммигрантов, которые недавно приехали из России. Многие из них не знали английского языка и, конечно же, были далеки от еврейских традиций. Как воспитать в этих подростках интерес к Торе, любовь к своему народу? Для этого требовалось не только особое педагогическое мастерство, но и искренняя любовь к людям. Рав Гамбург любил всех своих учеников отеческой любовью, принимая их такими, какие они есть, любя не только способных, но и бесталанных, не только послушных, но и строптивых. И они отвечали ему сыновней любовью. И если испытание временем является подлинным критерием педагогического успеха, то рав Гамбург действительно преуспел. Его ученики сохраняли уважение и любовь к своему учителю на долгие годы…
Конечно же, учитель обязан любить каждого ученика, как сказано: «Люби ближнего, как самого себя!» (Ваикра, 19:18). Но существует еще одна заповедь, обязывающая относиться с особой деликатностью и любовью к беззащитному пришельцу, в частности к ребенку иммигрантов. «И когда будет жить пришелец в земле вашей, не притесняйте его… Люби его, как самого себя, ибо пришельцами были вы в земле Египетской, Я — Всевышний, Б-г ваш» (Ваикра, 19:33–34). Эту заповедь любви выполнял рав Гамбург, общаясь со своими недавно приехавшими учениками и их родителями на протяжении двух десятилетий…
Многие заповеди напоминают нам об Исходе евреев из Египта, об обретении свободы, которая вдохновляет нас верой в наше будущее раскрепощение. Однако есть одна заповедь, которая является духовным богатством, обретенным не во время Исхода, а еще в Египте. Мы горько страдали в египетском рабстве, и память о горьких страданиях в рабстве помогает нам в полной мере оценить всю сладость свободы. Более того, эти страдания научили нас состраданию и любви к людям, оказавшимся в нашем положении — пришельцев.
Пережитая обида — это испытание, которое может сломить одного, а другого сделать деликатнее и тоньше. Есть люди, которые, испытав боль, готовы сделать больно другим. Но есть и другие, которые, сами ощутив боль, не доставляют боль другим. Потому из нашей боли мы извлекаем урок любви к ближнему. «Не делай другому того, что ненавистно тебе!» — учил Гилель.
Нет ничего проще, чем вежливо общаться с обладающими силой и властью людьми, вышестоящим руководством. Но ведь важно не обижать беззащитных людей, которые не могут ответить, не умеют за себя постоять. Впрочем, именно в общении с попадающими в зависимость от нас людьми и открывается наше истинное лицо. Не случайно Тора предупреждает не обижать вдову, сироту, пришельца: «Пришельца не обижай и не притесняй его, ибо пришельцами были вы в земле Египетской. Ни вдовы, ни сироты не притесняйте» (Шмот, 22:20–21).
«Пришельца не обижай — это оскорбление словом, — поясняет Раши. — Не притесняй его — силою отнимая достояние (не обижай его в том, что касается имущества). Тридцать шесть раз Тора предупреждает не обижать пришельца!»
Мудрецы запрещают напоминать человеку об унижающем его прошлом. «Пришельца не обижай — не говори ему: “Вчера еще ты поклонялся идолам, а сегодня пришел изучать Тору, которая дана из уст Всевышнего”», — приводит Раши мнение мудрецов Талмуда (Бава Мециа, 58). «“Люби его, как самого себя, ибо пришельцами были в земле Египетской”. Если оскорбишь его, он тоже может оскорбить тебя, сказав: “Ты также происходишь от пришельцев”, — объясняет Раши. — В недостатке, который и у тебя самого есть, не укоряй ближнего твоего».
Почему в конце указания не обижать, а проявлять любовь к пришельцу, сказано: «Я — Всевышний, Б-г ваш»? «Я твой Б-г и его Б-г!» — поясняет Раши. Даже если человек не может постоять за себя или отблагодарить, то Всевышний накажет обидчика или вознаградит того, кто помогает беззащитному человеку.
«Вы сами пережили жестокость, в которой погрязла страна, отказывающаяся признавать права пришельцев, — поясняет рав Гирш. — Ваше несчастье в Египте состояло в том, что вы были “пришельцами”, что привело к вашему “порабощению” и “угнетению”. Поэтому ваш закон дарует всем жителям вашей страны, местным и пришельцам, равные права. Ваше стремление к святости обязывает, чтобы вы сделали пришельца равным со своим урожденным собратом и в вашем отношении, и в вашей доброй воле. Своей любовью, которую вы оказываете пришельцу, вы демонстрируете, что действительно признаете Всевышнего своим Б-гом, принимая с братской любовью всех Его детей. Любовь и уважение к пришельцу — это подлинная проверка вашего страха и любви к Б-гу».
И если так, то уровень святости, духовного совершенства человека и проявляется в его отношении к слабому!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора