Двухлетняя внучка Шайли подошла ко мне и сообщила: «Я тебя люблю». Её четырёхлетняя сестричка Оди отозвалась: «Я люблю…» Она перечислила своих родителей, бабушек, дедушек. В раннем возрасте дети овладевают важнейшими психическими функциями. Они учатся говорить. Общаться. Любить. А если не научатся?
Известны случаи, когда дети воспитывались, как Маугли, животными. Возвращённые в человеческое общество, такие люди уже не могли обрести нормальную человеческую психику, скажем, научиться членораздельно говорить. Время, когда возможно сформировать это, было безвозвратно упущено.
Уверен, неспособны они были и на человеческое чувство любви. Ведь без родительской любви им бы не у кого было научиться любить. Понятно, речь идёт не о либидо.
В старом советском сериале белый генерал, поражённый жестокостью контрразведчика, истязающего пленного, спрашивает того: «У вас была мать?» Догадываюсь, кого из своих современников имели в виду авторы сценария.
Бабель в эссе «Одесса» написал, что евреи «чадолюбивы потому, что это же очень хорошо и нужно — любить своих детей». Замечание не банально. Присмотревшись к миру, мы с удивлением видим, что любовь к своим детям — чувство у народов этого мира далеко не обыденное, даже редкое. Последствия этого читаем в книгах по истории.
В Торе многократно повторяется предостережение евреям против жертвоприношения детей языческим богам, как было принято у окружавших нас народов. Владимир Соловьёв поминает в книге о Магомете «обычай, требовавший, чтобы родители умертвляли детей женского пола (если их было много), закапывая их живыми в землю», существовавший в Аравии в VIII веке н. э. Эта традиция жива. Нынче палестинские арабы рядят деток в костюмы самоубийц, а ИГ устраивает шествие 5-летних смертников. Недавно арабы использовали как камикадзе для взрыва на базарной площади 8-летнюю девочку. Иранцы во время войны с Ираком отправляли на минные поля школьников, чтобы те своими жизнями проложили дорогу «более ценным» взрослым бойцам. А в Газе во время войны палестинцы ставили около пусковых установок своих ракет детей, чтобы, жахнув по установке, евреи убили бы заодно и крошек. Как уютно будет потом оплакивать их перед телекамерами! Такая вот родительская любовь.
Голда Меир рассуждала, что мир на Ближнем Востоке наступит, когда арабская мать станет любить своих детей больше, чем она ненавидит еврейских. Проблема не в ненависти арабской матери к еврейским детям. Любовь к своим — не в её генах, не в идеологии, не в традиции.
В «гражданской» войне в Сьерра-Леоне у «граждан» было принято отрезать захваченным детям враждебных племён ручку или ножку. В «цивилизованном» Пакистане их «Талибан» (не путайте с «Талибаном» афганским, который администрация Обамы недавно разжаловала из террористов) перестрелял школу с полутора сотней детей. В Кении мусульмане, захватив школу, выявив 147 детей-христиан, убили тех. А в совсем уже цивилизованной России погибли сотни детей из захваченных чеченцами заложников в театре в Москве и в школе в Беслане. Если любовь как психическая функция у людей не развилась, на её месте оказывается ненависть.
Величайший вклад евреев в возникновение и существование цивилизованного общества — привнесение в наш мир идеи любви. Распространить среди народов мира навык любви евреям удалось посредством христианства. Поскольку речь шла о людях, незнакомых с предметом, идеи у христиан оказались выражены гротескно, как, например, любовь к врагам или подставленная для удара вторая щека после пощёчины по первой. Воспитание католиков, медитирующих и молящихся в соборах перед изображением любящей матери и её дитяти, выглядит логичной формой воспитания функции любви.
Нацисты, строившие свой мир ненависти на идеях германского язычества, верно поняли, откуда в человеческое общество проникает идея любви. Поэтому для торжества их жестокого языческого мира им было столь важно уничтожить евреев.
Христиане много столетий тяжело культивировали умение любить и благодаря этому постепенно создали свою цивилизацию. Сегодня её разрушает либерализм — освобождение души и тела человека от многих традиционных качеств, включая родительскую любовь. Одному из отцов либерализма, «великому педагогу» Жан-Жаку Руссо, его жена родила пятерых детей. Так как они «мешали работать», философ сдал их в приют, из которого, как пишет историк Пол Джонсон, было лишь две дороги — на погост или в бродяги. Современные либералы к своим детям не жестоки. Они просто избегают деторождения: «Себе дороже!»
Евреи вскоре после Синайского откровения были атакованы народом Амалек. У этого народа не было никаких причин желать евреям зла. Амалек символизирует в Торе беспричинную ненависть. И люди в мире поделены на имеющих в душах функцию любви и имеющих вместо неё ненависть — духовно происходящих от Амалека. По линии, разделяющей эти две общности, и происходит разлом между добром и злом.
Вопрос отношения ко злу разделил философии двух крупнейших христианских мыслителей России конца XIX века. Лев Толстой отстаивал следующую за Евангелиями теорию непротивления: зло по мере встречи с добром рассеется. Владимир Соловьёв считал эту теорию «дьявольской». В своих «Трёх разговорах» обсуждая, «есть ли зло — только естественный недостаток, несовершенство, само собою исчезающее с ростом добра, или оно есть действительная сила, посредством соблазнов владеющая нашим миром», Соловьёв был на стороне видящих зло и призывающих к агрессивной борьбе с ним. «Генерал», представлявший в книге позицию автора, описывает чудовищную картину резни армян турками-башибузуками («младенцев на глазах матерей на угольях поджаривали»). «Мне Б-г велит прикончить их, а не разгонять, — называет генерал свою миссию в мире. — …И благословил же Господь все мои шесть зарядов… Не успели они опомниться — второй залп картечи… Кончилось дело. А у меня на душе — светлое Христово Воскресение».
В апреле 2002 года израильские войска провели контртеррористическую операцию в Дженине. Командир еврейской дивизии сообщил: «Я мог бы покончить с этим за несколько минут… Один хороший залп из всех имеющихся орудий по центру лагеря, и все было бы кончено. Но мы ведем себя иначе». Прочёсывая дом за домом, евреи потеряли 23 своих солдата.
Наш раввин в субботней проповеди назвал эту операцию демонстрацией величия еврейского духа. Подавленный гибелью наших ребят, я домогался от раввина: «Разве не достоин генерал, пожертвовавший еврейскими солдатами, чтобы спасти вражеское население, военного трибунала?» Раввин держался: «Я хотел сказать только то, что сказал». Со временем я понял: мы действительно говорили о разных материях. Раввин рассуждал о еврейской душе. А меня волновала тема противостояния злу.
В Торе Всевышний даёт евреям наставление относительно носителя зла Амалека: «Истребите память об Амалеке из поднебесья! Не забудьте!» (Дварим, 23:19). Судя по приказу «не забыть», мы должны помнить о приказе, поскольку зло вечно. Можно стремиться «истребить память», но нельзя этого достичь.
В идейном споре Толстого с Соловьёвым евреи в большинстве — на стороне Толстого. Недаром в России основную часть толстовцев составляли евреи, и общины толстовцев до недавнего времени существовали лишь в Израиле. Не знаю — может, и сейчас существуют.
Если евреи будут звонить по телефону и забрасывать Амалека листовками, как было во время их последних войн в Ливане и в Газе, кто же будет стирать память о нём? Возможно, эту работу придётся взять на себя самим Амалекам.
Когда встал вопрос об участии США во Второй мировой войне, Гарри Трумэн — в то время ещё сенатор — писал: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, таким образом, пусть они убивают как можно больше, хотя мне не хочется ни при каких обстоятельствах видеть Гитлера в победителях». Если бы немцы не убили 27 миллионов человек в СССР, потеряв в той войне почти 6 миллионов своих солдат, один из двух Амалеков — Сталин или Гитлер — смог бы завоевать Европу, а то и мир. Также, можно надеяться, спасут мир ведущиеся сегодня внутримусульманские войны.
Наш мир густо населён народами с неразвитой функцией любви. Когда в мире накапливается достаточно ненависти, случаются войны. Такие войны, как регулятор, снижают совокупный уровень ненависти в мире.
Надежда воспитанных на любви израильтян жить в мире может осуществиться, наверное, лишь тогда, когда их злобные враги, отчаявшись добиться успеха против евреев, станут удовлетворять свою ненависть, замкнувшись, как сейчас, друг на друге.
Книги Бориса Гулько
Путешествие с пересадками. Три книги воспоминаний
397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах. Стоимость $26, включая пересылку по США и Канаде.
Мир еврея
Избранные эссе с начала тысячелетия до 2012 года. 269 страниц. Стоимость $20, включая пересылку по США и Канаде.
Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com.
Книги продаются также на Amazon и Amazon Europe.