«Тазриа»
Описав в конце предыдущего раздела ритуальную нечистоту, исходящую от трупов животных, Тора переходит к законам «нечистоты» применительно к людям. Вначале она знакомит нас с процессом очищения женщины после родов. Затем рассматриваются различные виды поражений наподобие проказы — «цараат», которые появляются на теле человека, его одежде и на стенах дома в наказание за аморальное или антиобщественное поведение. При виде первых изменений на коже человек должен обратиться к священнику-коэну, который определял характер поражения: идет ли речь о «цараат» или кожном заболевании. Коэн изолировал пострадавшего на неделю. Если признаки болезни не менялись, карантин продлевался еще на семь дней, после чего коэн определял статус человека: чист или нечист.
В разделе описаны разные формы «цараат». Человек с подтвержденным диагнозом «цараат» должен был отрастить волосы на голове, распороть свои одежды и предостерегающе кричать: «Нечист, нечист!» Он не мог поддерживать нормальные отношения с другими людьми. В разделе рассматривается также явление «цараат» на одежде.
«Мецора»
Продолжая тему ритуальной нечистоты, Тора рассказывает об очищении прокаженного («мецора»). Этот процесс занимал неделю. «Мецора» должен был принести серию жертв и окунуться в микву, после чего коэн объявлял его чистым. Если «мецора» был беден, ему разрешалось пожертвовать более дешевых животных. Далее описывается проказа еврейских жилищ в Эрец Исраэль. Как только на стенах дома появлялись первые язвы, из него выносили вещи и, если диагноз «цараат» подтверждался, из кладки выламывали пораженные камни и со стен удаляли всю штукатурку внутри и снаружи. При повторном появлении таких язв дом полностью сносили. Затем описываются нечистые половые выделения у мужчин и женщин. Человек с «истечениями» должен был избегать контактов с другими людьми и с предметами. Сообщается порядок восстановления ритуальной чистоты в подобных случаях.
***
«Когда же исполнятся дни очищения ее за сына или за дочь, пусть принесет она годовалого ягненка во всесожжение и молодого голубя или горлицу в грехоочистительную жертву ко входу в Шатер Откровения, к коэну» (12:6).
В Торе концепция духовной нечистоты («тума») чаще всего связана со смертью, поскольку первейший источник «тума» — это труп человека. Почему же тогда роженица становится духовно нечистой? Ведь, рассуждая здраво, роды — это не аналог смерти, а ее антитеза; рождение и смерть — это два противоположных явления.
Еще один вопрос. Почему смерть так пугает нас? Ведь еврей знает (должен знать), что жизнь в этом мире — всего лишь быстро сгорающая свеча, и, когда ее задуют прожитые годы, Б-г приведет нас в великолепный дворец, пронизанный ярчайшим светом знания и вечности.
Однако мы не чувствуем этого, когда перед нами лежит бездыханное тело. «Вот он, конец, — думаем мы, — конец всему. А дальше все черным-черно».
Именно поэтому смерть является первоисточником нечистоты в нашем материальном мире: труп подрывает нашу веру в один из главных принципов иудаизма — воскрешение из мертвых.
В иврите слово «тума» родственно слову «сатум», запечатанный, запаянный, герметизированный. Так, например, четверть века назад, во время первой войны в Персидском заливе, каждая израильская семья оборудовала у себя дома «хедер-сатум», герметизированную комнату для защиты от возможного применения иракцами химического оружия.
«Тума» означает, что связь наших душ с Высшим источником скрыта от нас за семью печатями, что мы изолированы от этого знания. Все, что известно нам — это пугающая физическая реальность с четко очерченными границами.
На другом полюсе от «тумы» находится «таара» (духовная чистота). Слово «таара» родственно слову «зоар» — «сияние». «Зоар» (именно так называется самая известная книга по каббале) — это яркий всепроникающий свет, позволяющий видеть всю реальность, преодолевая барьер, отделяющий наш физический мир от высших, духовных миров.
Самая открытая часть жертвенника, стоявшего в Иерусалимском храме, называлась «Таара а-мизбеах». Самая светлая часть суток «цоораим», полдень, также родственна слову «таара». В полдень мы видим то, чего не замечаем в вечерних сумерках.
Роды — не менее материальное явление, чем смерть, а может быть, даже и больше.
Подобно тому, как вид мертвого тела изолирует нас от духовной реальности, от осознания нашей связи с Высшим источником, так и девять месяцев беременности мешают женщине увидеть, что за всеми ее физическими страданиями, тошнотой, слабостью, гормональными изменениями, анализами, медицинскими проверками, консультациями, бытовыми и семейными проблемами скрывается великое дело — Б-г приводит в этот мир еще одну живую душу.
Именно из-за того, что будущая мать оказывается в состоянии «тумы», временной изоляции от духовной реальности, ей надлежит после родов принести искупительную жертву в Храм в рамках процесса возвращения к состоянию «таары», когда перед ней вновь откроется вся перспектива — гармоничная связь физического и духовного миров.
Знак отличия
«А в день восьмой пусть обрежут крайнюю плоть его» (12:3).
Во время церемонии обрезания новорожденного мальчика присутствующие желают его родителям: «Так же, как приобщился он к Союзу (с Б-гом через обрезание), пусть придет он к Торе, к хупе и добрым делам».
Что означает эта традиционная формула?
Обрезание оставляет на теле еврея неизгладимое клеймо, свидетельствующее о его принадлежности к еврейскому народу и иудаизму. Точно так же все другие заповеди Торы, которые он будет исполнять, когда вырастет, должны стать неотъемлемой частью его личности, стать его знаком отличия.
Человек — это звучит гордо
«Отдаляйте же сынов Израиля от нечистоты, дабы не умерли они в нечистоте своей, оскверняя жилище Мое, которое среди них» (15:31).
Этим предостережением Тора указывает среди прочего на духовный аспект поражений, описанных в этом сдвоенном разделе.
Комментаторы отмечают, что законы ритуальной чистоты людей, изложенные в главах «Тазриа» и «Мецора», идут сразу после соответствующих законов о животных (разделы «Ваикра», «Цав» и «Шмини»). Такой порядок соответствует последовательности Сотворения мира: вначале появилась фауна, а потом человек.
Здесь же содержится важный нравственный урок: низкий, жестокий человек, раб своих инстинктов, хуже и опаснее животного. Ему можно напомнить: «Кто ты такой? Даже комар появился на свете раньше тебя!» Но тот, кто достоин горьковского определения «человек — это звучит гордо», тот, кто стремится достичь высот духовности, подобен царю, к приходу которого был сотворен весь мир. Именно о таком человеке, Его величестве человеке говорят, что он «создан по образу и подобию» Б-га.