В 1994 году Билл Гейтс совершил, наверное, главную ошибку своей жизни. Он решил, что у Интернета нет будущего. И даже написал об этом книгу.(The Road Ahead)
Логика Гейтса была проста и понятна.
Чтобы Интернету стать хитом, он должен привлечь массы.
А массы не хотят и не любят читать. Они хотят и любят смотреть/слушать.
Поэтому текстовый Интернет — удел тоталитарной секты nerds/geeks/academics, людей Книги и Буквы. Он никогда не будет близок к массовой аудитории.
Для завоевания масс нужно создать мультимедийную платформу, заточенную под аудио и видео, а не под обмен текстовыми сообщениями.
Гейтс вложил миллиарды долларов в построение такой платформы имени себя. Называлась она MSN — MicroSoft Network. Миссия её состояла в том, чтобы заменить открытый и бесхозный текстовый Интернет проприетарной площадкой для массового зрителя/слушателя. MSN был плотно встроен в операционную систему Windows 95. Каждый пользователь этой ОСи мог подписаться на MSN в один клик, минуя глобальный Интернет — соответствующая кнопка была предустановлена на десктопе во всех инсталляциях, даже для стран, где у MSN не было номеров дозвона. Также был предустановлен браузер Microsoft Internet Explorer 1.0, который не поддерживал половину известных в ту пору тегов HTML (таких, например, как FRAME и TABLE), зато позволял проигрывать аудио и видео. Массовый пользователь класть хотел на эти фичи и ставил себе Netscape.
Свою ошибку Гейтс понял практически молниеносно. Уже в 1996 году вышло второе издание «Дороги в будущее», где автор просил дядю простить засранца. Internet Explorer переписали практически с нуля, добавив поддержку всех известных W3C стандартов, и продавили чуть ли не 80%-ную долю рынка браузеров. Но было поздняк метаться. Шанс монополизировать Интернет был безнадёжно упущен. MicroSoft, конечно же, не разорился, но монополию, созданную в 1980-е годы, очень конкретно просрал. Сегодня он проигрывает по капитализации не только Яблу, но даже и Гуглу. Хотя когда-то (18 лет назад) именно подачка Гейтса спасла Apple во главе с Джобсом от банкротства.
К чему я тут рассказываю эту историю двадцатилетней давности? К тому, что сегодня пришло время сбываться пророчеству Гейтса о торжестве аудио/видео над текстовым форматом. Интернет сегодня уже окучил весь «золотой миллиард», причём два с половиной раза, и дальше он будет расти исключительно за счёт самой безграмотной и невежественной части населения планеты — малолетних детей, асоциальных пенсионеров и афроазиатской деревенщины. Всем им интересен звук и картинка, а текст из букв труднодоступен к их восприятию.
Станем ли мы в XXI веке свидетелями решительной победы аудио и видео над текстовыми носителями информации? В каком-то смысле, уже стали. Достаточно сравнить выручку iTunes Store с доходами магазина iBooks из того же семейства, чтобы убедиться: кино и музыка на порядок выгоднее цифровых книг. Тем не менее, я склонен думать, что победа, одержанная текстовым форматом 20 лет назад, не была случайностью. И реванша не будет.
Человек, обращающийся к Интернету за информацией, как выбирал её текстовый формат 20 лет назад, так и сегодня ему проще пробежать любой документ глазами, чем прослушать его аудиоверсию, или посмотреть читку на YouTube. Дело даже не в проблеме полнотекстового поиска по звуку и картинке: она-то решится, рано или поздно, будь то стараниями Брина с Пейджем или Яна с Черкашиным. Но не решится проблема самого дорогого и исчерпаемого на свете ресурса: времени нашей единственной жизни. Если некий документ читается глазами за минуту и слушается/смотрится за десять, то никакой разумный человек не предпочтёт слушание/смотрение быстрому чтению. Как бы ни был велик контингент папуасов, которым разбирать буквы не позволяет религия, для человека читающего их недуг не заразен.