Покажи, что влюблен!
Представьте себе, что ваш друг пришел к вам за советом.
– Ссоры в семье делают нашу жизнь невыносимой. Жена считает, что я больше не люблю ее, постоянно конфликтует со мной. Что мне делать?
– А ты показываешь жене, что любишь ее?
– Когда мы поженились, я сказал, что люблю ее, и добавил, что сообщу, если что-то изменится…
Вы думаете, что это шутка? Верно. Но в каждой шутке есть доля правды. Многие порой забывают словами и делами выражать свои чувства. Но вернемся к нашему «гипотетическому» другу и зададимся вопросом, как же ему помочь.
– Начни делать вид, что влюблен в нее! — посоветуйте ему. — Ухаживай за женой, как это делал когда-то в молодости, говори комплименты, дари цветы!
– Не хочу кривить душой, — возразит он. — Буду выражать лишь те чувства, которые ощущаю в своем сердце.
Итак, ваш друг — крепкий орешек. И лучшее, что вы можете сделать, — это пригласить его (конечно, с супругой) к себе в гости на пасхальный седер.
Покажи, что свободен!
«В каждом поколении еврей должен смотреть на себя так, как будто он сам вышел из Египта», — прочитайте эти слова Пасхальной Агады всем собравшимся за вашим праздничным столом. На этом месте можете остановиться и начать обсуждение…
Нет смысла спешить, проглатывая слова, когда вы читаете Агаду — рассказ об Исходе евреев из Египта. Однажды Хофец Хаим сказал, что тот, кто проглатывает слова Агады, похож на человека, которому дали вкусную конфету, а он взял да и проглотил ее, так и не успев почувствовать вкуса. А ведь важно не то, что ты прочитал, а то, чему научился. Главное в изучении Торы, в молитве — это впечатление, которое остается в душе человека…
Что означают слова «смотреть на себя»? Очевидно, что в данном контексте смотреть на себя — значит чувствовать, будто ты сам освобождаешься из Египта в ночь праздника Песах.
Любопытно, что, цитируя эти слова, Маймонид добавляет одну букву, которая переворачивает весь смысл сказанного. Вместо слова «лирот» — «смотреть» — Маймонид использует «лехарот», что означает «показывать».
«В каждом поколении должен еврей показывать, как будто он сам вышел из Египта». По сути, Маймонид формулирует закон о том, что еврей должен показывать, делать вид, будто он выходит из Египта.
Неужели Маймонид не соглашается с тем, что главное — почувствовать освобождение, что празднование Песаха — это не только воспоминание о прошлом твоего народа, но и личное раскрепощение? Конечно же, Маймонид согласен со словами Пасхальной Агады, которая цитирует Талмуд. Однако у Маймонида возникает вопрос, который мог бы задать каждый. Легко сказать — почувствуй, что освобождаешься. Но как это сделать, ведь в чувствах мы не вольны?
Именно на этот вопрос и отвечает Маймонид. Человек должен показать своими действиями, будто он выходит из Египта, и это поможет ему почувствовать освобождение. Практическое исполнение всех заповедей и, в частности, законов пасхального седера вдохновляет и освещает душу человека. «Сердца следуют за поступками», — сказано в книге «Сефер Ахинух».
Искренние чувства — это главное. Но мир устроен так, что между чувствами и поступками есть не только прямая, но и обратная связь. Например, когда радостно на душе, мы улыбаемся. Но даже если на сердце грустно и мы улыбнулись, то это улучшает настроение. Такую технику используют телефонные операторы, улыбаясь себе в зеркало во время разговора с клиентом.
«Возлюби ближнего, как самого себя!» — указывает нам Тора. Но как можно любить по заказу? Впрочем, слово «любить» — «ахав» — связано со словом «хав», что означает «давать». Чем больше мы любим, тем больше помогаем любимому. Однако верно и обратное: чем больше отдаем своему ближнему, тем больше начинаем его любить. В этом смысле заповедь любви к ближнему следует понимать, прежде всего, как обязанность помогать, совершать добрые поступки. Добрые же поступки, в свою очередь, вызывают и добрые чувства. Проявление любви со стороны мужа, прежде всего, влияет на его же чувства. В этом случае остается надеяться, что искренняя и выраженная любовь не останется без взаимности.
Символы седера
Продолжая праздничный вечер, вы, возможно, захотите обсудить значение некоторых символов седера. Мы готовы выполнять заповеди, даже еще не понимая их смысла. Но чем лучше мы понимаем то, что делаем, чем больше ума и души вкладываем в исполнение заповедей, тем большим вдохновением наполняются наши сердца. Предлагаю несколько мыслей в качестве пищи для размышления.
Четыре бокала
Приготовляя вино, виноград топчут, выжимают из него сок, который в конце концов превращается в ценный напиток и которым наполняют бокалы и поднимают их. Так же и судьба еврейского народа, который, преодолевая тяжести преследований, поднимется и выйдет из изгнания на свободу.
Яйцо
Чем больше варят пищу, тем мягче она становится. Однако чем дольше варят яйцо, тем оно становится тверже. Так и судьба нашего народа: трудности не сломили нас, а лишь закалили, сделали тверже и сильнее.
Марор
Горькая трава марор напоминает о горечи рабства. Тот, кто забыл о горечи рабства, перестает ценить сладость свободы и может ее потерять.
Карпас
Соленая вода символизирует слезы. Карпас (овощ), который макают в соленую воду, является символом весны (пробуждения жизни), которая преодолевает страдания.
Харосет
Сладкая смесь тертых яблок, орехов и красного вина символизирует глину, которую использовали евреи на строительстве пирамид. Почему символ рабства сладкий? Сладость может быть обманчивой, и нам следует научиться выходить из «сладких» и «комфортных» изгнаний и избавляться от «сладких» и «приятных» нам недостатков.
Маца
Мы уходили из Египта так стремительно, что тесто не успело закваситься. Нам следует так же безотлагательно выходить из нашего личного Египта, без промедления выполнять заповеди, спешить делать добро! Почему мацу ломают в начале вечера? Для того чтобы показать готовность делиться с нуждающимися!
Маца и хомец (хлебные изделия) состоят из одних и тех же ингредиентов — муки и воды. Разница только в приготовлении. Так же и в душе человека нет хороших и дурных качеств характера самих по себе. Вопрос лишь в том, как их использовать.
Терпение кажется нам достоинством. Но не в том случае, когда человек проявляет терпение к своим недостаткам или жена терпит издевательства мужа. Лень кажется недостатком. Но как «хорошо лениться», не совершая дурных поступков!
Хомец — поднявшееся тесто — символ гордыни, а тоненькая маца — символ скромности. Хомец — прокисшее тесто — символ кислятины и пессимизма, а пресная маца — символ веры и оптимизма.
Песах
«Песах» дословно означает «прыжок». Всевышний «перепрыгнул» через дома евреев в момент казни первенцев. Раскрепощение — это постепенный процесс. Однако Всевышний совершил прыжок, освободив евреев. Потому в этот день каждый из нас может также совершить «прыжок» и, преодолев все препятствия, обрести свободу!
Удивительно, что в статье, которая называется » Обрести свободу»и посвящена выходу из Египта, а это значит отказу от претворства и лжи нас учат противополодному Почему человек, который совершенно справедливо замечает, что не хочет кривить душой, не хочет , выражать чувства, которых нет в душе, не желает играть навязанную роль, обязан это делать. Любовь — не торговля на базаре,её нельзя унести.купить, продать, потерять,но и навязать нельзя.Она или есть, или её нет.Любовь невозможно запереть в четырёх стенах отметкой в паспорте, кольцом на руке. Любовь, как ветерок, которому нужен простор и свобода, попытки схватить обречены на провал.Жить без любви — сродни проституции, неважно в браке или нет. Зачем же этому несчастному нужно мучить себя, пытаясь «снова полюбить»? Чтобы не портить статистику браков-разводов? Когда пара потеряла любовь, но продолжает жить вместе, потому что необходимо соблюдать приличия или нужно жить «ради детей», наступает подавление. Человек утрачивает вкус к жизни, он испытывает усталость, нехватку энергии, что сказывается на состоянии здоровья Эти люди прибегают к помощи алкоголя, транквилизаторов,переедания, фанатичного трудолюбия..