Уже не первое десятилетие я описываю скандалы, окружающие Хиллари Клинтон. Началось с давно забытого Уайтуотерского дела, а кончилось нынешним скандалом по поводу частного сервера, который стоит у нее дома и через который она вела служебную переписку, будучи обамовским госсекретарем.
Сначала клевреты Хиллари предоставили Госдепу служебные имейлы, а остальные оставили себе, заявив, что они носят частный характер. Скептики нашли такую сортировку подозрительной. Конгресс потребовал выдать Госдепу всю переписку. В минувшую пятницу адвокат Хиллари сообщил, что память ее домашнего сервера стерта начисто.
Никсон до такого не додумался и погорел.
В 2002 году бывший редактор журнала «Пипл» Кристофер Андерсон выпустил объемистую книгу «Брак Билла и Хиллари», в которой утверждалось, что у Хиллари был роман с сотрудником Белого дома Винсентом Фостером, застрелившимся в 1993 году в вашингтонском парке из семейной реликвии — антикварного револьвера.
Фостер погиб за год до того, как Хиллари заявила, что в молодости она пыталась записаться в морпехи, но вербовщик якобы отверг ее, заявив: «Вы ничего не видите, вы слишком стары, и вы — женщина!» Этот номер был рассчитан на то, чтобы одним махом апеллировать к военным, пожилым, феминистам и окулистам, но Хиллари подняли на смех, и больше она в морпехи не записывалась, хотя соврала, что высадилась в Тузле под пулями сербских снайперов.
Хиллари построит свою предвыборную пропаганду на том, что она пламенный борец за права женщин и будет первой из них на президентском посту. Но ее уже критикуют за то, что миллионы долларов семейному фонду Клинтонов отвалили страны, в которых женщинам не дают водить машину и заставляют носить паранджу, а Клинтоны взяли и не поморщились.
Ее корят даже за такие мелочи, как то, что она не умеет печатать (это недавнее откровение бывшего наперсника ее мужа Дика Морриса, отстраненного от клинтоновского двора за прелюбодеяние — я не шучу).
Недруги Хиллари надеются, что совокупный вес прошлых, нынешних и неминуемых будущих скандалов утопит ее кандидатуру. Но, боюсь, эти упования построены на песке.
Этот прогноз основан на жизненном опыте и исследованиях виргинского политолога Ларри Сабато, которого я ставлю выше большинства его коллег по цеху.
Дело не только в том, что до выборов еще очень далеко и к ноябрю 2016 года сегодняшние скандалы давно забудутся. Дело в том, что скандалы обычно наносят кандидатам в президенты куда меньший урон, чем кандидатам в Сенат или в Палату представителей.
Политологи подсчитали, что, после того как комитет палаты по этике начинает расследование действий какого-то конгрессмена, его рейтинг падает почти на 12% и восстанавливается потом в час по чайной ложке.
Более 40% «оскоромившихся» конгрессменов так и не оправляются от скандала и либо уходят на покой, либо проигрывают следующие выборы. И даже те, кто все-таки побеждает на выборах после скандала, набирают меньше голосов, чем до него. Например, в 2012 году выяснилось, что врач-республиканец Скотт Дежарле, который является принципиальным противником абортов, грешил с многочисленными пациентками и уговаривал одну из них сделать аборт. Два года спустя Дежарле снова избрали в Конгресс, но с перевесом всего в 38 голосов.
Кандидаты в президенты обычно отделываются гораздо легче. Отчасти потому, что на президентских выборах речь идет о таких весомых предметах, как состояние экономики или война и мир. На их фоне большинство скандалов выглядят мелковато. Также кандидаты в президенты обычно являются известными величинами. Пресса и оппоненты уже хорошо покопались в их подноготной перед прошлыми выборами. Избиратели обычно имеют четкое представление об их плюсах и минусах, которое поколебать уже трудно.
Например, опрос «Хаффингтон пост» показывает: более чем у 90% американцев уже сложилось мнение о Хиллари Клинтон. Кроме самых молодых избирателей, оно есть у всех. Чтобы его поколебать, нужен какой-то сверхъестественный скандал. Я верю в Хиллари и не исключаю, что она еще оскандалится монументально. Но надеяться на это ее оппонентам не советую.
По словам профессора Сабато, в какой-то степени уже сформировавшееся мнение есть у американцев и о Джебе Буше. Помимо жителей Флориды, где он был губернатором, избиратели могут не знать всех подробностей, но у большинства американцев сложилось мнение о Бушах вообще. Возможно, у многих Джеб будет ассоциироваться с экономическим спадом при его батюшке и войнами при его брате.
Принадлежность к бушевскому клану имеет свои преимущества: Джеба все знают, истеблишмент его поддерживает, а спонсоры охотно раскошелятся. С другой стороны, в памяти народной еще живы непопулярная война в Ираке, финансовый кризис и «Катрина», от которой братик Джордж якобы плохо спасал Новый Орлеан.
что-то невезёт америке, то дважды избирают муслимного негра, теперь гитлари готовят в президенты
Избрание Про Исламской фанатички Хилари 90% гарантия атомной войны на Ср. Вотоке, усиление власти фундаменталистов