– Как учится мой сын? — спросил однажды уважаемый раввин рава Авраама Пама (который в молодости преподавал Талмуд в старших классах «Тора Ведаат», а затем в течение многих лет возглавлял эту иешиву в Бруклине).
– У вашего сына есть все данные, чтобы преуспеть, однако он не проявляет достаточного усердия, — ответил молодой учитель.
– Позвольте, я приведу сына сюда! — воскликнул раввин.
Рав Пам уже сожалел о том, что покритиковал ученика, опасаясь, что отец в гневе отругает сына. Однако слова раввина произвели глубокое впечатление на рава Пама, вспоминает он в книге «Атерет Авраам».
– Твой учитель сказал, что ты хорошо учишься, — обратился раввин к сыну. — Но если ты еще чуть постараешься, то добьешься большого успеха!
Лицо сына просветлело. Он начал учиться с большим усердием и действительно добился успеха. Если бы отец резко отчитал сына, тот бы обиделся на него и на учителя, и результат, скорее всего, был бы обратным. Колкая критика наносит обиды и оставляет шрамы на долгие годы. Если же критика выражена позитивно, то она действительно может помочь человеку в исправлении и становлении его личности. Умение, не унижая, упрекнуть человека — это великое искусство жизни! — подчеркивал рав Пам…
– Ну как учится мой сын? — недавно спросил меня во время родительского собрания отец ученика «Синай Академи». Я посмотрел на опустившего голову пятнадцатилетнего подростка и вспомнил историю рава Пама: в первую очередь необходимо начать с позитивного!
Похвала должна быть искренней и конкретной. Выражение «он хороший мальчик» зачастую раздражает родителей, которые хотят убедиться, что учитель не отделывается общими фразами, а действительно хорошо знает их ребенка. Хвалить нужно действия человека, упоминая его достижения и успехи.
Услышав позитивное начало и убедившись, что учитель является настоящим другом их ребенка, родители будут готовы к конструктивной критике в адрес сына. Конечно, необходимо, чтобы ребенок осознал свою ошибку, лишь в этом случае он сможет ее исправить. Если же учитель будет чрезмерно концентрироваться на проблемах ученика, то это может парализовать его волю.
Если же направить беседу в русло решения проблемы, то это вдохновит и придаст силы ребенку.
Впрочем, признаюсь, отнюдь не всегда следую правилу: «Начни с похвалы, а потом критикуй». Отвечая на вопрос отца: «Ну как учится мой сын?» — я мог бы раскритиковать юношу, но решил ограничиться похвалой! Я искренне похвалил его, упомянув некоторые его успехи. Когда мой ученик убедился, что я не собираюсь жаловаться на него отцу, он распрямил плечи и с благодарностью посмотрел на меня. На следующий день в школу пришел новый человек, который наконец-то начал учиться…
Каких животных можно употреблять в пищу? Тех, которые обладают двумя признаками кошерности: «То (животное), которое имеет копыто, полностью разделенное разрезом, и жует жвачку… вы можете есть. А этих вы не должны есть… верблюда, потому что он жует жвачку, но не имеет таких, как надо, копыт… И свинью, потому что она имеет полностью разделенные копыта, но не жует жвачку» (Ваикра, 11:2–7).
Тора определяет два необходимых признака кошерности: животное должно обладать раздвоенным копытом и быть жвачным. Но если так, то достаточно было бы упомянуть, что «у верблюда нет раздвоенных копыт», а «свинья не жует жвачку», и мы бы знали, что они некошерны. Почему же каждый раз Тора начинает описание животного с его признака кошерности: «верблюд жует жвачку, но не имеет таких, как надо, копыт», «свинья имеет полностью разделенные копыта, но не жует жвачку» — и лишь потом упоминает отсутствие второго признака кошерности?
Этим Тора указывает нам, как правильно упрекать человека, пишет рав Пам, приводя слова учителей этического движения «Мусар». Прежде всего, следует упомянуть позитивное — кошерный признак, лишь после этого можно говорить о негативном! Даже тогда, когда дети заслуживают упрека за учебу и поведение, родители и педагоги не должны начинать с критики, сначала следует упомянуть что-то хорошее о ребенке.
Впрочем, легко сказать «начать с позитивного», но как искоренить нашу естественную негативность?
«И огонь на жертвеннике должен быть зажжен в нем, не угасать» (Ваикра, 6:5). Почему сказано, что огонь жертвенника должен гореть в нем? Речь идет не только о жертвеннике, но и о служащем в Храме коэне, в душе которого должен гореть огонь любви ко Всевышнему и людям. Каждый из нас также должен служить в своем Храме жизни, вдохновенно творя добрые дела, объясняет рав Авраам Тверский. Но почему сказано об этом огне, что он должен не угасать? Рабби Шнеур-Залман из Ляд иносказательно объяснял, что если что-то и должно угаснуть, то это слово «не», символизирующее наш негативизм и пессимизм, которые человек может погасить огнем веры!
Два признака кошерности могут стать для нас хорошим уроком.
Прежде всего, человек должен преодолеть в себе агрессивность. Признаки кошерности отличают скот от хищного зверя. (Кстати, «мы — то, что мы едим»: мудрецы отмечают, что мясо животного влияет на характер человека, мясо хищника делает человека агрессивнее.)
Каждый обязан контролировать свою агрессию. Человек должен «пережевывать» свои мысли, думать, прежде чем говорить, писал ребе из Бялы, рав Ицхак Рабинович, в книге «Диврей Вина». Раздвоенность копыт — это символ способности человека анализировать свои поступки, с осторожностью делая полшага и удостоверяясь, что не наносит никому вреда.
Раздвоенность копыта — это внешний признак, в то время как жвачное устройство желудка — внутренний. Отсюда намек: человек должен стремиться к искренности, выражать добрые чувства, которые действительно есть в его душе.
Урок: похвала должна быть не фальшивой лестью, а доброжелательной, исходящей из сердца.