Этнограф, основатель и президент Русско-Американского фонда, член советов директоров ведущих еврейских организаций Нью-Йорка
Мечтания
Я родилась в Одессе. Всю юность провела в романтических археологических раскопках и мечтала заниматься этим всю жизнь. Но после окончания Ленинградского университета поступила на службу в Государственный музей этнографии народов СССР. И стала этнографом.
В нашем музее, где я проработала вплоть до отъезда в Америку, была крупнейшая в России и, пожалуй, одна из самых крупных в мире коллекция, посвященная культуре евреев России и Восточной Европы. В начале ХХ века идею еврейского музея еще вынашивал русский царь, желавший опровергнуть молву, что царская семья не чужда антисемитским настроениям. Так было положено начало коллекции, которая стала частью музея этнографии. Однако в советские годы, помимо сотрудников музея, мало кто знал об этих сокровищах. Разумеется, музей славился отнюдь не только еврейской коллекцией.
Двойная жизнь
В Ленинграде жизнь моя была прекрасной и комфортной. В паспорте я значилась украинкой — по национальности отца, которого не знала. Так что препятствия «пятого пункта» на меня не распространялись. Зато распространялись преимущества: у меня было много еврейских друзей. Кульминация такой двойной жизни наступила тогда, когда близкие друзья стали уезжать. Пришло осознание, что мы живем в клетке, выхода из которой нет. Этому способствовало несколько событий.
Первое. Одна из моих близких приятельниц, известный искусствовед-италовед, сотрудник Эрмитажа, получила приглашение на выставку в Италию. А на второй день после прилета в Италию она скончалась. Для нас, музейщиков, это было потрясением — наглядной констатацией того, что мы никогда не вырвемся на волю.
Второе. В 1977 году, когда в Ленинграде проходил конгресс музейных работников, дома у меня раздался звонок, и женщина, явно иностранка, на прекрасном русском попросила к телефону моего мужа. Она оказалась его кузиной из Америки, которая попросила провести ее в Эрмитаж, закрытый на дни конгресса. Тут-то мне и пришлось выверять все свои дружбы, решать, кому я могу доверить свою «связь с иностранкой».
Третье. Вскоре один мой родственник, с которым я была очень дружна, попросил спасти Борю Левитаса, нашего общего родственника. О Боре я знала из передач «Голоса Америки» как об активисте, который был в одной машине со Щаранским, когда за тем уже велась слежка.
Мой муж, крупный профсоюзный работник, был вне подозрений, я тоже занимала высокий пост и была на хорошем счету. Так что наша квартира могла служить надежным убежищем для диссидента. И мы стали конспираторами, оказались в центре еврейского подполья, и вечерами на нашей маленькой кухне Боря промывал нам мозги. Однако через полгода — по всем законам конспирации — явку следовало сменить. И Борю приютила семья Корнея Чуковского.
Четвертое. За границу с выставкой меня не пустили, якобы «я не доросла». Именно так я раньше отшутилась, когда сослуживица поинтересовалась, почему я не вступаю в партию.
В общем, устала я от всего этого.
Год ушел на то, чтобы уговорить на отъезд мужа.
А в Вене мы с мужем не понравились ХИАСу. Как назло, с нами в самолете летели Ивановы-Петровы-Сидоровы, и тут еще мы, Ковалевы, предстаем пред очами сотрудницы ХИАСа, которая не могла скрыть своего недовольства. Я начала судорожно декламировать Менделе Мойхер-Сфорима, а потом запела на идиш песню, которую пели бабушкины сестры. В конечном итоге дама, перед которой я устроила выступление, позвонила главе ХИАСа и спросила: «Что мне делать? Он похож на еврея, но по документам нееврей, она — типичная “шикса”, но все знает про еврейство».
Так была одержана наша первая победа в битве за «звание» еврея.
И с тех пор с этим «званием» я не расстаюсь. Состою в совете директоров многих еврейских организаций, стала первой русской в совете самой главной еврейской газеты Америки The Jewish Week. Отношу себя к первому поколению русского отделения UJA. Участвовала в основании и вошла в совет директоров COJECO, заседаю в советах Shore Front Y, RAJE и Brownstone…
Наш фонд
Но моя работа и моя жизнь — это Российско-Американский фонд, которым мы занимаемся вместе с моей единственной дочерью.
Наш фонд, во-первых, делает все, чтобы на карте Америки была заметна русскоязычная еврейская община, и, во-вторых, старается поддерживать диалог между Америкой и «территорией, которая нас воспитала». И я имею в виду и Советский Союз, и Израиль. В ежегодном фестивале, который проводит фонд, непременно присутствуют элементы, связанные как с культурой России, так и с Израилем.
На нашем счету также выставка, в основе которой лежит давно забытая история о том, как Америка послала в подарок Биробиджану коллекцию работ коммунистически настроенных еврейских художников. Биробиджану в ту пору было не до искусства, тем более не до американского искусства. Тем не менее эти работы не пропали, а были переправлены тогда же в Ленинград, в Музей этнографии.
Эта история отразилась в названии нашей выставки — The Time of a Great Dream: American Artists’ Gift to the Jewish Autonomous Region of the USSR.
На Конгресс
Вся работа нашего фонда способствует тому, чтобы мы помнили о своих корнях, ощущали свою принадлежность крепкой, успешной общине, имеющей единый голос. Это особенно актуально сегодня, когда мы приняли участие в выборах делегатов на Всемирный Сионистский Конгресс.
Наш голос поистине особенный. Мы, иммигранты, — люди, прожившие несколько жизней, наш кругозор намного шире, наша интуиция намного тоньше, наше видение мира, как мне кажется, более адекватное, чем у людей, которым досталась лишь одна жизнь. Многие процессы, которые мир проживает сегодня, мы прожили, когда были частью коммунистического сообщества, когда сражались за свое национальное самосознание внутри абсолютно унифицированного общества.
Мы — первое поколение свободных евреев, и наше стремление сохранить свои корни, держаться вместе, не ассимилироваться проявляется сегодня сильнее, чем у среднего американского еврея. Мы лояльнее и патриотичнее по отношению к Израилю. Примеров тому множество. Время от времени ситуация в Израиле накаляется, и туризм там угасает, но русскоязычных туристов не останавливает ничто. Ими движет необходимость видеться с родными, поддерживать их в трудную минуту, а также внутренняя потребность поддерживать Израиль. Не исключаю, что ко всему этому примешивается чувство вины за то, что мы не там. Чувство вины, которое сметает все преграды и атрофирует страх.
Для нас Израиль имеет совершенно другое значение. Поэтому наши голоса, голоса людей, испытывающих к Израилю безусловную любовь, должны быть особенно ценны для сионистского движения. Они должны звучать на Всемирном Сионистском Конгрессе.
Беседовала Наоми ЗУБКОВА
Александр Ройтблат
03.28.2015 — 02:09
Когда мне исполнилось 16 лет, я посмотрел спектакль Харьковского театра кукол Чёртова мельница. Было это в 1960 году. Сегодня мне исполнилось 70 лет. Персонаж который играл чёрта сказал такие слова.
Чертей без высшего образования не бывает.Это я запомнил на всю жизнь. И на самом деле только черти с высшим образованием смогли расщепить атом и создать современное ядерное оружие. Только черти с высшим образованием смогли создать ядерный подводный флот Соединённых Штатов Америки. Только черти с высшим образованием смогли запустить человека в космос. Только черти с высшим образованием превращают сегодня Планету в испытательный полигон для всех видов самого современного оружия. В сложившейся ситуации евреи Израиля должны как черти сражаться со всеми врагами еврейского народа за свою страну. Для того чтобы на территории Израиля не было враждебного государства Палестина.
Александр Ройтблат. Нацерет Иллит. Израиль.
1 0 Оцените комментарий
Ответить
Александр Ройтблат
03.31.2015 — 04:51
Макиавели писал о том, что талантливый политик наносит самые неожиданные удары по своим противникам в самых неожиданных местах.Таким местом для еврейского народа является Нью Йорк на территории которого находится ООН.Именно для Нью Йорка я и написал Обращение Бога Авраама, Ицхака и Яакова ко всем народам Планеты на русском языке. Ваша задача перевести эту статью на английский язык и дать ей светлую дорогу в Нью Йорке. И чем раньше, тем лучше для всех евреев Планеты.
Сделайте всех американцев друзьями Израиля при помощи этой статьи переведенной вами на английский язык и появившуюся в центральной прессе Америки. Текст её самый простой.
Бог Авраама, Ицхака и Яакова предлагает всем народам Планеты помочь ему продлить жизнь этой замечательной Планете без войн ещё на несколько тысяч лет, открыв представительства своих народов в городе дипломатов Всевышнего Армагедон в районе горы Мегидо в долине Эмек Израэль.Кроме этого наступило время разным народам Планеты сделать опись имущества Всевышнего на территориях своих государств и поместить все эти описи имущества Всевышнего в одном из залов Храма Царя Соломона.Берегите Планету от войн.
Потомок Царя Давида Александр Ройтблат. Нацерет Иллит. Израиль.
0 0 Оцените комментарий
Ответить
Александр Ройтблат
03.31.2015 — 06:49
Тайна имени Еврейского Бога. Имя еврейского Бога состоит из четырёх букв. Буквы Йуд, буквы Хэй, буквы Вав и второй буквы Хэй.Первая буква в имени еврейского Бога Йуд руководит всеми энергетическими полями Вселенной от энергетических полей всех атомов, до энергетических полей Метагалактик.Кроме этого буква Йуд руководит всеми энергетическими полями людей, животных и растений.Она даёт жизнь всему живому на этой Планете и эту же жизнь после размножения отнимает.Третья буква Вав определяет общее представление человека о могуществе Творца Вселенной.Вторая и четвёртая буквы в имени еврейского Бога олицетворяют собой десять заповедей Моше Рабейну. Втора буква Хэй характеризует собой суть Творца Вселенной при помощи первых пяти заповедей.Четвёртая буква Хэй в имени Творца Вселенной характеризует собой поведение человека по отношению к другим людям и народам Планеты при помощи вторых пяти заповедей таких как Не убий, Не укради, Не прелюбодейсктвуй, Не отзывайся ни о ком ложным свидетельством и Не возжелай того, что тебе не принадлежит.
Все эти заповеди запрещают всем народам Планеты заниматься грабежами беззащитных народов.
Через 900 лет после того, как Всевышний дал эти заповеди еврейскому народу Индийский магараджа Принц Гуэтамо ставший живым воплощением Будды, десять заповедей Моисея включил в параметры Бога Будды. К сожалению ни мусульмане, ни Христиане этого не сделали.
0 0 Оцените комментарий
Ответить
Александр Ройтблат
03.31.2015 — 07:09
Что из себя представляет еврейский ТАНАХ и другие еврейские священные писания. Это книги жизни Планеты, как бы к ним другие народы Планеты не относились.Раби Любавич поручил своим раввинам ставить защиту Всевышнего от Апокалипсиса во всех синагогах Хабада по всей Планете при помощи еврейских миньянов из десяти праведников еврейского народа.Евреи грешники к сожалению в своего Бога Авраама, Ицхака И Яакова не верят и длинных родословных не имеют.
0 0 Оцените комментарий