Горе от ума

gore-ot-uma-griboedov

Ах, от господ подалей;
У них беды себе на всякийчас готовь,
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь. 

Александр Грибоедов

Иносказательно слова героини гениальной комедии Грибоедова можно перефразировать: лучше держаться подальше от особого внимания людей, от которых зависишь, поскольку у нихот любви до ненависти – один шаг.

На деле люди, за исключением отдельных праведников, поступают ровно наоборот. Действительно — кто, кроме сильных мира сего, может дать тебе богатство, власть, почёт?Люди считают, что Всевышний далеко и Он не вмешивается. И на этом людском мироощущении грешники «делают свой бизнес». Причем злодеи явно не дураки, они тонкие психологи. Посмотрите хотя бы обработку «общественного мнения» перед выборами. Или вспомните слова Бисмарка: «Чтобы разогреть массу, газетам нужно ровно две недели».

Что же мешает нам заслужить истинную награду? Наверное, горе от ума.

Обратимся к событиям Пурима. Пир Ахашвероша. Разгул страстей. И вот пьяный царь решает похвастаться главным богатством – обнаженной женой. Вероятно, подобно современным героиням Голливуда и красавицам с обложки «Плейбоя», она была единственная злодейка, которая в то время на это согласиласьбы. По крайней мере, из власть имущих. Более того, даже обрадовалась. Времена, знаете ли, были ещё архаические.

К её сожалению, тело покрылось волдырями. И живая обложка «Плейбоя» постеснялась,- или скорее подумала, что царь возненавидит её,увидев с прыщами.Как истинная женщина,Вашти не хотела в этом признаться, хотя царь бы её понял. И горделивая внучка Навуходоносора, неспособная скромно, потупив очи, рассказатьо своих проблемах, бросилась во все тяжкие. Зная страшный характер мужа, она начала упрекать его в происхождении. Никакой выгоды ей от этого не было, просто дурной характер. Впрочем, это был не единственный её недостаток. Она по-садистки относилась к еврейским служанкам, заставляла их работать в Шаббат, даже прислуживать себе голыми,- и за всё это получила по заслугам.

Но как-таки царь согласился расстаться с любимой игрушкой,- той, которую, кроме власти, он считал основным украшением дома?И которая, между прочим, своим царским происхождением придавала некоторый, освящённый традицией авторитет его власти узурпатора.

Кто и почему осмелился дать ему совет казнить царицу? Еврейские мудрецы того времени, к счастью, в политику сами не лезли, в семейные отношения персов тем более. Так что они под благовидным предлогом отказались давать совет. И вдруг мелкий чиновник (Мемухан=Аман), рискуя жизнью и понимая, чем он рискует, даёт совет царю(который каждые пять минут меняет своё мнение!) казнить Вашти! На чём он сыграл, чтоб царь согласился? Что непослушание царицы может разрушить империю.

Но какой у него был «бубновый» интерес? Ему-то чем царица мешала? Пока человек не достигнет власти, он должен, если не хочет потерять голову, рассчитывать каждый шаг.

Во-первых, он надеялся пристроить царю свою лапочку-дочку. Во-вторых, отомстить Вашти за пощечину, которой она его наградила, когда он пытался её соблазнить. Интересно, почему она не приказала его казнить? Версию, что она его пожалела, рассматривать не будем. Вероятно, ей было лестно, что нашёлся человек, который, рискуя жизнью, польстился на её прелести. И хотя сам он оставался ей противен, вспоминать это было приятно.

Есть ещё две причины. Аман считал, что он, возможно, возвысится и пристроит сыновей и жену. Но основное – его жена Зереш унижала его достоинство, не желая говорить с ним на языке амалеков. Поэтому он надеялся указом царя заставить её это сделать. Помните у того же Грибоедова: «злые языки страшнее пистолета»? А если это язычок жены?!

Для настоящего злодея любая из перечисленных причин более чем самодостаточная. Ну, разве что кроме заботы о родственниках – ради неё настоящий амалекитянин рисковать жизнью не будет. Он же не кавказец!

В принципе, все, что я писал выше – факты общеизвестные. Но вдруг, продолжив анализ Мегилы, я испугался. Я впервые в жизни заметил, что закон «мера за меру» применяется не только к праведникам, но даже и в отношениях между собой нечестивцев. И Аман получил по этому закону наказание не только за то, что задумал и пытался осуществить истребление евреев, но и за злодейство по отношению к Вашти.

Мысль этодля меня была революционная. Я нигде не видел источников, рассуждающих на эту тему. Я поделился идеей с учителем. И он одобрил ход моих мыслей.

Основной урок Пурима – что миром управляет Царь. Любое добро будет вознаграждено, любое зло будет отомщено. Даже зло, которое одни злодеи допускают по отношению к другим злодеям. В итоге Аман, временно возвысившись после казни Вашти, повлиял на приход к власти Эстер, которая добилась у царя казни Амана. Причём царь обвинил его в домогательстве к Эстер. «Лапочка-дочка» бросилась с крыши, не вынеся позора, когда случайно вылила на голову отца нечистоты. Сыновей повесили. Я не думаю, чтобы жена Амана была так счастлива от всего этого. Даже если она говорила в будущем по-амалекски, то только на могиле мужа.

Чему учит эта история? Сейчас в мире много конфликтов. Ливия, Ирак, Украина, Сирия и так далее. И все, кому не лень, принимают участие в этих конфликтах на чьей-либо стороне, имея, подобно Аману, свой «бубновый интерес».

История повторяется. Или как дешевый фарс, или как трагедия. А сейчас дешёвые фарсы ложных «патриотизмов» и примитивного политического шантажа в итоге превращаются в людские трагедии. И никто не помнит, что дерево в 50 локтей высотой, поставленное тихонько у себя во дворе, может быть использована не только как виселеца для врага.

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 3,83 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Марат Левин

Израиль
Все публикации этого автора