За день до своей исторической речи в Конгрессе США израильский премьер Биньямин Нетаниягу выступил в Вашингтоне на съезде AIPAC, самого большого и влиятельного израильского лобби.
Он отметил, что в зале присутствует бывший президент Чехии Милош Земан. Нетаниягу сказал, что, когда его призвали в армию, ему выдали винтовку чехословацкого производства, и поблагодарил Земана за помощь его страны еврейскому государству.
Слушая израильтянина, я подумал, какие же они разные с Бараком Обамой, который сроду не держал в руках боевого оружия и рисковал в жизни разве что арестом за кокаин или марихуану. Как пишет Стивен Коллинсон с CNN, «Обама видит свою миссию в том, чтобы прекратить наземные войны, поставить кампанию против терроризма на устойчивую основу и следовать завету Джона Кеннеди, что США “никогда не нужно страшиться переговоров” с врагами».
Я не имею понятия, что значит «поставить борьбу с террором на устойчивую основу», и подозреваю, что Нетаниягу тоже не знает. Он знает, что террористов (цитируя другую историческую фигуру) нужно «мочить в сортирах».
В отличие от Обамы, который рос в тепличных условиях, Нетаниягу провел большую часть жизни в очень опасном ближневосточном околотке и поэтому смотрит на мир менее мирно. Он также помнит горькую историю своего народа.
Израильтянин находится на одной волне с американскими внешнеполитическими ястребами, которые уверены, что главным залогом мира и стабильности являются военная мощь и бдительность.
Обама верит в международное право. Как замечает Дэвид Маковский, который был советником госсекретаря Керри по Ближнему Востоку, «Нетаниягу считает, что многие категории, которым учат на юрфаке, в его околотке не всегда применимы».
Обама и Нетаниягу с самого начала не любили друг друга, но дело не только в их личной антипатии, а в совершенно разных взглядах на мир. Как говорится, Обама — с Венеры, а Биби — с Марса. Забавно поэтому, что, критикуя Нетаниягу за его речь, левый конгрессмен-демократ еврей Джон Ярмут назвал его «ребенком».
Зато республиканцы носили израильтянина на руках, и не они одни. Хотя администрация полтора месяца вешала на Биби всех собак и призывала демократов бойкотировать его выступление, на этот призыв откликнулись всего 56 человек, то есть меньше четверти депутатов правящей партии.
Большинство же явились как миленькие и вежливо сдвигали ладоши, хотя некоторые сильно страдали. Их лидер в Палате представителей Нэнси Пелоси потом заявила, что на протяжении речи израильтянина она едва удерживалась от слез, удрученная тем, что он считает США настолько бестолковыми.
Ну не все США, а Белый дом. В поисках своего исторического наследия Обама собирается подписать с Ираном ядерную сделку, которую Нетаниягу считает смертельно опасной для Израиля. Неясно, удастся ли ему ее сорвать, но он сильно подпортил Обаме малину.
Администрация доказывает, что это лучшая сделка, которой можно добиться от Тегерана. Но, как замечает вполне либеральная «Дейли ньюс», на протяжении почти 6 лет своего правления Обама не препятствовал «вызывающему» превращению Ирана в ядерную державу.
«В результате обамовские клевреты сейчас обреченно заявляют, что, поскольку затолкать джинна обратно в бутылку уже невозможно, обамовская сделка по крайней мере отчасти стреножит злодеев», — говорится в редакционной статье газеты, озаглавленной «Биби, черт возьми, ты прав!».
«Вылезайте из-за стола, — обращается «Дейли ньюс» к Обаме, — и возглавьте мир, который станет все туже затягивать экономическую удавку на горле отпетого режима, показавшего, что он уязвим для санкций».
Но газета сомневается, что президент США пойдет по этому пути, поскольку «у него нет для этого ни решимости, ни мудрости».
После речи Нетаниягу бойкотировавшие ее законодатели-демократы устроили совместную пресс-конференцию. Вечером телевизионный комик Джимми Фэллон показал нарезку из самых убогих ее моментов, когда выступавшие запинались в собственном тексте и не могли произнести имя израильского премьера.
«Бинь-я-мин Не-та-ния-гу!» — несколько раз гневно прокричал Фэллон, вызвав хохот аудитории.
Среди демократов, критиковавших речь Биби, выделялась флоридская конгрессменша Коррин Браун, которая одновременно входит и в афроамериканскую, и в прогрессивную фракции Палаты представителей, то есть вдвойне левая. Она была единственным парламентарием от Флориды, заявившим, что будет бойкотировать его выступление.
Как объяснил ее пресс-секретарь газете «Тампа таймс», «она считает совершенно неприемлемым не только то, что спикер Палаты представителей Джон Бейнер пригласил его в обход президента Обамы и Госдепартамента, но и то, что он даже не информировал их о том, что руководство палаты пригласило премьер-министра выступить в Конгрессе».
Поэтому Браун не явилась на выступление Нетаниягу. Но, после того как о его речи заговорили все СМИ, Браун разительным образом сменила пластинку. Ее офис выпустил пресс-релиз со следующим ошеломительным заголовком: «Конгрессвумен Браун рукоплещет выступлению премьер-министра Нетаниягу на совместном заседании Конгресса».
«Конгрессвумен Коррин Браун, являющаяся горячей сторонницей и другом еврейского государства, от всего сердца аплодировала сегодня премьер-министру Биньямину Нетаниягу, — говорилось в этом поразительном документе. А далее приводились ее слова: «Будучи давним сторонником Государства Израиль и активным членом фракции “Рабочая группа демократов за Израиль”, я стою плечом к плечу с еврейским государством в его непрерывных поисках мира и процветания как его собственного народа, так и всего человечества».
Дальше Браун обрушилась на Иран, ХАМАС и «Хизбаллу», вознесла осанны Израилю и закончила свой пресс-релиз цитатой… из речи Нетаниягу, на которую она принципиально не явилась. Видать, среди ее избирателей имеется могучая кучка реликтовых евреев, все еще настроенных произраильски.
В Конгрессе есть и демократы, которые искреннее разделяют израильскую точку зрения на переговоры Обамы с Ираном. Самым видным из них является сенатор из Нью-Джерси Боб Менендес, который не устает поносить готовящуюся сделку своего вождя с Исламской Республикой.
Поэтому многие нашли подозрительным заявление обамовского Министерства юстиции о том, что оно собирается возбудить дело против Менендеса, который обвиняется в коррупции. Сенатор якобы проталкивал законодательство, которое было выгодно одному его приятелю-бизнесмену, пожертвовавшему в фонд Демпартии 700 тысяч долларов.
Штат Нью-Джерси щедр на продажных политиков, поэтому я не удивился этим обвинениям, хотя наблюдатели говорят, что доказать их будет довольно сложно. Расследование велось около двух лет, и настораживает, что Минюст решил объявить о нем именно сейчас, накануне сделки с Ираном, против которой ополчился сенатор Менендес.