Финансист, филантроп, член совета директоров UJA Federation, председатель совета директоров COJECO и первый президент этой организации
Воспитание национального самосознания
В 7 лет я, киевский первоклассник, впервые получил по носу, услышал в свой адрес «жидовская морда» и узнал, что принадлежу к уникальной группе, которую можно бить по носу и обзывать.
Мой дедушка был ортодоксальным евреем, который до 90 лет ходил на Житный рынок на Подоле, покупал курицу и нес ее резнику. Я вырос в интеллектуально-религиозном окружении, в двух кварталах от синагоги.
В 12 лет мне приходилось видеть, как украинские дети нападали на стариков, шедших из синагоги, и мы с группой ребят вставали на их защиту: провожали наших и чужих бабушек и дедушек домой.
В 17 лет родители сообщили мне, что в Киеве евреев в институты не принимают. И я уехал поступать в Омск.
В итоге для меня быть евреем стало самым важным фактором жизни. И не только самому быть евреем, но и продлить еврейство. Моя цель сегодня — создать комфортную и счастливую жизнь своей семье и одновременно способствовать сохранению и росту нашей еврейской общины. Эту задачу я смог сформулировать не в Киеве и не в Омске, а только в Америке.
Последствия советского национального воспитания
Мы приехали в Филадельфию в 1977 году. Я тут же пошел учиться в Wharton University и уже со степенью бакалавра в области аудита начал поиски работы. Мое резюме заканчивалось интригующим пунктом: University of Siberia.
И приманка сработала. Когда Алан Гринберг, руководитель The Bear Stearns Companies, прочел эту строчку моего C.V., он решил взять на работу такую «диковину». Много лет спустя я напомнил ему об этом, когда делал пожертвование в адрес New York UJA Federation в его квартире на Greenberg Event.
Но впервые я попал на благотворительный вечер UJA в 1982 году. Там было много людей всех возрастов, и все они громко объявляли, сколько денег дают еврейской общине. Мне это понравилось.
Дела мои шли очень прилично: к 27 годам я стал партнером в немаленькой фирме и получил мастерскую степень в Stern Business School of NYU, а также был активным участником UJA — организации, программы которой охватывают 4,5 миллиона евреев в год. Позже там создали русский отдел…
В конце 1980-х я попал на важное заседание, где пять-шесть видных филантропов решали судьбу советских эмигрантов: направить ли весь поток в Израиль или оставить им американскую калитку. Меня как главу русского отдела UJA пригласили на эту встречу, и я попытался отвоевать возможность выбора для своих бывших соотечественников. Но, как оказалось, я, сам того не ведая, выступил против израильского истеблишмента — и силы были неравные…
Потом, в 2001 году, была создана главная координирующая структура русскоязычной еврейской общины Нью-Йорка — COJECO (Council of Jewish Emigre Community Organizations), совет директоров которой возложил на меня обязанности президента. Надеюсь, главным показателем ее успеха станет в конечном счете ее исчезновение, знаменующее интеграцию русскоговорящей еврейской общины в единую еврейскую общину Америки. Но для этого должны пройти годы, если не десятилетия…
А пока мы хоть и не породнились окончательно с американскими евреями, но двоюродными родственниками все же стали. И я очень благодарен этим нашим кузенам за то, что они помогли вызволить из Советского Союза более полутора миллиона евреев. Однако считаю, что кое-что и мы им взамен дали: наша иммиграция, явившаяся самой мощной утечкой мозгов за историю человечества, кардинально изменила и Америку, и Израиль.
Фамильный сионизм
Зарождение во мне сионизма датируется 1972 годом. Именно тогда родители тайно привезли мне из Америки книгу Леона Юриса «Эксодус». И я представлял себя героем еврейского подполья в подмандатной Палестине.
С тех пор я убежден, что Израиль — единственный щит и меч, который есть у евреев во всем мире. Без Израиля жизнь наша была бы намного сложнее. И вообще, Израиль — как чудо мирового создания — неповторим. Мои жена и дети — тоже ярые сионисты. Бар-мицву сына и бат-мицву дочери мы отмечали в Израиле.
Прошлым летом во время военной операции в Израиле моя дочь, насмотревшись в Лондоне на пропалестинские выступления, твердо вознамерилась устроить крупную произраильскую демонстрацию в Нью-Йорке. Она открыла соответствующую страницу на Facebook и обзвонила три десятка СМИ с призывом провести такую акцию. Уверен, она была той каплей, которая переполнила море и вывела к зданию ООН более пятнадцати тысяч человек.
Сын действовал иначе. Многие знают, что в Израиле есть традиция — хоронить изношенные флаги в землю, подобно поврежденным свиткам и потрепанным священным книгам. Когда у моего сына была бар-мицва, он упросил израильского охранника отдать ему снятый с флагштока старый флаг. Год спустя сын повесил этот флаг в своей комнате. А недавно (сейчас юноше уже 25 лет) этот флаг «выстрелил» снова. Сын шел с работы через Grand Central и увидел группу палестинцев, распевавших антиизраильские песни. Он сходил домой за экипировкой — повесил на одно плечо флаг Иерусалима, на другое — флаг Израиля и, пританцовывая, запел израильские песни перед поющими палестинцами. Те полезли на моего сына, собравшаяся публика вызвала полицию. В итоге полиция закрыла палестинский концерт, а заодно и произраильское одиночное выступление. Так мой мальчик в одиночку положил конец палестинскому балагану, с которым «Гилель» и прочие студенческие организации справляться не умеют.
Общинный сионизм
Считаю, что русскоговорящая еврейская община на Всемирном Сионистском Конгрессе имеет право на более мощный голос, чем у нее есть сейчас. И не потому, что я хочу создать гетто, а потому, что в демократии слабый голос могут и не услышать.
Между тем наш окрепший голос должен указать на то, как в нынешней ситуации следует изменить порядок распределения фондов, связанных с еврейской жизнью. Скажем, то, что большие силы надо бросить на вовлечение молодежи в еврейство, но делать это надо, основываясь не на негативном опыте антисемитизма, а на позитиве нашего национального богатства — на еврейской культуре, истории, иудаизме. Огромные средства следует направлять на пропаганду Израиля. Убежден, что сегодня Израилю нужен гениальный пиар, и экономить на нем ни в коем случае нельзя.
На все эти процессы способна повлиять именно наша община.
Беседовала Наоми ЗУБКОВА