Израиль озаряют всполохи боев. К счастью, это не кровавые стычки. Это битвы полов. Четыре модерн-ортодоксальные женщины выиграли в суде дело против города Бейт-Шемеш, в котором некоторые тротуары «только для мужчин» и установлены знаки, требующие от женщин «скромной одежды».
Лидер этой женской группы Нили Филипп изображена на фото в газетной заметке в платье с открытыми локтями и коленями, правда, в косынке. Ортодоксальная традиция предписывает замужним женщинам в том числе покрывать волосы.
Решение суда — не конец истории. Год назад постановление против сегрегированных тротуаров вынес генеральный прокурор, но город его не выполнял ввиду опасности бунта ультраортодоксальных мужчин (харедим). Судья постановил, что «угроза насилия» не делает определенные районы «выше закона» и не оправдывает дискриминацию женщин.
Не знаю, насколько серьезна угроза насилия. Наша подруга, женщина за 70, села со своим внуком на одно из передних сидений автобуса, направляясь к сыну в поселение харедим. К ней подошли двое юношей и предложили пересесть, как у них принято для женщин, в конец автобуса. Наша подруга в стиле американской героини времен расовой сегрегации Розы Паркс отказалась, и юноши в смущении отошли.
C другой стороны, о бунте против нескромной одежды рассказывает мидраш: рабби Адой бар Аава, повстречав однажды на улице женщину, облаченную в нескромное одеяние, и подумав, что она еврейка, не в силах вынести творимое ею осквернение Имени, сорвал с нее это одеяние. Когда выяснилось, что женщина не была еврейкой, ему пришлось заплатить четыреста зуз за причиненный ущерб. После чего он сказал: «Если бы я сдержался, я бы сэкономил четыреста зуз».
Из этого видно, что вопрос о скромности в одежде стар и неоднозначен. Скромность — наше первородное чувство. После того как Адам и Ева отведали запретный плод, «открылись глаза их обоих, и узнали, что наги они, и сшили смоковенные листья, и сделали себе опоясания» (Бытие 3:7). После этого «сделал Б-г Всесильный человеку и жене его одежды кожаные и одел их» (3:21).
Не факт, что первые люди непременно выглядели, как комиссары времен Гражданской войны. Рабби Арье Каплан приводит мнение, что имеются в виду «кожаные покровы» — то, что мальчики теряют на восьмой день жизни при обрезании, а девушки — значительно позже.
История запретного плода тоже имеет неожиданную интерпретацию. В старые времена свидания и ухаживания приняты не были — жен покупали. Купить можно было и мужа, если он был значительным человеком. Конечно, в этом случае у него могло быть больше одной жены.
В раю у Адама и Евы все было общим. Им не принадлежал только запретный плод — единственное, за что Ева могла купить себе мужа. И Ева совершила подвиг — потеряла рай, вечную жизнь, приобрела родовые муки, но мужа себе купила.
Инстинкт скромности победим. Так, в начале 20-х годов ХХ века члены общества «Долой стыд» разгуливали по Москве нагишом и проводили шествия и вечера обнаженного тела. В 60-е годы стал популярным пляжный нудизм. Потом мода прошла. Если, гуляя по пляжу, скажем, в Майами-Бич, вы случайно забредете в его нудистскую часть, то сможете убедиться, что с 60-х годов его обитатели сильно постарели. Вспомните, может быть, обращенное Козьмой Прутковым к «древней греческой старухе, если бы она домогалась его любви»: «…Прикрой, старуха, // Безвласую главу, пергамент желтых плеч // И шею, коею ты мнишь меня привлечь!»
А в прогрессивном Сан-Франциско городские власти приняли против граждан, гуляющих обнаженными, дискриминационные меры. Их обязали, если те усаживаются на городские скамейки в парках или на остановках, подкладывать что-нибудь под попки.
Иная тенденция: в том же Бейт-Шемеше возникло движение «еврейский Талибан», в котором евреек — даже маленьких девочек — прячут как мусульманок в хиджаб. Появились ряженые подобным образом еврейки и в американском Манси. Секта «Лев Тахор», принявшая для своих женщин такой кодекс предельной скромности, почувствовала себя неуютно в Израиле и перебралась в Канаду. Оттуда им пришлось бежать в Гватемалу. Потом их изгнали и из Гватемалы. Трудно по-настоящему скромно одетым евреям найти себе место на земле.
Соотношение хиджаба и привлекательности неоднозначно. Повстречав на улице в одном из мусульманских городов Западной Европы двух новых европеянок, одну — в хиджабе, другую — без, я удивился, что та, которая с открытым лицом, была менее привлекательной, чем ее занавешенная спутница. Еще сто лет назад Саша Черный рассуждал о господине Икс, крайне смутившемся, когда в дыру на его рукаве проглянул локоть: «Сей Икс имел лицо кретина // И сорок с лишним лет позорил им Творца, // Но никогда, сгорая от стыда, // Ничем не прикрывал он голого лица».
Возвращаясь к конфликту в Бейт-Шемеше, нужно признать, что действительно встречаются на улицах женщины с открытыми коленями и локтями или с прикрытыми, которые выглядят привлекательно. В их оправдание замечу, что такими их создал Творец.
Другой конфликт, в котором компромисс найти труднее, чем в одежде: главный раввин Эфрата Шломо Рискин впервые в истории современного Израиля назначил женщину — Дженни Розенфельд — «духовным советчиком». Рав Рискин предсказал, что это назначение «станет началом широкого процесса… Женщинам нужен образец». Рав объяснил: «Существуют вопросы, которые женщине неловко задавать мужчине, но удобно спросить женщину… Мы живем в особое время, в которое религиозное образование доступно для женщин на очень высоком уровне… Очень важно для женщин быть вовлеченными в дискуссии о еврейском законе и становиться религиозными лидерами со всеми правами». Называя вещи своими именами, рав Рискин устанавливает для женщин статус, равнозначный ортодоксальному раввину.
Попытку произвести женщину в раввины в июне 2006 года предпринял мятежный нью-йоркский раввин Ави Вайс. RCA отверг его инициативу, и рабби Вайс отступил. «Духовный советчик» звучит нейтральнее, чем раввин. Дженни Розенфельд включена также в программу подготовки на высокую должность религиозного судьи — даяна.
Мужчины стали доминировать в еврейской духовной жизни, наверное, со времен возникновения раввинского иудаизма в I–II веках н. э. Жена ключевой фигуры этого процесса рабби Акивы, легендарная Рахель, прославилась тем, что обусловила согласие на замужество с Акивой изучением тем Торы и была готова жить многие годы вдали от мужа, занятого ученьем.
Импульс доминированию мужчин в иудаизме дали, возможно, конфликт и трагедия в семье великого рабби Меира, перешедшего в иудаизм потомка императора Нерона, как полагают, основного автора положений главной части Талмуда — Мишны. Однако есть мнение, что в Мишне в большой степени отражена мудрость жены рабби Меира Брурии. По легенде рабби Меир, чтобы доказать Брурии, что даже самые мудрые женщины легкомысленны, поручил своему ученику соблазнить ее. Брурия оступилась и, не снеся позора, покончила с собой.
Неясно, что правда в этой странной легенде — не все в ней сходится. Но со времен Брурии изучение Торы стало чисто мужским делом.
Эта монополия продержалась долго, до 1918 года, когда портниха из Кракова Сара Шнирер устроила в своей мастерской первую школу для еврейских девочек. С тех пор наступление женщин в иудаизме происходит неуклонно. Организация русских харедим в Израиле в последние годы присылала в Америку «для уроков женщинам» лекторов-женщин. Наш любавичский раввин удивился: «Почему же мужчинам у них не поучиться?» Лекции израильских женщин были глубоки и информативны.
Продвигаясь в религиозной иерархии, женщины подняли бунт и в социальной сфере: в Израиле зарегистрирована для мартовских выборов партия женщин-харедим — B’Zhutan.
Со времен Евы (какой могла быть религия первой семьи на земле, кроме иудаизма? Так что запишем Еву в еврейки) еврейские женщины обладали чрезвычайным влиянием в социальной жизни. Когда Сара потребовала от Авраама изгнать его наложницу Агарь и ее сына Ишмаэля — прародителя арабов, «показалось это весьма прискорбно Аврааму по поводу сына его. И сказал Всесильный Аврааму: “Все, что Сара тебе скажет, слушайся голоса ее”» (Бытие, 21:11–12). Из-за этого эпизода моя жена считает Сару основателем политического движения, воссозданного в современном мире рабби Меиром Кахане.
Еще более важное решение для еврейского народа приняла Ривка — жена нашего второго праотца Ицхака. Необыкновенно драматична история, как Ривка обрядила своего сына Якова в козлиные шкурки и помогла тому обманом получить от отца благословение лидера народа, которое Ицхак готовил для старшего из братьев Эсава.
Случались влиятельные еврейки и в последующих поколениях. Пророчица Дебора руководила народом в эпоху судей и выиграла войну против ханаанейского царя Явина. Хорошую память о себе оставило правление царицы Александры (76–67 годы до н. э.), куда лучшую, чем царей-мужчин того периода. А Голду Меир называли единственным мужчиной в израильском правительстве.
Однако мужчин — политических лидеров харедим создание женской партии B’Zhutan чрезвычайно озаботило. Один из раввинов в руководстве партии United Torah Judaism пригрозил, что брачные контракты поддерживающих новую партию женщин будут аннулированы, будет запрещено отдавать детей в школы и детские сады, которыми руководят мятежницы, делать покупки в их лавочках, принимать их детей в еврейские школы. А адвокат Дов Халбертал — значительная фигура среди харедим — озвучил на радио угрозу отлучения от общины мятежниц и их детей «на поколения».
Принадлежа к мужскому полу, я поддерживаю столь строгие кары против ослушниц. Еще в Книге Эстер, когда царица Вашти отказалась исполнить приказ царя Ахашвероша покрасоваться перед его гостями, явившись к нему на пир в одной короне, советник указал царю: «Не пред царем одним виновата царица Вашти, а пред всеми князьями и пред всеми народами… потому что поступок царицы приведет к тому, что все жены будут пренебрегать своими мужьями» (1:16–17). Поэтому повелел царь своим подданным, «чтобы всякий муж был господином в доме своем» (1:22).
Но уже сейчас господство мужчин в домах харедим относительно. Представитель организации харедим «Агудат Исроел» рабби Ави Шафран в статье «Ультраортодоксия — самая феминистская религия» отметил, что в мире харедим женщины становятся влиятельными, поскольку не зависят от своих мужей финансово и, более того, обеспечивают свои семьи. Высока их занятость в хай-теке. Правда, не получая светского образования, женщины-харедим претендуют в хай-теке лишь на нижние позиции. На их плечах и забота о детях в их больших семьях, так что жизнь женщин-харедим чрезвычайно тяжела. Не мудрено поэтому, что, если в мире в среднем продолжительность жизни женщин выше, чем мужчин, в Израиле среди разных групп населения мужчины-харедим по этому показателю занимают второе место, а их женщины — восьмое. Об этом сообщает рабби Слифкин на своем сайте.
Я сомневаюсь, что суровые угрозы остановят движение женщин-харедим. Лет 15 назад провост JTS в Нью-Йорке профессор Джек Вертхаймер писал, что величайшую угрозу ортодоксальному иудаизму представляет феминизм. И время подтверждает его правоту. Только угроза целит не в иудаизм, а в неизменность традиций харедим.
Боюсь, что как не затолкать назад пасту, выдавленную из тюбика, так и не остановить экспансию женщин-харедим во всех областях жизни.
На выборах 17 марта, наверное, своих мятежных религиозных сестер поддержат светские феминистки. Многие израильтяне любят что-то новенькое и голосуют за неведомые партии-однодневки. Так, пару выборов назад они провели в Кнессет семерых приближавшихся к Альцгеймеру представителей партии пенсионеров. Ожидаю голосование таких избирателей на новых выборах за женщин-харедим. Да при тайном голосовании может случиться все что угодно. Не удивлюсь, если именно партия B’Zhutan будет определять в ближайшие годы внутреннюю и внешнюю политику Израиля. И, как показал пример наших великих праматерей Сары и Ривки, это может оказаться благом для нашего народа.
Книги Бориса Гулько
Путешествие с пересадками. Три книги воспоминаний 397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах. Стоимость $26, включая пересылку по США и Канаде.
Мир еврея
Избранные эссе с начала тысячелетия до 2012 года. 269 страниц. Стоимость $20, включая пересылку по США и Канаде.
Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com.
Книги продаются также на Amazon и Amazon Europe.