– Здравствуйте, Марат! Скажите, почему Ваши рассказы и песни всё время на верху в «рейтингах» — что на нашем сайте, что у брецлавских и на «Толдот», что у христиан и мусульман?.. Вы — не профессиональный певец и писатель, мелодии довольно простые, в рассказах нет особых литературных изысков — они написаны обычным разговорным языком.
– Наверное, я отвечу словами Сент-Экзюпери: «Пусть обязательно найдётся кто-то, кто будет указывать мне на мои недостатки. Но пусть он это делает любя!» Возможно, это роднит меня с Сергеем Довлатовым (я, конечно, извиняюсь, что сравниваю себя с классиком) — отсутствие негативных героев, кроме автора. «Любовью автора мы любим всех, — как кто-то написал о Довлатове, — и охранников, и заключённых…» Потому что в мире была лишь одна война между добром и злом — это когда Сатан атаковал Адаму и Хаву.
– А остальные войны?
– По моему мнению, остальные войны были войной зла со злом — с элементами добра, конечно, которые глупо отрицать.
– А как же «заповеданные войны», например, завоевание евреями Кнаана по прямому повелению Творца?
– Да, но евреи не выполнили до конца это повеление (за что мы до сих пор расплачиваемся), так что элементы зла и там присутствовали. Евреи из-за своего милосердия, чаще всего применяющегося не к тому, к кому надо, оставили в Израиле идолопоклонников. Смотрите, сегодня Тель-Авив, в котором 20 лет тому назад многие просто не закрывали двери, превратился в опасную для хождения зону. Мы принимаем всяческих суданцев, эритрейцев… Милосердия не хватает только для своих братьев. По закону Торы, необходимо, чтобы Святую Землю заселяли евреи и иноплеменники, взявшие на себя соблюдение 7 «заповедей потомков Ноаха».
– То есть верить в единого Б-га, не убивать, не развратничать и т. д. А сами евреи преуспели в этом — чтобы ставить такие условия иноплеменникам?
– Смотрите, я говорю о чисто теоретических аспектах, а узнать, какова сегодня практическая алаха: кого пускать жить, кого не пускать жить в Израиле — обратитесь к мудрецам поколения. Это не моего масштаба вопрос.
– Если уж продолжать тему — хотя, честно говоря, мне бы хотелось поговорить о другом, — есть же закон Торы: спасать раба, бегущего от хозяина. Земля Израиля по определению — это место защиты угнетённых и преследуемых. Насколько я понимаю, сегодня таковой объявила себя лишь Америка?
– Я не думаю, что Израиль в данный момент может выполнять эту функцию — ни в силу своего духовного состояния, ни в силу стратегического положения. Есть знаменитое изречение: «Кувшин может изливаться на других, только когда он сам полон водой». Иначе есть опасность самому умереть от жажды — я имею в виду духовное состояние. Всё, что Вы перечислили, исполнится после победы во второй в истории войне добра и зла: когда войска Гога будут сражаться против Машиаха. И это будет война чистого зла против чистого добра, конец которой мы знаем. Потому что его гарантирует не ООН или ЮНЕСКО, а сам Всевышний — единственный гарант, на которого можно положиться. И после победы в этой войне не останется обиженных и оскорблённых, земля наполнится знанием о Всевышнем, каждый будет знать своё место в мире и свою функцию — и с наслаждением исполнять её.
– Вы позволите, Марат…
– Позволяю заранее.
– …Мы перейдём от возвышенных абстракций к грубой повседневности…
– Я думаю, что эту повседневность тоже можно описать теми же терминами и она подчиняется тем же законам. Просто есть иллюзия, что мы говорим о разных вещах.
– И всё-таки ради нас, бедных обитателей иллюзии. Сейчас в СМИ идёт массированная волна ненависти к мусульманам. Вы знаете, я не большой поклонник ислама, хотя знаю о нём кое-что из своих штудий и немного из старых практик — но при таком непрерывном охаивании просто очень хочется выступить на защиту. Что Вы скажете об исламе?
– В отличие от Вас, я Коран не читал, даже в переводах. Но то, что я знаю от своего учителя — что ислам является вторичным от характера Ишмаэля, их предка, описанного в Торе. После разрушения Вавилонской башни Всевышний разделил мир на 70 народов. Половина из них находится под влиянием ангела Ишмаэля (имени этого ангела я не знаю, пытался выяснить — учитель не сказал). А вторая половина — под влиянием ангела Эсава, имя которому — Сатан.
– Маленькое недоумение: вышеупомянутый джентльмен носит ещё имя Ангел Смерти — насколько я вижу, культ смерти сегодня — это достижение особенно энергичных последователей ангела Ишмаэля.
– У меня нет прямого ответа, я не думал на эту тему. Но, позвольте, я продолжу свою линию. Какие качества соответствуют Ишмаэлю? В принципе, это чисто «женские» черты: материальность и страсть.
– Вы имеете в виду реальных женщин или духовный принцип «мужское-женское»?
– В первую очередь, конечно, духовный принцип. Но в среднем эти качества больше касаются женщин, чем мужчин. Хотя сегодня существуют мужчины с женскими качествами, женщины с мужскими… Соответственно, у ислама — более сильная вера и способность к самопожертвованию — которые более свойственны женщинам. Основные же качества ангела Эсава — это гнев и шутовство.
– Ну опять Вы на нас, бедных журналистов, нападаете!
– Есть что есть… Я сам немало этим занимался. Но я писал в годы развитого социализма, поэтому злоязычие и фиглярство были категорически запрещены. Более того, полагалось брать «визу» у того человека, про которого ты писал — иначе были бы крупные неприятности.
– Пардон, а ругать капиталистов и насмехаться над всяческими Америками и Израилями?
– На это имели право только лица, особо приближённые к соответствующим органам — я в их число не входил. Моё дело было — рисовать светлое настоящее.
– Любопытно, что сейчас люди живут, как минимум в «развитых странах», намного лучше — но картина мира у них куда более пессимистичная. С подачи СМИ?
– Мне как-то объясняли, почему в СМИ наибольшей популярностью пользуется именно пессимистическое описание мира. В современном обществе основным двигателем прогресса является зависть. И для того чтобы успокоить людей, умерить их зависть — таким успехом пользуются рассказы о том, что у других народов и даже у «больших людей» всё плохо.
Потому что с завистью есть только 2 метода борьбы. Один: знать, что всё справедливо распределил Всевышний — но так живут единицы, причём я имею в виду не народы, а личности. А второй — верить, что «даже и на Солнце есть пятна», что Пугачёву бросил любовник, племянник такого-то миллиардера выпрыгнул из окна. Жить как-то становится легче… Причём в этот раз я цитирую «светских» психологов.
– Тут я не могу с Вами и с ними не согласиться: Россия да Иран «встают с колен», «коварные враги окружили нас, но мы крепчаем — и пусть всем им (тоже) будет плохо!»…
– Да-да, я к месту вспомнил анекдот: «Что будет с Советским Союзом, который догонит и перегонит Америку, стоящую на краю пропасти?»
– Тогда позвольте обратиться к вещам, которые не особенно вдохновляют даже без злостных журналистских интерпретаций, — событиям в Париже.
– Начнём с того, что этот журнал давал страшные карикатуры на темы христианства, на темы Холокоста, на темы израильско-арабских отношений…
– И кто из переживших Катастрофу или поклонников Израиля, православия, римского папы и т. д. взял в руки «калаш»? Ну а при чём к этим карикатурам убитые в магазине евреи — тем более что насмешками над раввинами журнал занимался с особенным удовольствием? Казалось бы, евреи должны быть на стороне противников такой формы «свободы слова» — но и это не уберегло от пули.
– Вы оставляете свободу выбора — или убийца, или пересмешник? Мне не нравится ни та, ни другая компания.
– Понимаю, что здесь — война между злом и злом. Но всё-таки жестокое убийство, в том числе многих посторонних людей, нравится мне ещё меньше, чем хамское зубоскальство.
– Естественно, и мне тоже, и я не хочу уравнивать их. Вообще, я бы не стал их упоминать в одном предложении — потому что может показаться, что, осуждая одну сторону, я оправдываю другую.
Да, убийцы — они убийцы, мерзавцы и злодеи. Но я по-прежнему утверждаю, что причина их действий — не в том, что они исповедуют ислам, а в их внутренней сущности, описанной в Торе. Не зря Ишмаэль назван в ней «пере-адам», «дикарь-человек». Дикарь — но человек. Человек — потому что он верит в Б-га.
– Но в того «бога», в которого он хочет верить? Который, по его мнению, поддерживает методы «Аль-Каиды» и «Исламского государства», предпочитает отрубать головы или насильно переводить «в свою веру» и т. д.?
– Да. Человек он — потому что он верит в единого Б-га и пытается по-своему служить Ему. А остальное — от «дикаря».
– А что насчёт насмешничества? Это — не то ли, что в Торе описано как «поклонение идолу Бааль-Пеору», служение которому предполагало, слеха, испражнение на самого бога? То есть на все духовные ценности, в смысле: «человек — мера всех вещий!» (и мы знаем этого человека).
– И это тоже, конечно. Но Рамхаль пишет, что насмешка — основной вид оружия против любой духовности.
– Говорят, что СССР и многие другие, отнюдь не «образцово-духовные» режимы тоже разрушены насмешкой. Можно ли сказать, что она — просто оружие, а как его повернуть — зависит от воина?
– Вы знаете, я сейчас снова перечитываю Высоцкого — и я не нашёл места, при всём его гениальном юморе, где он смеётся над чем-то порядочным, над чем-то человеческим. И в лучшей, наверное, песне, посвящённой Высоцкому (Александра Ткачёва), есть фраза: «Материться, шепча “дорогая”». Опять возвращаюсь к Экзюпери: указывать человеку на его недостатки можно, только если ты его очень любишь и он об этом знает. В другом случае — ничего, кроме вреда и ссоры, это принести не может. Поэтому попытки играть роль «старшего брата» — России, Америки и других культур и империй — ничего, кроме вреда, не приносили и не принесут.
Вы знаете, я в 1986 году работал на атомной электростанции в Болгарии. И в Болгарии того времени я заметил очень большую любовь ко всему русскому. Причём любовь природную, а не «надиктованная сверху».
– Кто же не знает: «болгарский слон — младший брат русского слона»!
– Нет, причина совсем другая. В 1877 году русские зашли в Болгарию. Освободили её от турок — и ушли. Это, наверное, уникальный приём — тогда тебя действительно назовут «братом».
– Марат, Вы не на «Новороссию» намекаете сейчас?
– Нет-нет, хотя это тоже были места моих командировок — сейчас я там ничего не могу понять. Раньше в тех местах людей, кроме выпить, закусить и погулять с девочками, ничего особенно не интересовало. Откуда такой «квасной патриотизм» — мне не понять. Тем более что последние 22 года я, кроме Грузии, никуда на территорию бывшего Союза не езжу. Это раньше менял в день по 3 самолёта… Но у меня такое впечатление, что на «постсоветском пространстве» в немалом числе мест перешли от «развитого социализма» к каким-то разновидностям феодализма.
– Но вернёмся, если не возражаете, в Париж, «город моей мечты». Помните советский анекдот? «Каждую весну я опять хочу в Париж». — «Что, уже бывал?» — «Нет, уже хотел».
– Франция, в принципе, первая страна победившего атеизма. Родина Вольтера, Дидро, Руссо, Жана Эффеля, экзистенциалистов, образец революций и революционности. И в то же самое время это страна человека, «без которого опустела земля», который просит: «В этом море тьмы каждый огонёк возвещал о чуде человеческого духа. При свете той лампы кто-то читает, или погружён в раздумье, или поверяет другу самое сокровенное. А здесь, быть может, кто-то пытается охватить просторы вселенной и бьётся над вычислениями, измеряя туманность Андромеды. А там любят… Подать бы друг другу весть! Позвать бы вас, огоньки, разбросанные в полях — быть может, иные и отзовутся».
– Марат, я тоже люблю Сент-Экзюпери, просто потому, что он — добрый человек…
– Скорее, добрый волшебник.
– …Но в войне зла со злом — я не спрашиваю, на чьей Вы стороне, я спрашиваю лишь — кому из несчастных Вы больше сочувствуете?
– Наверное, всё-таки жертве, а не палачу. Ведь есть даже такая еврейская молитва: «Хорошо, что ты меня сделал жертвой, а не палачом».
– Ислам сейчас «поднимается с колен», от его имени вещают и взрывают самые злобные и дикие. Я не могу поверить, что все мусульмане — потенциальные «рубители голов», Творец не создаёт миллиарды существ, человеческих существ, ради одного служения злу. К тому же, говорят наши мудрецы, после прихода Машиаха арабы первые признают его истину.
– Есть такое мнение. Но оно, по-моему, не единогласное.
– На что они так обижены, что их так оскорбляет, что выплёскивает наружу не столько служение Б-гу, сколько дикость?
– Основная причина — природа ангела Ишмаэля, под духовным водительством которого находятся эти народы. Вторая причина — зависть, желание отнять у Эсава право первенства, право власти. Если Эсав говорит, что когда-то евреи были избраны, но потом потеряли своё избранничество — то ишмаэльтяне утверждают, что изначально Авраам (Ибрагим) принёс в жертву Б-гу Ишмаэля, а не Ицхака и что с самого начала избраны на роль святого народа его потомки.
Но в основном это — простая жажда власти. Вернее, даже не просто власти, они хотят не столько верховодить, сколько подчинить и поглотить. Страсть символизируется водой, а вода — она всё затапливает.
– А как же «великий пророк Мусса (Моисей)», один из пяти главных пророков в мусульманстве? Аналогичный вопрос и про другого из «великолепной пятёрки» — Иссу (Иисуса).
– Для них это — чистая теория и теология, «в пользу бедных». В реальности для них ничего подобного нет.
– Но всё-таки отчего мусульмане так оскорблены любой над собой и над своими святынями насмешкой, что готовы убивать и умирать? Это — от комплекса неполноценности или больше из-за абсолютной уверенности в своей правоте?
– Я думаю, и то и другое — в разной пропорции у людей. Потому что если «ты прав» — почему же ты (и с тобою Б-г) на вторых ролях в этом мире?! Вероятнее всего, у них это (как, к слову, и у христиан) из-за реальной привязанности к материальному миру: «у кого деньги — тот и пан».
– Но почему же тогда евреи, верящие, что истина дана человечеству в Торе, спокойно относятся к тому, что мы — не «владыки мира» и что еврейское государство склоняется и ругается на всех перекрёстках? Или все евреи — такие уж законченные «бессребреники»? По моим наблюдениям, примерно половина на половину.
– Этот мир — не то «зеркало», в котором легко прочесть ответ. Но главное — мы ищем причину своих бед в себе, а не в «проделках врагов».
– Мусульмане — по крайней мере, самые напористые из них — сегодня мечтают стать «шахидами». Шахид — у них чуть ли не высшее звание! При чём здесь привязанность к материальности?
– Для чего они хотят стать шахидами? Не ради ли хорошей еды и питья, тёплого климата и 72 гурий в раю?
– Неужели так примитивно для всех?
– За всех я не могу отвечать, но для большинства, по-моему, да. Хотя они, наверное, и сами об этом не догадываются.
– А что с насмешниками и провокаторами? В чём их цель и ценности?
– По-моему, ни в чём. По-моему, их цель — отсутствие цели. Одно из имён ангела Эсава в Торе — «зачем тебе знать моё имя?». Как у «Наутилус Помпилиус»: «Можно верить и в отсутствие веры, можно делать и в отсутствие дела. Нищие молятся, молятся на то, что их нищета гарантирована».
– Там, помнится, дальше: «Если есть те, кто приходит к тебе — найдутся и те, кто придут за тобой». Это выглядит ужасным предсказание того, что случилось в Париже?
– Да.
– Марат, как Вы хотите назвать это интервью?
– «Скованные одной цепью» — которую выковал Сатан для человечества, уговорив согрешить Адама и Хаву. Но скоро эта цепь распадётся.
Ешар коах!