Я слышу, как из каждой ямы вы окликаете меня
Они все виновны. Поляки и украинцы, литовцы и французы. Сегодня, через 70 лет после сдачи нацистскому зверью своих евреев, они решают, кто будет зван на эти, черт бы их побрал, «торжества», а кто — нет.
Поляки, по случаю — владельцы этой жирно удобренной евреями земли, изгнавшие с нее последних евреев уже в 1968 году, перемигиваются с французами, литовцами и немцами. Договариваются, чтобы русских, чьи солдаты сбили 70 лет назад замок на воротах Освенцима, на «празднования» не приглашать. «Опустить» их лишний раз за «крымнаш». А что, миллион ушедших в дым европейских евреев — неплохой повод для сегодняшних идеологических «разборок». А о страшном Львовском погроме в виде грандиозного уличного шоу, устроенном тогда, летом 41-го, двуногими в вышиванках — молчок, а о велодроме парижском, откуда французские евреи тогда через промежуточные лагеря как раз в Освенцим и попали — тоже ни словечка… И о том, что нет лесочка и нет оврага в их Латвиях, Литвах и Украинах, где отважные местные жители с невиданным энтузиазмом не помогали бы полиции и гестапо «окончательно решать еврейский вопрос». По-соседски разбирались со своими евреями… вплоть до сжигания еврейской половины деревни непосредственно с ее обитателями. Об этом — тишина. Вот «крымнаш» — это всегда актуально, своевременно, а главное — уместно. Не нами сказано: «…Поставлена глупость на высокие посты…» Глупость, которая кощунственна до подлости.
А вот что: пошли они все к чертовой матери.
Мы их помянем сами, своих убитых, вместе с Ильей Эренбургом:
Мое дитя! Мои румяна!
Моя несметная родня!
Я слышу, как из каждой ямы
Вы окликаете меня.
Мы понатужимся и встанем,
Костями застучим — туда,
Где дышат хлебом и духами
Еще живые города.
Задуйте свет. Спустите флаги.
Мы к вам пришли. Не мы — овраги.
В этот день, 27 января, 124 года назад родился великий поэт, прозаик, публицист Илья Эренбург. По молодости он был богема, фрондер и космополит, и в ранних его стихах то и дело мелькают камины, арлекины и гардемарины. Но после 41-го, собирая с Гроссманом «Черную книгу», он расслышал наконец «голос крови» и раз и навсегда сделался евреем. В основу книги легли свидетельства советских евреев с оккупированных территорий. Оба они с Гроссманом поседели, работая над этой страшной книгой, которую все равно никто тогда не прочел. Набор приказали рассыпать.
Таких «еврейских стихов», как Эренбург, никто, даже Слуцкий, не писал и не мог написать.
Бродят Рахили, Хаимы, Лии,
Как прокаженные, полуживые,
Камни их травят, слепы и глухи,
Бродят, разувшись пред смертью, старухи,
Бродят младенцы, разбужены ночью,
Гонит их сон, земля их не хочет.
Горе, открылась старая рана,
Мать мою звали по имени — Хана.
А вот это… страшно сказать, любимое у меня:
За то, что зной полуденной Эсфири,
Как горечь померанца, как мечту,
Мы сохранили и в холодном мире,
Где птицы застывают на лету,
За то, что нами говорит тревога,
За то, что с нами водится луна,
За то, что есть петлистая дорога
И что слеза не в меру солона,
Что наших девушек отличен волос,
Не те глаза и выговор не тот, —
Нас больше нет.
Остался только холод.
Трава кусается, и камень жжет.
***
Теперь о фотографии. Она из Лодзинского гетто. Из гетто отбирали евреев для отправки в лагеря смерти. На фотографии — женщина прощается с сыном, которого «отобрали», а она остается. «Выбор Софии» в «Иностранке» помните? Все зачитывались тогда. Может быть, лучше, когда нет выбора? Для нас всегда все хуже.
Был такой поэт Моисей Тейф, он писал на идиш. Стихотворение «Кихэлэх и зэмэлэх» посвящено памяти маленького сына Тейфа, который остался в Минске с родителями поэта и погиб в Минском гетто. Перевод (запредельно хорош) — Юнны Мориц.
В незатейливом, полном очаровательного лукавства напеве детской песенки проступает вдруг скорбный вздох отчаяния, тихий плач по отнятому мальчику, без которого жизнь остановилась, потеряла смысл.
Этими строчками помянем отдельно от общего миллиона наших мертвых, входящих в этот чудовищный мартиролог 245 000 испепеленных дотла еврейских детей Освенцима.
Город пахнет свежестью
Ветреной и нежной…
Я иду по Горького
К площади Манежной.
Кихэлэх и зэмэлэх
Я увидел в булочной
И стою растерянный
В суматохе уличной.
Все,
Все,
Все,
Все дети любят сладости.
Ради звонкой радости
В мирный вечер будничный
Кихэлэх и зэмэлэх
Покупайте в булочной!
Подбегает девочка,
Спрашивает тихо:
– Что такое зэмэлэх?
Что такое кихэлэх?
Объясняю девочке
Этих слов значенье:
Кихэлэх и зэмэлэх —
Вкусное печенье.
И любил когда-то
Есть печенье это
Мальчик мой, сожженный
В гитлеровском гетто.
Все,
Все,
Все,
Все дети любят сладости.
Ради звонкой радости
В мирный вечер будничный
Кихэлэх и зэмэлэх
Покупайте в булочной.
Я стою, и слышится
Сына голос тихий:
– Ой, купи сегодня
Зэмэлэх и кихэлэх…
Где же ты, мой мальчик,
Сладкоежка, где ты?
Полыхают маки
Там, где было гетто.
Полыхают маки
На горючих землях…
Покупайте детям
Кихэлэх и зэмэлэх!
Все,
Все,
Все,
Все дети любят сладости.
Ради звонкой радости
В мирный вечер будничный
Кихэлэх и зэмэлэх
Покупайте в булочной!
Соня ТУЧИНСКАЯ, Сан-Франциско
Уважаемая Соня, спасибо за прекрасную подборку стихов, за статью, написанную сердцем!
Но что удивило: в списке сдававших «нацистскому зверью евреев» нет русских, белорусов… А разве они не помогали решать «еврейский вопрос» с неменьшей активностью, чем названные вами?
Оставляем за скобками латышей и эстонцев, венгров, чехов (словаков), сербов. Вряд ли мы сильно ошибемся, если увеличим этот список.
Ко времени недавних мероприятий по освобождению Освенцима венгры извинились за свои злодеяния, хотя партия Jobbik с пронацистскими лозунгами там здравствует.
… Комментарий хочу завершить ностальгическим вопросом-воспоминанием. Кихэлэх, которые пекла моя бабушка, забыть невозможно. Ничего особенного под рукой у нее не было, но стаканом, обыкновенным стаканом, она вырезала чудесные круглые и «полумесячные» коржики – в магазине таких не купишь. А вот что такое «зэмелэх» я не знаю. Не подскажете ли?
С уважением. Мира
Увы, так было, так есть и,очевидно, так будет…. Взывать к совести тех, у кого её не было тогда, кто отправлял евреев в концлагеря, кто наживался на этом, бесполезно — они не знакомы с этим понятием….
Но…. нас бьют, а мы крепчаем… Наших врагов, начиная с древних времён, уже дано нет даже в памяти людской, а мы живы….
Рува.
Соня! Во-первых, спасибо за подборку. Но как старый (уже почти 60 лет) любитель И.Эренбурга не могу с вами согласиться, что он ощутил свое еврейство лишь во время 2МВ. Почитайте Эренбурга времен его бурной богемной молодости. «Хулио Хуренито», прежде всего. Где, без преувеличения, пророчества — размышления Учителя о судьбах еврейского племени! И он писал о себе, что, хоть и не знает ни идиша, ни иврита, никем, кроме как евреем себя не ощущал.
По моему стариковскому разумению очень многие не-евреи хотят решить «еврейский вопрос», как учил тов. Сталин. (Нет человека — нет проблемы). Поэтому они любят Голокост, потому что для них «хороший еврей» — мертвый еврей. Не раз приходилось слышать «Жалко, что Гитлер вас/их всех не уничтожил. (Потому и Освинцим, и Бабий Яр им приятно посещать). Это один путь решить проблему. Другой путь — ассимиляция. Здесь успешно работает все галутное еврйство (как и Уважаемая Соня). + В Израиле от Тель-Авива до самых до окраин чуть ли ни половина евреев всех цветов кожи и знамен усердствуют, способствуя арабам уничтожить «сионистское образование». Конечно помнить и Едвабне, и Бабий Яр, но видеть как вяло Мир реагирует на ауто дафэ иорданского летчика и как бурно кипит по поводу каждой хибары в Иудее или Самарии. Для живых есть только два способа выжить — или Бороться, или Бежать.
ЗАГОВОР нелюдей -антесемитов продолжает быть и сегодня! бандиты пытаются свой образ скрыть даже от им подобных. Для этого иногда используют бывших евреев,
«Поляки, по случаю — владельцы этой жирно удобренной евреями земли, изгнавшие с нее последних евреев уже в 1968 году, перемигиваются с французами, литовцами и немцами. Договариваются, чтобы русских, чьи солдаты сбили 70 лет назад замок на воротах Освенцима, на «празднования» не приглашать».
Жаль, Соня, что в Вас столько злости, а главное, что Вы так и остаётесь, до сего дня (!), во власти старых лживых пропагандных стереотипов и мифов СССР. Они для того и сочинены спецами КГБ, чтобы посеяв ненависть, рассорить соседние народы, подавить их сопротивление кремлёвскому сапогу. Знаю, что говорю — видел и остатки гетто Лодзи, и ворота Освенцима, и жил среди поляков. Они — отнюдь не «по случаю владельцы усеянной трупами евреев земли». Стыдно не знать, что таков именно был дьявольский план Гитлера. По случаю, единственный народ, кого Вы не обличаете гневно — … немцы. Они как бы вроде ни при чём…
Кстати, о русских. Среди них коллаборационистов не было. Разве могли быть? Они единственно стремились дойти всей армией, не считая потерь, до КЛ в Освенциме чтобы освободить его узников-евреев — таков был стратегический план Генштаба.
В Музее Освенцима есть экспозиции и гиды на разных языках. Приезжают посетители со всего мира, особенно из Франции, Италии, Германии, Израиля. А вот из России экскурсий практически нет. В этом мне с сожалением признался русскоязычный гид…
И ещё одна деталь. Концлагерь Освенцим был построен вообще-то для поляков, и первыми его узниками и жертвами стали толпы поляков-неевреев, которых там погибло больше 100 тысяч. Так вот…
По Дарвину ведут свои родословные большинство народов Планеты и только евреи произошли от людей.В роду у евреев первобытных людей никогда не было и всё человеческое евреям не чуждо. Евреи интернационалисты решили брать себе в жёны нееврейских женщин беря пример с Царя Соломона.Евреи социалисты решили разрушить весь мир насилья а затем. Это мы тоже проходили.Но мы то потомки евреев, которых Всевышний своей мощной мышцей вывел из рабства для создания своего собственного Царства на территории Израиля со столицей в Священном Иерусалиме.Нам принадлежат десять заповедей Моисея от которых потомки пещерных людей отказались.А евреи социалисты за пределами Израиля могут продолжать разрушать мир насилия. Это их личное дело.