О, что полцарства для меня!
Дитя, наученное веком, возьму коня,
Отдам коня за полмгновенья с человеком,
Любимым мною…
Белла Ахмадулина
Попытаюсь немножко порассуждать. Еврей я или не еврей? И вспомню одну историю, её печатают представители разных направлений иудаизма. Причем литваки – про Виленского Гаона, а хасиды – про Бааль Шем Това. Сам я учусь в литовской ешиве. Поэтому, чтобы доказать свою толерантность (шучу), буду рассказывать о Бааль Шем Тове.
Однажды к нему пришла бездетная женщина. Стала просить праведника, чтобы он помолился – естественно о том, чтобы у неё родился сын. Праведник помолился. По тому, как шла молитва, понял, что Небеса вынесли приговор о бездетности этой женщины. Он извинился с горечью в голосе и сердце. Сказал, что не может ей помочь.
По своему опыту я знаю, как больно праведникам кому-то отказывать. Во время моей первой встречи с равом Ицхаком Зильбером я пожаловался на свою судьбу, ожидая помощи. Рав ответил, что ему меня очень жалко, но он не знает, как мне помочь. Тогда я разочарованно подумал: «Пожалеть я себя сам смогу – ты мне помоги». Прошло несколько лет. Я почти не контактировал с равом Зильбером. Мне казалось, что он меня забыл. Однажды он подошёл ко мне и спросил, решилась ли моя проблема. Он до сих пор переживает. Наверное, самая сильная боль для праведников – когда они не могут помочь другим людям.
Но вернемся к Бааль Шем Тову. Женщина стала плакать. Упала в ноги. Говорила всякие женские глупости: что муж её бросит, что она не хочет жить и что она не встанет с пола, пока Бааль Шем Тов не пообещает ей сына. Бааль Шем Тов произнес: «Возвращайся домой – у тебя родится в этом году сын». Счастливая женщина выбежала из дома и побежала обрадовать супруга, забыв даже поблагодарить праведника.
Бааль Шем Тов знал, на что шёл. Плату за чудо, которое произведут Небеса, вычтут из его будущего мира. Но, наверное, он не предполагал, что раздастся Небесный Голос: «Если праведник обещал, то Небеса выполнят его просьбу. Но ты, Бааль Шем Тов, лишился своего будущего мира». Праведник воскликнул в великой радости: «Неужели я наконец-то смогу служить Б-гу абсолютно бескорыстно!?». Вторично раздался Небесный Голос: «За свои слова ты не только вернул себе будущий мир, но вдвое его увеличил».
Теперь хочу рассказать, раз я уж попал на эту волну, историю, которую слышал от своего брата о Рыбницком Ребе. Я лично с ним не встречался. Но первая из написанных мной песен была о нём. Думаю, она благословила всё моё творчество.
Вот эта история. Существует такая сгула (примета) – бездетным людям брать детей на воспитание. Всевышний управляет миром по закону «мера за меру», проявляет милосердие к таким парам. В Нью-Йорке жил человек по фамилии Слепак. Он взял на воспитание восемь еврейских детей, своих детей у него не было. По-моему, нескольких из Грузии. Но свои дети у него так и не рождались. Он обратился к Рыбницкому Ребе. Тот обещал, что у Слепаков родился ребенок. Вскоре Рыбницкий Ребе скончался, а ребенок не родился. Слепак пришёл на могилу Ребе и обратился с такими словами: «Ребе, ты же обещал!». Через девять месяцев на обрезании ребенка присутствовали 3000 человек.
Раз уж пошло, вспомню ещё одну историю. Чего-то меня, литвака да шахматиста, на мистику потянуло?
Прежде существовала целая группа евреев-магидов, подобно лекторам по иудаизму. Они разъезжали по еврейским местечкам, читали лекции на нравоучительные темы, евреи платили им за лекции и на это они кормили семью. Я не знаю точно, как звали того Магида, про которого я собираюсь написать. Для соблюдения пропорции назову его Магидом из Дубно. В одном еврейском местечке он разговорился у синагоги с евреями, подготавливая почву для завтрашней лекции. Вдруг вдали показался один человек, с виду невозможно было понять – еврей или нееврей. Все испуганно зашептали: «Мосер (доносчик) идёт! Ой, Раби, мы завтра не придём. Он нас видел вместе, донесет в полицию, проблемы будут у вас и у нас». – «Кто это?» — «Вероотступник, доносчик, кровь из нас всю выпил». – «У него нет ни одного достоинства?» — «Нет! Кроме одного – он честный человек. Если он пообещает, что кого-то посадит или со свету сживёт, то сдохнет, но своего добьется. Мы, Раби, побежали!»
Евреи убежали. Доносчик подошёл к Магиду, думая, а кто этот новый человек и какую гадость ему можно сделать? Магид обратился к доносчику: «У меня единственное средство кормить семью – ездить по местечкам и давать лекции. Но в вашем местечке меня никто не знает, я по глазам вижу, что вы честный человек. Помогите мне собрать людей на лекцию и попросите, чтобы мне заплатили».
Я не знаю, что ещё Магид добавил и как можно упросить злодея сделать тебе Б-гоугодное дело. Знал бы – бросил бы все дела. Как говорил Федор Шаляпин: знал бы прикуп в преферансе – бросил бы петь.
Доносчик действительно был человеком честным. Поэтому пришло всё местечко. Кому охота связываться с честным подонком? И как вы понимаете, ни один еврей не заявил, что ему нечем платить за лекцию. Магид был в ударе. Он рассказал притчу о городе Луз, все жители которого не умирают, потому что всегда говорят правду. В конце обратился к доносчику: «Ты честный человек, я вижу, на твое слово можно положиться. Если ты вернёшься к Б-гу, то честно отдам тебе половину своего будущего царства».
В истории про праведников всегда бывает хеппи енд. Поэтому в следующий приезд через несколько лет Магида встречала восторженная толпа из нескольких местечек. «Раби сотворил чудо и теперь доносчик стал праведником! Он все время молится, учит Тору. Но разве не жалко было Раби отдавать половину своего будущего мира?» — «За то, что такой человек сделал тшуву, мне увеличат награду, а если и нет –разве игра не стоит свеч?»
История, которую я рассказал про Бааль Шем Това – очень глубокая. Только особенные праведники способны раздаривать царство, полцарства и так далее. Я благодарю Б-га за то, что он дал мне возможность это понимать. Некоторые евреи способны — не потому, что, подобно Ричарду Третьему, способны предложить царство, полцарства — чтобы убить противника. А потому, что могут этим спасти чью-то жизнь. Этому они научились у Моше Рабейну, который, чтобы искупить грех евреев с Золотым Тельцом, предложил весь свой будущий мир.
«Ненависть, как ни сильна порой,
Не самая сильная вещь на свете!»
Э. Асадов
Чем больше я слушаю праведные речи, тем больше я ненавижу религию. Религиозная война, которая никогда не утихнет, самая страшная из войн. Когда я вижу человека в кипе, я понимаю, что у него свой мир, он мне не ровня. Он впереди меня в очереди на хорошее место после смерти. Он не может уважать меня, безкипного, а должен уважать его и его веру. Конечно, надо хранить традиции, обряды — это просто красиво, но жить в этом цирке противно.
А я думаю, что дело не в красивости традиций, что в ней из покон веков заложено! Чтобы отрицать это или издеваться, надо учить эту тему, а потом уже делать выводы! Не ненавидеть человека, у которого свой мир и который намного продвинутей тебя в духовной работе над собой \синат хинам — это называется\ Не посягать на его место под небесами, сделать себе тоже самое! Это относится не только к Вам, но и ко мне, которую задело Ваше высказывание. Пишу же в шаббат, пользуюсь компъютером, хотя знаю, что нельзя! Эта моя реакция на «синат хинам»!Из-за этого все еврейские беды, арбы и разрушения Храмов!
асадов и ахмадулина неевреи вообще о какой войне идет речь
Какие глубокие истории, женщины приходят к раввинам и через девять месяцев появляется ребёнок. Поистине чудеса. Читайте в следущем номере, чудеса невинного зачатия в еврейской истории, кто, с кем, и кого.
насмешникам будущий мир не светит тут даже праведник не поможет
Не вешайте лапшу на уши, и всё будет пучком, может быть
потап и настя тоже так считают