Мень: Для меня Ветхий и Новый Завет неразделимы

 

       Исполнилось 80 лет со дня рождения Александра Владимировича Меня (1935 — 1990) — известного священника Русской Православной Церкви, богослова, проповедника, автора книг по богословию и истории христианства и других религий. Aлександр Мень родился в Москве, в еврейской семье. В возрасте шести месяцев он был крещён вместе с матерью, принадлежавшей к так называемой Катакомбной церкви. Учился в Московском пушно-меховом институте (1953—1954), затем в Иркутском сельхозинституте (1955—1958), откуда исключён за религиозные убеждения. Через месяц после отчисления, 1 июня 1958 года, был рукоположен в дьяконы, а 1 сентября 1960 года (после окончания Ленинградской духовной семинарии) — в священники. В 1965 году закончил заочно Московскую духовную академию. Александр Мень был знаменитым священником Русской Православной Церкви, а также выдающимся богословом и проповедником. В число лучших христианских проповедников Александра выдвинули благодаря его открытости к светской науке и культуре и уникальному сочетанию широкой эрудиции. В 1969 году Александр Мень написал книгу об Иисусе, которую он назвал «Сын Человеческий». В дальнейшем эта книга стала очень популярной и была признана главным трудом отца Александра. В серии книг «В поисках пути, истины и жизни» Мень рассматривал историю нехристианских религий в качестве основного пути к христианству в борьбе единобожия и магнетизма. Его книги «Таинство, слово, образ» (1980 г), «Небо на земле» (1969 г), «Как читать Библию?» (1981 г) стали в дальнейшем очень популярными и были переведены на польский, литовский, украинский, французский и английский языки.        A. Мень в 1960 году был одним из начинателей христианского «самиздата», а в 1980 году был признан самым популярным христианским проповедником. До середины 1980 года, труды Александра издавались только за границей под различными псевдонимами, такими как: А.Боголюбов, Э.Светлов, А.Павлов и др. Часто во время своих выступлений, Александр Мень получал записки с угрозами. Александр Мань был крестным отцом и наставником многих диссидентов в 1970 и 80 годах, хотя сам старался воздержаться от правозащитной активной деятельности, так как видел свою миссию, прежде всего, в духовном просвещении. В 1990 году отец Мень был одним из основателей Библейского российского общества, Православного общедоступного университета, а также основателем журнала «Мир библии». В свое время Александр Мень активно поддерживал благотворительную деятельность. Благотворительная деятельность осуществлялась Александром в то время, когда он находился у самых истоков создания Группы милосердия, которая была создана в России при клинической детской больнице и в последствие была названа в его честь. В 1990 году Александр Мень был зверски убит, его убийство и до сегодняшнего дня осталось нераскрытым, несмотря на то, что президент СССР давали личные распоряжения на то, чтобы найти убийцу отца Александра. В сердцах людей отец Александр Владимирович Мень остался самым талантливым проповедником слова Божия, так как он не только был щедрым душой, но и преданным Господу всем сердцем.

     Деятельность отца Александра на миссионерском поприще вызывала неоднозначную реакцию, как в православных, так и в еврейских кругах. Иерархи РПЦ и миряне, зараженные юдофобскими настроениями, недолюбливали А. Меня за его происхождение и за повышенный, как им казалось, интерес к российскому еврейству. В еврейских же ортодоксальных кругах его миссионерскую деятельность среди евреев рассматривали как разрушительную работу, результатом которой, в случае успеха явилось бы сокращение или даже ликвидация еврейской жизни в России. Его мечтой было не только приобщить евреев к православию, но и приблизить православных к соблюдению ряда иудейских традиций, реформировав Церковь таким образом, чтобы включить в нее ряд иудейских праздников, прежде всего, праздник Песах. Этим он хотел достичь не только улучшения отношения к евреям среди православных нееврейского происхождения, но и сделать Церковь наиболее комфортной для еврейских новообращенных. Эти идеи вызвали резкое неприятие, как со стороны юдофобски настроенных, так и со стороны «умеренных» иерархов РПЦ. Мечтам Александра Меня не суждено было сбыться. И, как говорится, слава Б-гу. Для людей, воспитанных в атмосфере богоотрицания, принятие православия было, несомненно, шагом вперед по духовной лестнице. Но это касается исключительно неевреев! Для евреев же, переход от атеизма к православию (да и к любой другой религии) является шагом в сторону от Пути, предписываемого им Творцом. Kакими бы намерениями не руководствовались миссионеры, они на практике уводят евреев от их предназначения. Поэтому есть и такое мнение об Александре Мене, с которым можно соглашаться и не соглашаться. Он был одним из организаторов и командиров миссионерской деятельности среди евреев России. Его посланцы активно и небезуспешно орудуют сегодня в Израиле, США. Канаде, да и вообще в любом уголке мира, где можно встретить русского еврея. После убийства своего руководителя они стали называть его праведником, намеренно избегая слова ”святой”, которое в приложении к священнику не вызывает у еврейского уха приятных ассоциаций. Мень, выкрест, занимавшийся в России крещением евреев. Он преуспел в своей деятельности, сумев сделать то, что не удалось инквизиции, бандитам Хмельницкого, чёрной сотне и тысячам других подонков, пытавшихся во все века оторвать еврея от своего народа. Знавшие Меня много рассказывали о его мягкой, обходительной манере, добром, отзывчивом сердце. И всё же крещение – самый презираемый у евреев поступок, выкрест – наиболее презрительное прозвище. Этот человек сам вывел себя из еврейского народа, приложил немало усилий, чтобы вырвать из него других, и если один из них, с кем он так жаждал слиться, свёл с ним неизвестные нам счёты, то это не добавляет к ”светлому образу” Меня ни жертвенности, ни героизма. Его трагическая смерть не вызвала у евреев зловредного восторга, так как национальная традиция предписывает не радоваться смерти человека, даже если он твой враг.

*****

Надо заметить, что движение к вере интеллигенции России вообще началось давно, еще до революции. Среди тех, кто внес свой вклад в «религиозный ренессанс» нашего века, было несколько евреев – философ С.Л.Франк, критик М. Гершензон, литературно-общественный деятель И.Фундаминский и др. Христианизации же евреев в наши дни способствует то, что она теперь не имеет прямой связи с национальной проблемой. Если до революции крещеный еврей автоматически становился «русским», то теперь этого нет. Слова «еврей» и «юдаист» уже больше не синонимы. Еврей-христианин не только не перестает быть евреем, но еще глубже начинает понимать смысл духовного призвания своего народа Для человека, который верит Священному Писанию, это призвание относится, бесспорно, к религиозной миссии. Это не значит, что евреи более религиозны, чем другие народы. Но в силу того, что через них было дано Откровение и совершено Воплощение, этот народ навсегда посвящен Богу. Таков смысл слов, сказанных некогда на Синае: «Вы будете царством священников и народом святым». «Святым» (кодеш) – в данном случае означает посвященность Богу. Когда еврей изменяет этой посвященности, он предает себя и легко оказывается во власти темных сил. Избрание – это великая и страшная ответственность…

Может иметь значение недостаток связи с русской национальной культурой, которой пронизаны традиции православия; хотя многие крещеные евреи, в том числе и я сам, высоко ценят духовные сокровища русской культуры: это Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Тихон Задонский и русская икона, и русская классическая литература, и передовая русская религиозная мысль. Помехой тут может служить и антисемитизм, который, к сожалению, еще не изжит в некоторых православных кругах…

* За четверть века служения церкви, в том числе семнадцать лет в духовном сане, я его (антисемитизма – А.З.) непосредственно не испытывал, хотя мне известно, что некоторые из моих собратьев не свободны от антисемитских настроений. Со стороны же прихожан, которые всегда знали о моем еврейском происхождении, я до сих пор встречаю доброе отношение и даже любовь… Ни одно официальное постановление православной церкви не поддержало ритуальных наветов на еврейство. На процессе Бейлиса выдающиеся православные богословы (такие, как гебраист проф. Троицкий) решительно опровергли эти измышления… Каждый христианский народ, кроме религиозных праздников, имеет и освященные церковью национальные праздники, например, связанные с воспоминанием о чудесном освобождении от вражеских нашествий. Почему бы и евреям-христианам не считать праздником, скажем, день победы Маккавеев – Хануку? Замечу, что и в русской церкви чтят память мучеников маккавейской эпохи (14 августа по новому стилю). В ту эпоху, когда церковь состояла, в основном, из евреев, многие христиане считали, что крещение должно предваряться принятием иудаизма. В связи с этим в 51 году н. э. был созван собор, который постановил, что иудаистские обряды (обрезание, суббота и др.) не обязательны только для христиан из язычников, но сохраняют прежнюю силу для евреев-христиан. Решение этого апостольского собора не отменены. Да и вряд ли можно «отменить» слова апостола. О частностях, относящихся к нашему времени, я судить не берусь. Вопрос этот также подлежит соборному рассмотрению…

* Ассимиляция происходит и без христианизации. Последняя вовсе не есть отречение от своего народа. Приводя еврея от неверия к вере, христианство возвращает его и к Библии, то есть к традициям его отцов. Но если крещеный еврей хочет считать себя русским, это его личное дело. Принуждение здесь не должно иметь места. Во всяком случае, для христианина-еврея родство по плоти с пророками, апостолами, девой Марией и самим Спасителем – великая честь и знак двойной ответственности, как члена Церкви и как члена Народа Божьего…

* Еврея-христианина и еврея-иудаиста связывает не только общность национального происхождения, но и вера в Единого Бога, вера в Священное Писание, общая религиозная этика. Между тем евреи-атеисты ничем, кроме крови, с еврейством не связаны. Если же они при этом подчеркивают свое национальное самосознание, то ведь последнее может быть присуще и еврею-христианину… Мне кажется, что принятие в России католичества (как бы ни смотреть на этот шаг) лишает человека постоянного участия в церковной жизни. Не станет же он ездить каждое воскресенье в Прибалтику, где сосредоточены главные католические ценности. Правда, чем-то западная церковь, действительно, близка еврейскому сознанию, в частности, духом активности, энергии, деятельным практическим характером. Но в то же время и в Восточной церкви есть много общего с духом еврейства. В общем же, евреи-христиане, как и христиане любой национальности, должны ориентироваться не на конфронтацию церквей, а на единую Вселенскую церковь будущего…

* Израиль возник не как нация, а как религиозная община (кагал), и в дальнейшем он более представлял собой «церковь», нежели расу. Христианство раздвинуло границы этой «церкви», включив в нее все народы. В этом оно исполнило чаяния пророков. На вопрос, отвергнут ли с тех пор Израиль, я могу только привести слова апостола Павла: «Неужели Бог отверг народ свой? Никак. Не отверг народа Своего, которого Он наперед знал». Даже указывая на вражду подавляющего большинства иудеев ко Христу, апостол говорил, что они, тем не менее, «в отношении к избранию – возлюбленные Божии, ибо дары и призвания Божия непреложны». Хотя с приходом Христа все народы стали сынами Божиими, Израиль, как народ, по слову апостола, сохраняет свое избранничество, оставаясь сыном-первенцем…

* Мне всегда претил любой шовинизм, будь он русский, еврейский или китайский. А для христиан он вообще позорен. Что же касается антисемитизма тех православных, которые именуют себя «почвенниками», то это старая песня. В любую эпоху люди не любили говорить о собственной вине, а охотнее искали разных «козлов отпущения». И нечего здесь спекулировать на православии. Именно христианство учит любить не только свой народ и свою родину, но и с любовью относиться ко всем, независимо от их веры или нации. И кроме прочего культура России, Европы, Израиля и большинства других стран строилась на основе синтеза. Шовинизм это игнорирует и тем самым подрывает ее живые творческие корни. (”Евреи и христианство”. Интервью самиздатовскому журналу ”Евреи в СССР” №11,1975)

*****

Ни в какой мере (в ответ на вопрос – являясь христианином, вы порвали со своим народом?- А.З.).  Свою принадлежность к народу Божию я воспринимаю как незаслуженный дар, как знак дополнительной ответственности перед Богом. Он призвал Израиль на служение Себе, и его история – Священная История. Она продолжается и поныне. Если большинство моих единоплеменников не приняли христианства, то это лишь очередная глава в драме, совершающейся между Богом и миром. Она началась еще в библейские времена. Совершается она и среди других народов. Ведь многие из них частично отошли от христианства. Я счастлив, что могу своими слабыми силами служить Богу Израилеву и Его Церкви. Для меня Ветхий и Новый Завет неразделимы. Впрочем, это бесспорный тезис в христианском богословии. Как христианину и просто по натуре мне глубоко чужд любой шовинизм. Я ценю и люблю культуру, в которой вырос и которая так много мне дала, но ни на минуту не забываю о той ответственности и призвании, которые возлагает на меня принадлежность к Израилю.

                                 Источник:     www.zelikm.com    —-   «Евреи глазами именитых друзей и недругов»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 4,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Anatoliy Zelikman

Родился 14 октября 1936 года в белорусско-еврейском городе Бобруйске. В отличие от президента Беларуссии Александра Лукашенко мне близки и понятны стенания авторов Ильфа и Петрова в ‘Золотом телёнке”: “При слове “Бобруйск” собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом”. В то время там, по крайней мере, каждый второй житель был этническим евреем и двое из трёх понимали и говорили на идиш. За несколько часов до прихода немцев волею случая нашей семье удалось покинуть пределы города и после долгих скитаний эвакуироваться в Среднюю Азию. Все оставшиеся евреи города были безжалостно уничтожены, вне зависимости от социального положения, возраста и пола. Нелюди убили безвинных людей только за то, что они были евреями. В узбекском городе Фергана учился в первом классе, который закончил с похвальной грамотой. Впоследствии за годы многолетней учёбы подобной оценочной вершины больше не покорял никогда. После окончания войны вернулся в родимые места, где освоил десятилетку хорошистом. В 1954 году поступил во второй Ленинградский мединститут (ЛСГМИ) и спустя шесть лет получил специальноть санитарного врача. За год-два до моего поступления приём евреев в медицинские вузы был практически прекращён, ввиду компании борьбы с ”космополитами ” и сфальсифицированного властями ”дела врачей”. Работал с 1960 по 1995 год в различных врачебных должностях – от главного врача санэпидстанции Хасанского района Приморского края до дезинфекциониста и эпидемиолога Белорусского Республиканского Центра гигиены и эпидемиологии. Виноват. Был членом профсоюза, комсомольцем, состоял в КПСС (1969-1991), колебался вместе с партией и поддерживал её. Был активен, как и многие личности моей национальности. Знал о многих безобразиях, терпел, так как сознавал, что от меня ничего не зависит. Теперь про таких говорят, что они ”держали фигу в кармане”. Возможно. Показать этот кукиш у меня, как и у большинства смертных, смелости не хватало. Что было, то было. О прошлом не жалею. Покаяться должен не человек, а общество, в котором он жил. Обстоятельства силнее нас. Женат. Её величают Кларой. Люблю свою супругу со школьной скамьи. Однолюб. У нас два сына (Гриша, Дима) , внучка Клара и внук Сэм. Я, можно сказать, свой, ”совейский” человек, так как имею честь быть происхождения пролетарского. Отец – портной. Всю жизнь вкалывал, как раб, чтобы накормить пятерых детей. В юности закончил три класса начальной еврейской школы для изучения мальчиками основ иудаизма (хедер), что соответствует нынешнему семи-восьмилетнему образованию. Молился. Вместо синагоги собирался с другими верующими на ”конспиративных” квартирах, т.к. государство этого, мягко говоря, не поощряло. Мать – домохозяйка. Днями у плиты, заботы по хозяйству. Как и положено еврейской маме, она прекрасно готовила фаршированную рыбу и хорошо рожала ребят. Предки мои были уважаемыми соседями : русскими, белорусами, евреями. Родители навечно покоятся вместе на бобруйском еврейском кладбище, в их родном городе, свободном, к удовольствию белорусского населения, в настоящее время от живого еврейского присутствия. Не знаю, на сколько стало лучше от этого местным аборигенам. Не я им судья. Приехал я со своей семьёй в США (г. Миннеаполис, шт.Миннесота) в 1995 году. И последнее . О моих увлечениях. Книги, стихи, филателия, шахматы, иудаика и компьютер. С друзьями напряжёнка. Иных уж нет, а те далече. Приобрести новых в моём возрасте трудно. Чёрствому сердцу не прикажешь. Любые суждения, кроме человеконенавистных, имеют право на существование. Уважаю всех, кто уважает меня. Не люблю нелюбящих. Если вас заинтересовал мой сайт, пишите. Буду рад. Анатолий Зеликман.
Все публикации этого автора