Прекрасные порывы

640px-Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_079

Зато, я говорю, мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей,
А также в области балета
Мы впереди, говорю, планеты всей.
Юрий Визбор
Обычно в разговоре со светскими или полусветскими людьми, как евреями, так и неевреями, часто слышишь аргумент в духе технолога Петухова из эпиграфа: «Подумаешь, ты религиозный! Я тоже соблюдаю десять заповедей, а это главное!»

На робкие наивные просьбы назвать хотя бы одну – обижаются и чаще вспоминают «не воруй». И добавляют: «В общем, заповедь одна — будь хорошим человеком!» (вероятно, в качестве эталона, подразумевая самого себя).

Я попытаюсь поговорить о десяти заповедях, но не так подробно, как мой друг Хаим Коэн, который преподает Десять заповедей на двадцатидневном семинаре.

Напомню, что Всевышний вручил Моше две скрижали Завета. На первой были высечены повеления, характеризующие отношения между Всевышним и человеком. На второй – между людьми. Комментаторы приводят разные доказательства взаимосвязи заповедей первой и второй скрижалей, причем в нумерологическом порядке. Например, первая заповедь на первой скрижали: «Я – твой Б-г, который вывел тебя из Египта» расположена напротив первой заповеди на второй скрижали: «Не убий». Так как человек создан по образу и подобию Б-жию, убивая другого, он стирает Б-жий лик. Приводится соответствие между вторыми, третьими, четвертыми заповедями. Все это можно прочесть в учебниках. Соответствие пятых, последних на своих скрижалях велений обсуждается гораздо реже. И я собрался высказать свою точку зрения о взаимосвязи пятой и десятой заповедях: почитайте родителей, «чтобы продлились дни твои на земле», которая размещена на первой скрижали — и заповеди, запрещающей желать что-либо из принадлежавшего любому ближнему. Попросту, завидовать.

Кстати, заповедь почитать родителей светские оппоненты считают насколько естественной, что обычно её даже не упоминают, считая, что «мы сами с усами». Однако Творцу мира она не кажется столь очевидной. Он даже разместил её на первой скрижали – среди обязанностей человека по отношению к Б-гу, и оценивает уважение к родителям как уважение к Cебе самому.

Сказано в Талмуде, что не завидуют только собственным детям и ученикам. Братьям и сестрам завидуют ещё как! Ревнуют родителей. И вообще многие считают, что им родители всё должны, а они «старикам» – нет.

Тора заповедует как раз ровно наоборот. Дети обязаны чтить, любить родителей и не думать о том, что им должны родители. Обещает за это долголетие в этом мире и будущий мир. Я утверждаю (и мой учитель со мной согласен), что простой смысл «продления годов» жизни за почитание родителей в том, что эта заповедь учит нас не завидовать. То есть не иметь качества, которое служит причиной большинства инфарктов, инсультов и так далее. Кроме того, если мы делаем это по обязанности, то награда больше – ведь при этом приходится обуздывать в себе упрямого самостийного осла, ревущего: «я этого приказа не подписывал!». Да-да, того самого, про которого говорят в другом месте Талмуда наши учителя: «человек рождается подобным дикому ослёнку».

Абсурд думать, что человек, не умеющий почитать родителей, как этого требует Тора (а значит, зацикленный на себе, чрезмерно «почитающий» себя самого), способен справиться с завистью – «гнилью костей».

И мне вдруг открылось, что вся моя литература, основная цель которой — почтить память скончавшегося тридцать лет назад отца-журналиста, и вся моя музыка, цель которой – польстить самолюбию матери, продлевают мою жизнь. После двух инфарктов, операции на сердце и так далее, и так далее, и так далее,- в гораздо большей степени, чем принимаемые мной ежедневно 12 лекарств. И пока рука держит ручку и микрофон, я посвящу родителям «души прекрасные порывы».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Марат Левин

Израиль
Все публикации этого автора