Лидер партии «Наш дом Израиль» и глава МИДа Авигдор Либерман рассчитывает на рационализм избирателей и понимание ими ситуации в стране. В эксклюзивном интервью порталу IzRus он ответил на ряд вопросов по ключевым темам, которые поднимаются сегодня в преддверии выборов.
– Самой горячей темой последних дней является расследование дела о подозрениях в коррупции. Вы уже высказывались на эту тему несколько раз, но в прессе постоянно всплывают новые детали, представители полиции регулярно отчитываются…
– Я не хочу повторяться, напоминать, что это уже «шестая случайность» перед выборами. Это беспрецедентное явление для Израиля. Если бы мы искали в истории нечто похожее, то, наверное, нашли бы в СССР или в царской России. Вначале мне тоже казалось, что некоторые наши активисты преувеличивают, сравнивая «дело Лахав 433» с «делом врачей». Но теперь мне так не кажется.
Я, к сожалению, не все могу рассказать. Например, о человеке, который был вызван в качестве свидетеля на допрос с пристрастием только для того, чтобы оказать давление на одного из задержанных. Всем было ясно, что свидетель является очень чувствительным к любому виду давления, не самым стойким человеком. Закончился этот допрос попыткой самоубийства, полным расстройством нервной системы, потерей способности нормально функционировать…
Неделю спустя после того, как дело перешло в открытую стадию, юридический советник правительства направляет письмо заместителю министра внутренних дел Фаине Киршенбаум, в котором запрещает ей посещать свой офис в министерстве, и это письмо публикуется в прессе, хотя известно, что она с момента объявления о расследовании там не появлялась. Ничем иным, кроме как созданием атмосферы давления и нагнетания обстановки, это назвать нельзя.
– Вы уже отмечали, что речь идет о совместном «проекте» полиции и прессы. Мнение осталось прежним?
– Пресса тут играет активную роль. Вот пример: несколько дней назад я прочитал очень короткое сообщение о том, что на счету у Фаины Киршенбаум «нашли» довольно крупную сумму. К сожалению, множество простых читателей восприняли эту информацию так, будто следователи обнаружили непонятно где непонятно какие деньги. Словно их нашли в туалетном бачке или тайнике под кафелем… Но мне как человеку с опытом, прошедшему 17 лет бесчисленных допросов, закончившихся ничем, бросалось в глаза отсутствие в этих заметках ряда деталей. Не было «сопутствующих подробностей». К примеру, упоминания о том, что отчет о тех деньгах не был представлен налоговому управлению, или что с этой суммы не уплачены налоги, или что эти деньги не были указаны в декларации о доходах и имуществе, предоставляемых госконтролеру депутатами Кнессета каждый год.
Что это означает? Лишь то, что речь идет об абсолютно законных средствах, задекларированных и хранящихся на семейном счету. То есть никакого нарушения и в помине нет. Умолчали в СМИ и о том, что значительную часть этой суммы составляют средства от продажи 4-комнатной квартиры родителей мужа Фаины — они оставили это ему в наследство после 40 лет жизни в Израиле. То есть «лаконичное сообщение» о найденных деньгах преследовало лишь одну цель — создать искаженную картину, бесконечно далекую от реальности. Но это очевидно лишь для человека, прошедшего через полтора десятилетия допросов. А у публики такое ощущение, будто это их «кровные», которые забрали и спрятали «коррупционеры».
– То есть журналисты или не понимают о чем речь, но хватаются за «горячую тему», или просто помогают следователям раздувать дело?
– Я вам расскажу забавный эпизод. Хотя нет, скорее, печальный. На днях я получил запрос от журналиста известного экономического издания, считающегося одним из лучших в Израиле. Он, видимо, тоже решил заняться «расследованием» на фоне всей этой шумихи. Он спрашивал по поводу «Бейтену олами» — Всемирного движения «Наш дом Израиль». В частности, его интересовало, какую роль в нем сейчас играют Элиэзер Коэн, Михаил Нудельман и… Юрий Штерн. Да, скончавшийся в 2007 году Юра Штерн. А также бывший депутат Кнессета от партии «Кадима», ушедший из политики в 2009 году, Михаил Нудельман и покинувший НДИ в 2006 году Элиэзер Коэн. Выходит, журналист даже не озаботился проверкой элементарных фактов. Так рождаются гнилые сенсации.
Реагировать на все, что пишется и «сливается» ежедневно в СМИ, я не собираюсь. Когда наберется достаточное количество бредовых историй, я прокомментирую все сразу.
– Давайте перейдем к внешней политике. В последнее время появляются публикации о вашем «полевении», о встрече с Мухаммедом Дахланом, о переговорах с саудитами…
– Да, я видел вбрасываемую определенными кругами дезинформацию о том, что якобы в ходе своей поездки в Париж в конце прошлого года я встретился в некой роскошной гостинице с Дахланом, одним из главных оппозиционеров режима Абу-Мазена в Палестинской автономии. Комментировать я это не собираюсь, но отмечу лишь одну деталь. В заметке известного израильского журналиста Бена Каспита, обладающего очень хорошими источниками информации в израильских спецслужбах, подчеркивается, что во встречах, которые проводил Либерман в Париже, принимали участие также и представители МОССАДа. А они явно во встречах с Дахланом не участвовали бы.
Это все часть предвыборного черного пиара. Я знаю, кто это распространяет и зачем. Чтобы правый избиратель поверил тем, кто ратует за партию «Ликуд», пять нынешних министров и замминистра от которой в октябре 2004 года проголосовали за «итнаткут» («размежевание»). И именно эти деятели были против уничтожения режима ХАМАСа в ходе операции «Несокрушимая скала». Кстати, после недавно прошедших праймериз в этой партии все пятеро заняли довольно высокие места в предвыборном списке. Все эти публикации, все эти намеки на «полевение» — это пустые слова, призванные ввести избирателя в заблуждение. Это попытка очернить любую инициативу, предложенную в качестве альтернативы политике бездействия, из-за которой за Израиль все время решают другие.
– Предлагаемые вами инициативы как раз и называют «левыми»…
– Ярлыки — самый простой и дешевый способ отвлечения внимания от сути. А тут речь идет о глупом ярлыке и чистейшей демагогии. Альтернатива, которую я предлагаю, базируется на понимании того, что бессмысленно вести переговоры с палестинцами, так как наш конфликт — с арабским миром и решать его надо в комплексе. Это левизна? Понимание того, что нужно решать проблему с живущими в Израиле арабами, нелояльными стране, — это левизна? Обеспечение еврейского большинства в Израиле — это левизна? Что же тогда является «правизной»? Продолжение политики бездействия и игнорирования происходящего в регионе?
За последние недели я дважды четко и подробно разъяснил свою позицию по ключевым вопросам, выступая на Форуме НДИ в Ариэле и на мероприятии «Шабат тарбут» в Кфар-Сабе. В частности, я говорил о необходимости широкого национального консенсуса. Оба эти выступления доступны — их можно прочитать, а не полагаться на намеки и публикации людей, стремящихся приписать мне что-либо, чего я не высказывал и во что я не верю. Это касается как внешней политики, так и вопросов, которые в первую очередь интересуют русскоязычных избирателей.
Отмечу, что, по утверждению представителей религиозных партий, они получили четкие и твердые обещания от Нетаниягу и от Беннета об отмене закона о всеобщей воинской обязанности и о том, что с темой облегчения гиюра будет покончено. И, естественно, об увеличении финансирования иешив — его возвращении на уровень до создания последнего правительства.
– Перед выборами принято отчитываться перед избирателями, рассказывать о проделанной работе.
– Да, такая традиция есть, и я периодически с интересом узнаю, как те или иные политики ставят себе в заслугу то, что сделала партия НДИ. Вот сейчас премьер-министр внезапно вспомнил о реформе системы правления и начал об этом активно говорить. Напомню, что последний закон в этой области, принятый Кнессетом, был проведен именно НДИ. Благодаря ему стало меньше министров, исчезли «министры без портфеля», сократилось количество заместителей министров. Мы не просто боремся за введение аналога «норвежского закона», а даже объявили, что введем его самостоятельно, в рамках своей фракции в Кнессете. Я надеюсь, что люди помнят, кто был против этой реформы. Если нет — это достаточно легко проверить.
Или давайте поговорим о МИДе, где с моим приходом начала реализовываться разработанная мною концепция многовекторной внешней политики. Меня часто спрашивали, зачем эти поездки в Африку, в Литву, в Республику Сербску, в Боснию и Герцеговину. Только благодаря развитию сотрудничества и укреплению двусторонних отношений между Израилем и этими странами мы добились того, что Совет Безопасности ООН проголосовал против предоставления палестинской автономии статуса полноправного члена Организации Объединенных Наций.
Благодаря многовекторной политике страны Африки, Восточной и Центральной Европы в сентябре прошлого года на конференции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) провалили принятие антиизраильской резолюции, предложенной Лигой арабских государств (ЛАГ), требовавшей открыть доступ к нашим ядерным объектам. Пять африканских государств, в которых я до этого побывал и заключил взаимовыгодные договоры о сотрудничестве в различных сферах, все балканские страны, страны Балтии, Молдова и Украина либо проголосовали против этой резолюции, либо воздержались.
Я могу напомнить и о вступлении Израиля в ряд престижных международных организаций, таких как CERN — Европейский центр ядерных исследований и WEOG — региональная группа европейских и других государств Запада в ООН. Я думаю, что нет необходимости объяснять, каким масштабным прорывом это является для израильской науки и дипломатии.
Введение по инициативе НДИ безвизовых режимов с Россией и другими постсоветскими странами: Украиной, Беларусью, Молдовой, Грузией — привело к резкому увеличению числа туристов, росту доходов в этой сфере. Вообще, если я буду перечислять все, чего мы добились, фундамент для каких реформ и продвижений заложили, мы будем говорить очень долго, хватит на несколько интервью. Об этом уже не раз было сказано. Суть не в этом. Суть в том, что мы работаем на благо как репатриантов, так и всех израильтян, всего государства. И продолжим это делать.
– Вы рассчитываете на 16 мандатов?
– Я рассчитываю на понимание избирателями ситуации, на их рационализм и желание видеть Израиль сильным, а его правительство ответственным. На то, что постоянные «совпадения» выборов и скандальных дел, которые заканчиваются ничем, а также бредовые истории в прессе приведут их к очевидному выводу: против НДИ ведется грязная игра. И они не захотят в ней участвовать.
Беседовал Александр КОГАН
либерман это позор для всех русскоязычных евреев. Ничего полезного для евреев он не сделал. Чешет языком и пилит бабло.
Я, как и Либерман, не склонен считать «шестую случайность» перед выборами случайностью. Известно, что немногоклеточные слои русскоязычного электората партии НДИ, простодушно голосующие за «наших», особенно хорошо окучиваются под знамена под вопли «наших бьют!». НДИ — единственная в Израиле партия, у которой электорат натаскан на «происки» сразу всех других израильских общин. Либерман всегда прекрасно выдаивал эти «случайности», доит, как видим, и сегодня. Кто-то ворожит ему с этими случайностями.
Если бы речь шла о «полевении» Либермана, тот ничего удивительного в этом не было бы — этот сифилис в Израиле подхватить не проблема. Дело-то в том, что его «революционная инициатива», начавшись с бесспорных тезисах о неоюходимости «широкого национального консенсуса» Я, как и Либерман, не склонен считать «шестую случайность» перед выборами случайностью. Известно, что немногоклеточные слои русскоязычного электората партии НДИ, простодушно голосующие за «наших», особенно хорошо окучиваются под знамена под вопли «наших бьют!». НДИ — единственная в Израиле партия, у которой электорат натаскан на «происки» сразу всех других израильских общин. Либерман всегда прекрасно выдаивал эти «случайности», доит, как видим, и сегодня. Кто-то ворожит ему с этими случайностями.
Если бы речь шла о «полевении» Либермана, тот ничего удивительного в этом не было бы — этот сифилис в Израиле подхватить не проблема. Дело-то в том, что его «революционная инициатива», начавшись с бесспорных тезисах о неоюходимости «широкого национального консенсуса» Я, как и Либерман, не склонен считать «шестую случайность» перед выборами случайностью. Известно, что немногоклеточные слои русскоязычного электората партии НДИ, простодушно голосующие за «наших», особенно хорошо окучиваются под знамена под вопли «наших бьют!». НДИ — единственная в Израиле партия, у которой электорат натаскан на «происки» сразу всех других израильских общин. Либерман всегда прекрасно выдаивал эти «случайности», доит, как видим, и сегодня. Кто-то ворожит ему с этими случайностями.
Если бы речь шла о «полевении» Либермана, тот ничего удивительного в этом не было бы — этот сифилис в Израиле подхватить не проблема. Дело-то в том, что его «революционная инициатива», начавшись с бесспорного тезиса о необходимости «широкого национального консенсуса», плавно переходит в туманный и неизвестно как реализуемый тезис «наш конфликт — с арабским миром и решать его надо в комплексе» , и, в конечном итоге, сводится к пресловутому и невнятному «обмену территориями с населением». Невнятица станет ясна любому, если попроситьЛибермана ответить на простой вопрос: «С кем он намеревается обмениваться территориями и населением?».
Что до либерманова «отчета о проделанной работе», то даже и обсуждать не хочется — кусочничество какое-то.
Я, как и Либерман, не склонен считать «шестую случайность» перед выборами случайностью. Известно, что немногоклеточные слои русскоязычного электората партии НДИ, простодушно голосующие за «наших», особенно хорошо окучиваются под знамена под вопли «наших бьют!». НДИ — единственная в Израиле партия, у которой электорат натаскан на «происки» сразу всех других израильских общин. Либерман всегда прекрасно выдаивал эти «случайности». Доит, как видим, и сегодня. Кто-то ворожит ему с этими случайностями.
Если бы речь шла о «полевении» Либермана, то ничего удивительного в этом не было бы — этот сифилис в Израиле подхватить несложно. Дело-то в том, что его «революционная инициатива», начавшись с бесспорного тезиса о необходимости «широкого национального консенсуса», плавно переходит в туманный и неизвестно как реализуемый тезис «наш конфликт — с арабским миром и решать его надо в комплексе» , и, в конечном итоге, сводится к пресловутому и невнятному «обмену территориями с населением». Невнятица станет ясна любому, если попросить Либермана ответить на простой вопрос: «С кем он намеревается обмениваться территориями и населением?».
Что до либерманова «отчета о проделанной работе», то даже и обсуждать не хочется — кусочничество какое-то.
П.С. Прошу модератора удалить мой предыдущий комментарий — к сожалению, возможности редактирования не предусмотрены.