Как воспитать детей?

«Если женщина забеременеет и родит сына… на восьмой день обрезана будет крайняя плоть его» (Ваикра 12:2-3).

«Маленькие дети – маленькие проблемы, большие дети – большие проблемы!» – любят повторять умудренные жизненным опытом родители. Никто не преуменьшает проблем, с которыми сталкиваются мамы и папы маленьких детей: тяжелые роды, бессонные ночи, детские болезни. Но какими бы серьезными ни казались родителям проблемы маленьких детей, они выглядят действительно маленькими по сравнению большими проблемами «больших» детей. Как вырастить своих детей людьми не только здоровыми телом, но и душой? Как воспитать в них честность, благородство, преодолевая как влияние улицы, так и неизбежное отчуждение поколений?

«Есть ли связь между заповедью обрезания и праздником Песах?» – спросил меня мой друг после окончания церемонии обрезания своего сына, состоявшейся в первый день праздника. Я задумался… Обрезание – это знак Союза со Всевышним, который заключил первый еврей Авраам. Песах является по сути днем рождения всего еврейского народа. Во время обрезания устанавливается почетное кресло для пророка Элиягу, а в пасхальную ночь наливается специальный пятый бокал для пророка Элиягу (первые четыре выпивают во время Седера в честь преодоления четырех изгнаний). Почему этот важный гость должен обязательно присутствовать на обоих событиях? Пророк Элиягу приходит на обрезание потому, что для заключения Союза требуются две стороны: пророк представляет Всевышнего. Пятый бокал, который наполняют в конце пасхального Седера, напоминает нам, что мы не только преодолеем четыре изгнания, но что Машиах, о приходе которого возвестит пророк Элиягу, нас вернет в Израиль.

Однако между заповедью обрезания и праздником Песах существует еще одна глубокая связь: главным героем обоих событий является ребенок!

Совершая обряд обрезания, отец освящает тело своего сына. Празднуя Песах, отец исполняет заповедь «Расскажи сыну своему» в пасхальную ночь. Не только в праздник, но на протяжении всей жизни отец учит своего сына Торе, рассказывает о судьбе еврейского народа и освящает вдохновением его душу.

И если физическая связь родителей с сыном начитается с момента его рождения, то духовная связь постоянна! Мать ребенка сообщает трехлетнему малышу, что «Тору заповедовал нам Моисей», а отец начинает обучать сына Торе с шести лет. Обязанности родителей не заканчиваются празднованием бармицвы, они все равно продолжают воспитывать сына, помогают ему найти хорошую жену. Сын же, в свою очередь, обязан уважать отца и мать. В случае смерти отца, сын- первенец получает двойную часть наследства, чтобы взять на себя его обязанности и начать заботиться о всех членах семьи.

«Человек, у которого сын праведник, как будто не умирает», – говорят мудрецы, ибо праведный сын продолжает дело отца. Дети, подобно ветвям дерева, являются продолжением родителей, которые как бы живут в своих детях. Преодолевая извечную проблему отцов и детей, родители побеждают время, достигая будущего. А там, в будущем, их ждет пророк Элиягу, о котором писал наш последний пророк Малахи в последних словах своего пророчества: «Вот Я посылаю вам пророка Элиягу… И возвратит он сердце отцов к сыновьям, и сердце сыновей к отцам их» (Малахи 3:23-24). Потому в тот момент, когда отец освящает свою физическую (обрезание) и духовную (Песах) связь с сыном, то из будущего приходит пророк Элиягу, миссия которого и заключается в укреплении этой связи отцов и детей.

Предыдущая недельная глава заканчивалась указанием Торы не есть четырех видов животных: верблюда, дамана (исчезнувшее животное), зайца и свиньи. Из двух признаков кошерности у первых трех животных отсутствует очевидный внешний: они не парнокопытные. Свинья не имеет внутреннего признака, она не является жвачным животным, а ее «кошерные» раздвоенные копыта опасны своей обманчивостью. Мудрецы учат нас, что эти животные символизируют четыре царства, которые будут притеснять евреев: Вавилон, Персию, Грецию и Рим.

В нашей недельной главе Тора перечисляет четыре вида болезни кожи, которые могут поразить еврея за грех злословия. Мудрецы видят и в этом намек на четыре изгнания: опухоль – Вавилон, лишай – Персия, пятно – Греция, проказа – Рим (Ваикра 13:2). «И если четыре вида животных символизируют внешних врагов, – пишет рав Моше Вольфсон, – то пятна на теле намекает человеку на четыре вида зла в его сердце».

После разрушения Храма пророк Ехезкель был в Вавилоне среди угнанных в плен евреев. Там перед ним открылись небеса, и ему явилось видение Всевышнего: «Вот буря пришла с севера, облако огромное и огонь пылающий, и сияние вокруг него… И внутри него – подобие четырех живых существ». (Ехезкель 1:4) Четыре живых существа – это четыре изгнания. Аризаль объясняет, что четыре явления природы символизируют четыре вида духовной нечистоты, которые каждый из нас должен преодолеть в своей душе: буря – гнев, облако – печаль, огонь – страсть, сияние – ложь (используемые во зло знания законов природы). Заповедь обрезания убирает четыре слоя кожи, соответствующие этим четырем уровням зла. Тора пророчествует, что в будущем «Всевышний обрежет сердце твое и сердце потомства твоего» (Дварим 30:6). Ор Хахаим видит в заповеди обрезания намек на будущее рождение Машиаха: Если женщина забеременеет – женщина – это пророческий символ еврейского народа, который, несмотря на изгнания, сеет семена добра, и родит сына – это Машиах, который поможет евреям обрезать (дословно – открыть) их сердца. Однако сегодня обязанность преодоления зла и открытия сердец для добра лежит на нас. Потому в преддверии праздника дарования Торы мы считаем дни, стремясь каждый день улучшить какую-то черту характера. Итак, как воспитать своих детей? Только продолжая воспитывать себя!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора