Четверть века назад мне привиделся необычно ясный сон: я вёз на собственные похороны маму и сестру. Обеспокоенный, утром я отправился к раввину спрашивать разъяснения. «Это ничего не значит», — успокоил меня раввин, но всё же посоветовал сделать пожертвование.
Нормальная человеческая реакция — попытаться откупиться — от судьбы или от наказания — в зависимости от верований человека — пожертвованием — деньгами или чем иным.
В Торе дан прейскурант — за какое прегрешение какую жертву должно приносить. Этот прейскурант действовал, пока у нас был Храм. Во время поста на Йом Кипур в одной из молитв мы просим лучшей участи, поскольку, воздерживаясь в течение суток от еды и питья, жертвуем часть своей плоти.
Сама по себе этичность торга с судьбой вызывает сомнения. Понятен поэтому библейский наказ для назореев, взявших на себя обет не стричься и не потреблять виноград и произведённое из него, после завершения срока назорейства принести за него повинную жертву, как за грех. Но сама жертва назорейства — отказ от вина и причёски — награждалась. Так, самый известный назорей Самсон обладал благодаря своим волосам невиданной силой. Это понятно — ведь о принятии жертвы назорейства сообщено нам Торой.
Другое дело — человеческие жертвоприношения, во все времена распространённые среди окружающих нас народов, но строго запрещённые Торой. В древности обыденным было жертвоприношение детей. Так, детей приносили в жертву языческим богам Молоху, Баалу, Сатурну. Владимир Соловьёв, описывая в своём исследовании возникновение ислама, пишет о «богопочитании» того времени в Аравии: «Были в употреблении и человеческие жертвоприношения военнопленных и детей». Особо поражает «обычай, требовавший, чтобы родители умертвляли детей женского пола (если их было много), закапывая их живыми в землю».
Я думаю, христианство несёт отпечаток веры живших рядом с евреями язычников в вознаграждение за человеческое жертвоприношение. То есть самого жертвоприношения в христианском нарративе нет — есть казнь еврея римлянами. Но идея, что мученическая смерть одного человека искупает грехи других, очевидно, пришла к евреям-христианам из внешнего мира. Спасение у христиан обусловлено требованием веры в произошедшее чудо воскресения распятого, то есть в сакральность распятия.
На пике своего могущества христианство само приносило многочисленные человеческие жертвы. По всей Европе полыхали десятки тысяч костров аутодафе: сжигали еретиков, ведьм, евреев, неискренне принявших христианство, христиан, перешедших в иудаизм, просто незаурядных людей, как Ян Гус, Джордано Бруно, Мигель Сервет. Вожди христианства тех времён оправдывали костры строкой из Евангелия: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15:6), — и считали такие сожжения живых людей угодными Б-гу. Сейчас, столетия спустя, когда вера в вознаграждение за человеческие жертвоприношения, будь то распятый римлянами еврей или сожжённый христианами отступник, поугасла, христианство погрузилось в тяжёлый кризис.
Светские религии, буйствовавшие в ХХ веке, такие как коммунизм и национал-социализм, верили, что светлое будущее будет достигнуто обильными человеческими жертвами. Первые приносили в жертву людей из «неправильных классов», вторые — из осуждённых их идеологией национальных групп.
Светской религией стала в прошлом веке также борьба за мир. И на алтарь идолу борьбы за мир было принесено немереное количество человеческих жизней. Шутка советских времён — вопрос армянскому радио: «Будет ли война?» Ответ: «Войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется», — если подумать, является не шуткой, а горьким наблюдением.
В конце Первой мировой войны американский президент Вудро Вильсон провозгласил: «Эта война закончит войны». Такая надежда на вечный мир овладела умами западного общества и определила его политику. Когда Гитлер в нарушение Версальского договора в 1936 году ввёл войска в демилитаризованную Рейнскую зону, военная реакция Франции, по воспоминаниям немецких генералов, заставила бы немцев повернуть вспять и привела бы наверняка к падению правительства Гитлера. Германия в ту пору ещё не была готова к войне. Но такая реакция не вязалась с пацифизмом европейских политиков. И предательство Мюнхенского сговора 1938 года родилось из тех же настроений. За всё это миролюбие континент расплатился в следующие годы десятками миллионов жизней.
«Борьба за мир» стала со времени Ословского аккорда 1993 года экзистенциальной угрозой существованию Израиля. Каждая война упрочивает положение еврейского государства, но «борьба за мир» приносит стране почти равный ущерб.
Рабин и Перес, заключив мир с Арафатом, удивительно точно назвали гибнувших после этого от вспыхнувшего арабского террора евреев «жертвами мира». Это были типичные человеческие жертвоприношения «идолу мира». Поскольку служение идолу — мерзость и человеческие жертвы — мерзость, положение Израиля со времени вступления им в «мирный процесс» неизмеримо ухудшилось. Расколото общество внутри страны, мир объединяется против евреев. Это ясно показывает, что служение идолу, да ещё с человеческими жертвоприношениями, — путь в несчастье.
Но как быть с темой человеческого жертвоприношения в самом трудном для понимания месте Торы — связывании Ицхака и возложении его на жертвенник отцом Авраамом? Принесение в жертву Ицхака было отменено по приказу Всевышнего, и это можно понять как запрет на человеческие жертвоприношения.
Конечно, такое объяснение не отменяет другие. Так, комментатор Торы Рашба (XIII–XIV века) понимал выпавшее Аврааму испытание в сионистском духе — как наказание нашему первому праотцу. В изложении Торы перед эпизодом со «связыванием» Авраам подписал договор с Авемелехом, уступив палестинцам (из-за их имени — в Торе оно записано как «плиштим» — римляне заменили название Земля Израиля на Палестина) ту часть обещанной ему Б-гом территории, где сейчас район Газы. В этой трактовке мне непонятно, за что при этом был наказан Ицхак.
Я воспринимаю «связывание Ицхака» как воспитательное мероприятие, урок. Наши праотцы должны были подняться на уровень абсолютного доверия Всевышнему, готовности беспрекословно исполнять Его волю, веры, что всё задуманное Всевышним — это благо. И, когда Ицхак добровольно лёг на жертвенник, а Авраам связал его, отец и сын достигли такого уровня доверия Творцу. Само жертвоприношение не предполагалось и целью испытания не было.
Да и само понятие «испытание» для Всевышнего, находящегося вне времени, знающего заранее результат всего происходящего, не имеет смысла.
Евреям было суждено в предстоящий исторический период принять от Всевышнего множество законов и положений, не поддающихся объяснению нашим интеллектом. Почему овцу есть разрешено, а свинью или зайца нет? Почему в шаббат нельзя насобирать хвороста? Почему евреям запрещены многие сексуальные практики, обычные для окружающих нас народов? Почему, в конце концов, нельзя украсть, если уверен, что не будешь пойман?
Ответ один: из-за запрета Торы. И принять это нас учит готовность нашего праотца Ицхака, когда ему было сообщено, что на то воля Всевышнего, лечь на жертвенник.
Однако принесения в жертву евреев, совершаемые последний 21 год либеральными лидерами Израиля ради идола «мирного процесса», отвергают уроки, преподанные нам «связыванием Ицхака», и явно нарушают учение Торы. Поэтому гибель и увечья многих тысяч израильтян «ради мира» оказались напрасными. Эти жертвы лишь отдалили достижение реального мира и безопасности.
Мемуары Бориса Гулько. «Путешествие с пересадками»
Три книги воспоминаний и рассказ. 397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах.
Заказать книгу можно у автора: gmgulko@gmail.com.
Стоимость $26, включая пересылку по США. Книга продается также на Amazon и Amazon Europe.
«Четверть века назад мне привиделся необычно ясный сон: я вёз на собственные похороны маму и сестру. Обеспокоенный, утром я отправился к раввину спрашивать разъяснения. «Это ничего не значит», — успокоил меня раввин, но всё же посоветовал сделать пожертвование.»
Борис, представьте себе ситуацию со сном Иосифа, что если-бы он пришёл к вашему раввину и получил бы аналогичный ответ? Я думаю что вы могли со спокойной совестью набить морду такому раввину. Наши сны всегда что-то значат, другой вопрос что именно, но несомненно что-то они значат. Я не знаком с вашей мамой и сестрой, но вы как сын и брат в какой-то степени ответственны за них, точно так же как вы в какой-то степени отвественны за ваших детей, внуков, и следущие поколения. Наверно это и хотел показать Всевыщний когда Ицхака чуть было не порезали на жертвеннике. Если-бы Ицхак не умер на жертвеннике, то его спокойно могли зарезать мирные газастанцы с которыми Аврахам заключил союз. По сути этим союзом, Аврахам подставил Ицхака в проблемы с дальнейшими разборками с газастанскими соседями. И из-за этого, возможно что вам стоит обратить внимание во первых на то кто ваш раввин, а во вторых на то где вы живёте. Думаю что последущие поколения не будут в восторге от вашего времяпровождения в фаирлоне, каким бы гламурным этот город не был-бы на сегоднящний день.
Б-г обещал Аврааму не только наследника, но и народ, в котором благословятся все племена земли. Так что, подняв свой нож над сыном Авраам занёс его над многими обетованиями Бога. Однако, принесение Исаака в жертву не сделало отца убийцей сына. Наоборот, отказавшись от самого бесценного для себя дара, Авраам словно бы приобрёл его от Бога вновь. В 1-ый раз приобрёл от омертвелой Сарры; во 2-ой раз приобрёл через то, что сам смирился пред Б-ом до смерти. Приобрёл именно потому, что сумел отказаться. Не в этом ли и состояло испытание: чтобы получить от Бога жизнь ты должен отказаться от своей жизни (согласитесь, этот урок много важней чем видеть в акеде воспитательное мероприятие или прямое указание на запрет человеческих жертвоприношений). Испытание Аврааму Всевышний не задумал понарошке и не отменил его в самый последний момент. Авраам прошёл эту грандиозную проверку на верность. «Так как ты сделал дело сие – говорится в Торе – не пожалел сына твоего, единственного твоего». Дело, которое Бог ставит в зачёт Аврааму, не является зримым делом рук его (занёс нож сначала над сыном, а затем над овном), но относится к его внутренней самой сокровенной и духовной жертве. Потому и смысл этого жертвоприношения от нас словно бы ускользает. На горе Мориа жертвой сделался не связанный Исаак и даже не оказавшийся в кустах овен, но сам Авраам. (через призму которого виден и Новый Завет с его будущей жертвой на той же самой горе) даёт нам усвоить важнейший урок. Вот как он звучит у пророка – «Ибо Я милости хочу, а не жертвы и Боговедения более, нежели всесожжений» Осия 6:6.
Бог запросил от Авраама сына в жертву всесожжения, но ещё выше поставил его жертву смирения. Совершенную жертву смирения Он усмотрел в Мессии (Христе).
Подобно тому, как Авраам жертвуя сына словно умер сам, так и в Мессии (Божьем Сыне) нам дано принести совершенную жертву Творцу не делами своими, но сокрушённым до смерти духом своим.
Этого Боговедения Он желает от нас.
Борис, я отдаю должное вашей смелости. Вы нередко берётесь писать на темы не только духовные, но довольно рискованные (для соблюдающего еврея) и довольно болезненные. Таковой давно является тема отношений иудаизма с христианством.
Меня лично очень воодушевляет, что эта тема перестаёт быть неприкасаемой в еврейской прессе. Для меня это знак времени, в котором многие евреи и многие христиане пребывают в одном машиахальном возбуждении. Знаком времени стал ныне ислам, который выйдя из иудаизма ушёл прочь от него. И знаком времени стало христианство всё более возвращающееся к еврейским корням. И хотя вера в Христа, которую исповедую я, имеет мало общего с тем христианством, о котором пишете вы, но читать вас мне интересно (даже когда ваше видение отлично от моего). Марк Шагал, которого всегда занимала личность Христа, возможно, подобно вам, считал Его мученическую смерть на кресте всего лишь человеческим жертвоприношением. Но припомните одну из картин Шагала, в которой он обьединил столь волновавшие его сюжеты – Акеду («Связывание Исаака») и Распятие. На полотне с ножа, занесённого Авраамом над сыном, капает чья-то кровь и капает не на Исаака, но на распятого римлянами еврея сделавшегося жертвой за грех. Этой жертвой Его сделали не люди (евреи имеют полное право утверждать, подобно братьям Иосифа, что «руки нашей не было на нём»). Этой жертвой искупления Ему надлежало стать по воле того Кто хочет милости нам, а не жертвы от нас. «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению» Исайя 53:10. Богу нужны не наши овны и не наши Исааки, Ему нужны мы сами. Богу нужны наши души, чтобы возродить их духом жизни. Вот почему Акеда это наше начало начал. В еврейской традиции Акеда («связывание») – это обоюдный акт. Обоюдный между отцом и сыном и обоюдный между Богом, даровавшим сына и Авраамом, не пожалевшем сына. Акеда содержит в себе бездну смысла, потому что простирается от связывания Исаака к нашему связыванию с Богом Авраама, Исаака и Иакова через жертву Его Сына. Он (Иешуа) как никто другой и прояснил смысл того грандиозного испытания:
«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её;
а кто потеряет душу свою ради Меня, тот её обретёт» Матфей 16:25. Авраам не чаял души в сыне старости своей, но не поколебался отдать его в жертву Господу. И лишь этот отказ от собственной души дал ему обрести в Б-ге наследие вечное.
В жертву Б-гу можно принести даже собственную жизнь, но только не это дарует спасение. Библия связывает спасение души с жертвой за грех и с верой человека – верой не в , но в смиренно принявшего смерть и воскресшего из мёртвых Мессию, давшего нам познание о милости Б-га.