В ласковые сети постой, не зови.
Б.Окуджава
Приведём напечатанный в журнале «Беерот Ицхак» комментарий на отрывок из Торы.
«И остался Яаков один, и боролся с ним человек до утренней зари, и увидел, что не одолевает его, и коснулся его бедра – и вывихнул бедренный сустав Яакова в борьбе с ним» (Берешит, 32:25-26). Ангелы Всевышнего – это «могучие богатыри, выполняющие Его волю, повинующиеся Его речи». И именно поэтому ангел не мог одолеть Яакова – так как ему не было дозволено нанести Яакову никакого иного ущерба, кроме того, что он сделал: поразил его бедренный сустав. [В книге Зоар рассказывается, что «человек», который боролся с Яаковым, – а этим «человеком» был Сэмаэль, «сар» (верховный ангел) Эсава – не смог обнаружить у него ни одного слабого места и нанес удар по тому участку тела, где располагается орган, порождающий в человеке дурное влечение (йецер а-ра). А поскольку Сэмаэль является воплощением Сатана и олицетворяет собой дурное влечение, у него имеется определенная власть именно над этим местом – и он смог нанести по нему удар, поразив седалищный нерв (гид а-наше), связанный с этим участком тела.
И подразумевается, что эта схватка Яакова с ангелом была намеком его потомкам: придет поколение, над которым Эсав возобладает до такой степени, что будет близок к окончательному духовному уничтожению потомков Яакова.
Попытаемся рассмотреть, в чём заключается война Эсава против Яакова. Эсав применяет два метода. Иногда физическое уничтожение: крестоносцы, Хмельницкий, Гитлер и прочая сволочь. Иногда это растворение, т.е. ассимиляция.
Мудрецы пишут, что во время борьбы ангела Эсава и Яакова пыль поднималась до самого поднебесья. Та самая пыль, которая застилала глаза потомкам Яакова. Какое же оружие использует Эсав для ассимиляции? Страсть евреев и евреек к особам другого пола других национальностей. Моему другу рассказывал машгиах питерской еврейской школы для мальчиков, что в классе, где учится его сын, только у сына оба родители – евреи. Я помню, в школе моей супруги училась всего одна девушка, у которой все бабушки и дедушки были евреи. Потом она поступила в педагогический институт. Так я ее называл одной еврейкой со всех сторон на две организации. Правда, многие еврейки только по прабабушке становились глубоко религиозными. То есть – не просто «еврейками», а самими настоящими «свидетельницами перед всем миром о том, что мирозданием правит Б-г»!
Ещё одно из значений этих «пыли» и «раненого бедра» — молодёжь, опора народа, которую будут сманивать на иные пути, к чужим побрякушкам, внешне заманчивым ценностям. К борьбе за «светлое будущее», «социализм», «прогресс», «демократию», «западную культуру», «национальное самоопределение» и т.д. В нынешнем мире об этом, как говорят англичане, «но каммент». Иногда указывают, что удар Эсава относился к будущим спонсорам, т.е. что будущие поколения перестанут финансировать изучение Торы. С этим сегодня как-то даже неприлично и спорить, особенно в Израиле. Но всё-таки мне кажется, моя версия подходит к нынешней реальности ещё больше. Процент смешанных браков у евреев и евреек, не живущих по Торе, уже зашкаливает и дальше всё растёт…
Против сил, заключенных в народе Эдома, поднимается пророк Овадья, потому что жил он рядом с великими злодеями – Ахавом и Изевель, но не перенял их нечестивость. Но как, живя в доме, настолько пропитанном ядом идолопоклонства и ненавистью ко всему, что связано со святостью, смог Овадья уберечься настолько, что стих называет его «весьма боящимся Б-га»? Говорят комментаторы, что, как потомок Эсава (он был гером из Эдома), он обладал качеством «гвура» (мощь и суд) – тем, вокруг чего сконцентрирована сила Эсава. Овадья использовал это качество по назначению, направляя его основу к добру.
На основании этого принципа становятся понятны слова Раши в трактате Санедрин (32б) о том, что Овадья был избран Всевышним для увещевания Эдома, потому что сам происходил из этого народа. «Подобно тому, как вставляют деревянное топорище в топор, для того чтобы им же рубить лес, в котором выросло это топорище». Поэтому именно пророку Овадье подобает быть посланником Всевышнего, предвещающим горький конец Эдома. Он несет в себе те особые, могучие силы Эсава, которые при правильном использовании способны уничтожить корень его зла, приведя мир к исправлению. «И будет дом Яакова огнем, и дом Йосефа – пламенем, а дом Эсава – соломой, и зажгутся они в них (среди сынов Эсава), и поглотят их, и не будет остатка в доме Эсава, ибо Г-сподь сказал <это>. И унаследуют <жители> Негева гору Эсава…» (Овадья, 1:18-19).
Мне как раз вспомнилось стихотворение об этом моего друга. Приведу его полностью, что редко делаю в рассказах.
Огонь обнимает солому –
И ночью кромешной светло.
Вернёмся мы к древнему дому,
Хоть снегом следы замело…
И зло разгорится пожаром,
Осветит дорогу добру.
Не сбыться бесчисленным карам,
Ведь звёзды клонятся к утру.
Всё полно соломой, но зёрна
Хранятся в подвалах века,
И мельницы жизни проворны –
Всё смелется. Будет мука′.
Попытаюсь ответить: почему именно Йосеф будет той искрой, которая сожжет Эсава? Я уже высказывал мысль, что ласковые сети ловят лучше. Из них труднее выпутаться. Однако Йосеф, живя один, без еврейского окружения, в самой развратной стране мира, не поддался искушению красавицы хозяйки. За свои подвиги 12 лет отсидел в тюрьме.
После этого он, став вторым человеком в мире, ни разу не повернулся в сторону женщин, кричавших «ура» и бросавших в воздух — не чепчики, а бриллианты в надежде поймать один взгляд праведника! Йосеф даже попытался исправить египтян, заставляя делать обрезание.
Я верю полной верой, что скоро взойдет заря пленительного счастья. Весь мир, в первую очередь евреи, очнется от сна, засияет солнце и излечит все физические и духовные недуги.
А чьи имена запишут на обломках самовластья, не так уж и важно.