…В сравнении со злополучием евреев меркнут несчастья всех когда-либо живших народов, и виновником этого явился не кто иной, как они сами… Бедствия родины — она была погублена внутренними распрями… Среди евреев тут же возникла междоусобица, приведшая к тирании и раздорам между главами враждующих партий…
Иосиф Флавий. Иудейская война. Введение автора
Право же, если бы убрать имя автора строк, процитированных мной в качестве эпиграфа к тексту, можно бы подумать, что сказанное относится к нынешним дням. Наш народ умён, талантлив, изобретателен… Какие ещё лестные эпитеты о себе любимых просятся на бумагу? Но нет, по-моему, другого такого этноса, который был бы таким мастаком по части внутренних распрей, причём в самые неподходящие моменты, когда со всех точек планеты сотни орудий разного калибра, но идентичного назначения — уничтожить еврейское государство — направлены на нас.
Мне вспоминается как горестная, незаживающая — несмотря на то что прошли уже годы — если не рана, то ранка — один вроде бы не очень значительный эпизод. Впереди на дороге, по которой я шла, свирепо дрались два воробышка, дрались так, что летели во все стороны перья. Что уж они там не поделили, не знаю, но не успела я на них шикнуть, чтоб прекратить это «кровопролитие», как выскочила из какой-то подворотни кошка и молниеносно цапнула одного из дерущихся. И вот она уже быстро удаляется с трепещущей добычей в зубах, и ничем уже не могут помочь мои вопли, чуть ли не слёзы. Повторяю: столько времени прошло, а забыть не могу — жалко дурашку-драчуна, да и какое-то Б-жье нравоучение мерещится мне в этом.
Нравоучение кому? Уж, наверное, не мне, человеку, далёкому от политических тусовок, тем более на таком высоком уровне, как наш парламент, где распри не утихают, подсиживания и противостояния не прекращаются и коалиция скорей напоминает оппозицию. Кому? Да всех ко всем! Впрочем, оппозиционеры ведут себя особенно брутально.
Ещё ни единого раза лидер партии «Авода» Ицхак Герцог не выступил против ныне действующего правительства с позиций здорового прагматизма, имея в виду какую-нибудь важную для страны конкретику: экономические показатели, безопасность, уровень образования, медицину. Вся воинственная «оппозиционность» Герцога выливается в одно еле скрываемое желание — изгнав нынешнее правительство, сесть в «правящее» кресло самому. Почти с таким же маниакальным упорством, как римский сенатор, повторявший в начале каждой своей речи (или в конце?), к месту и не к месту: «…Но Карфаген должен быть разрушен», — повторяет лидер оппозиционной партии «Авода», что надо свалить правительство Нетаниягу. Впрочем, вслед за ним о том же самом мечтает вслух (если можно агрессивно мечтать) и Захава Гальон, лидер давно, по-моему, почивающей на обочине истории партии «Мерец».
А что происходит в самой коалиции? О чём кипят неутихающие страсти, не дающие ни работать как следует, ни держать оборону — такую, какой должна быть она у маленького государства, со всех сторон окружённого врагами?
Хотела было перечислить все пункты, по которым лидер партии «Еш Атид» Яир Лапид и наш премьер-министр Биньямин Нетаниягу скрестили свои шпаги, но события опередили меня — какие там «шпаги», если и Яир Лапид, и Ципи Ливни, лидер партии «Ха-Тнуа», уже уволены со своих постов, и, прости меня, Господи, грешную, нелиберальную, я почти откровенно радуюсь по крайней мере её отставке — не будет она уже вставлять палки в колёса, впрочем, как и Яир Лапид, тормозя любое законотворчество, всё время выдвигая какие-то угрозы и ультиматумы. Можно понять Биньямина Нетаниягу, который сказал, что так управлять страной, в такой обстановке невозможно.
Прослушав обе речи главных фигурантов этой политической битвы — Нетаниягу и Лапида, я, признаться, в затруднении: никого из них нельзя назвать однозначно виновным в произошедшем. Меня тронуло то, что Лапид так искренне пытался улучшить положение «среднего класса», его помощь (реальная — вот что важно!) старикам, пережившим Катастрофу (бесплатные лекарства, 3600 — одноразовое, по-моему, пособие в год), отмена НДС молодым при покупке первой квартиры (увы, теперь с его увольнением этот подарок отпадает)…
Вероятно, какие-то претензии Лапида к Нетаниягу справедливы, например, то, что тот оторван от жизни народа, не изучает его нужд, более благосклонен к благополучному истеблишменту (последнюю часть этой фразы я уже осмелилась добавить от себя). Но многое представляется вызывающим сомнение, наработанным уже в процессе их словесной баталии.
Лапид обвиняет премьер-министра в том, например, что он испортил отношения с Америкой. Лапид имеет в виду упрямое несогласие премьер-министра Израиля идти на поводу у американского Госдепа, требующего прекращения еврейского строительства в Иерусалиме, в Иудее и Самарии. Если учесть резко отрицательное отношение Лапида к еврейской поселенческой деятельности, к поселенцам вплоть до финансового бойкота, в этой ситуации бывший министр финансов выглядит нелучшим образом. Кстати, твёрдость Биньямина Нетаниягу в этом вопросе свидетельствует о том, что ему вовсе не безразличны национальные интересы, как и в продвижении законопроекта о еврейском характере Государства Израиль, в то время как Лапид категорически возражал (в тандеме с Ципи Ливни) против этого законопроекта… Если присовокупить к тому активную поддержку теперь уже бывшего министра финансов идеи создания на Земле Израиля в соответствии с доктриной «Два государства для двух народов» («Демилитаризированного»? «Нетеррористического»? Дай-то Б-г!) государства Фалястын и что все эти и многие другие идеи Лапида шумно и агрессивно навязывались (опять же в тандеме с Ципи Ливни), а не обсуждались, можно понять ликудников, которые предпочли дорогостоящие и хлопотные досрочные выборы недееспособной от постоянного всеобщего противостояния коалиции.
Повторяю: может быть, Яир Лапид не так уж неправ, критикуя деятельность Биньямина Нетаниягу, но одно качество премьер-министра Израиля не грех бы ему усвоить: даже когда тот находился в оппозиции, в трудные для страны дни (а когда они были «нетрудными»?), он прекращал своё противостояние, подобающее оппозиционеру, даже критику действующего правительства, для того чтобы общими силами противостоять угрожающей стране опасности.
Новая книга
В хайфском издательстве вышла новая книга Евгении Гай «Горячая точка. Израильские монологи» — 200 страниц избранной публицистики с иллюстрациями. Стоимость книги вместе с пересылкой — 25 долларов. В подарок — книга лирики автора «Ал таазви оти» — «Не покидай меня», изданная в иерусалимском издательстве «Тарбут». Обе книги на русском языке.
Телефон для связи: 4-8-555-034.
Израильские политики в предвыборной гонке ведут себя как дешевой распродаже — продать себя подороже. Этим объясняется то , что Ливни колеблется между Лапидом и Герцогом и никто не говорит о политических программах . Герцог абсолютно бесцветня личность ,в случае если он сумеет сколотить коалицию он долго не продержится . Все кто идет в коалицию с Биби кончают плохо .