Когда-то у нас было время,
Теперь у нас есть дела —
Доказывать, что сильный жрёт слабых,
Доказывать, что сажа бела.
Мы все потеряли что-то
На этой безумной войне.
Кстати, где твои крылья,
Которые нравились мне?
«Наутилус Помпилиус»
В статье дона Ицхака Абарбанеля разбирается природа снов.
Некоторые сны представляют собой чистые продукты воображения, которое, работая само по себе, соединяет различные элементы в несуществующие, невозможные в реальном мире конструкции. Такие сны никак не связаны с внешним воздействием. К этой группе относятся сны, приходящие из-за определенных кушаний, вин, погоды или состояния здоровья человека. Все они никакого смысла в себе не заключают и важны не более снов, которые видят животные. О них сказал царь Шломо (Коэлет 5:2): «Как сон возникает из множества дел, так речь глупца — из множества слов», — потому что в таком сне просто перемешаны многочисленные воспоминания о прошедшем дне. Пророк Йирмия говорит о них: «Не слушайте снов», — поскольку такие сны, приходя изнутри человека, не несут в себе никакого полученного извне сообщения, и нет смысла искать его в них. Зехарья говорит: «Терафим говорят глупости и бессмысленные сны рассказывают». Обрати внимание: Зехарья не сказал, что «все сны не имеют смысла», не стал объявлять все сны без исключения лживыми и никчемными. Он утверждает только, что лживы «бессмысленные сны», то есть, те, которые имеют основу в воображении. Этим определением — «бессмысленные сны» — он отделил их от истинных, пророческих снов.
А еще о снах, которые являет воображение, сказали наши мудрецы (Берешит раба 9), что в снах нет ни добрых, ни дурных знаков. Здесь можно было бы упомянуть еще высказывание о том, что «сны следуют за их толкованием», если бы эта фраза не имела другого объяснения, которое мы приведем в свое время.
Есть и другие сны, в которых содержится истина и которые приходят с Небес. Ведь пока человек спит, его душу не утруждают чувственные впечатления и она лишена своего единственного побуждения к действию: размышлений о том, что доставляют ей органы чувств. Поэтому сейчас она готова соединиться с сущностями из высших миров. А когда это происходит, в ней остается их образ, след от общения с ними, проявляющийся в душевных склонностях и направлении мыслей. И этот образ входит в душу настолько же глубоко, насколько изображение одного зеркала входит в другое, стоящее напротив, если убрать разделяющую их занавеску: все, что видно в одном зеркале, в том же самом виде отразится и в другом.
Такие сны, вызванные Небесами и несущие знание о происходящем там, никоим образом не случайны: они сообщают о том, что в будущем случится с человеком, поскольку это определено Небесами в момент его рождения, так же, как историю народа в целом определяет расположение его созвездий. Эти сны истинны: в этом мире все непременно случится так, как постановлено на Небесах. Поэтому они упоминаются в Торе, о них говорят пророки, и поэтому Гидеон основал свое решение на сне, который один воин из вражеского лагеря рассказал другому: этот сон тоже был из категории истинных. По этой же причине Шауль гневался на то, что Б-г не ответил ему во сне и, возможно, именно это подразумевал Элияу в словах: «Ибо об одном будет говорить Б-г во сне, в ночном видении». Все они исходят из того, что Небеса, хранящие и направляющие человека, во время сна оставляют в его душе истинные знаки, на которые можно полагаться.
По моему мнению, именно о таком сне наши мудрецы сказали, что он — одна шестидесятая часть пророчества, а в другом месте назвали его «остатками пророчества». Ведь знания, которое Небеса вкладывают в душу во время сна, менее ценны, чем прямое пророчество и по сравнению с пророчеством они — не более чем «незаметная шестидесятая доля». А поскольку в сравнении с Б-жественным пророчеством эти знания еще и неполны, они обоснованно названы «остатками пророчества».
А есть и третий вид снов. Это сны, которые приходят к человеку в силу прямого Б-жественного указания, через духовные сущности, обращающиеся непосредственно к разуму человека, работает ли он в этот момент или спит. Поэтому через такой сон можно узнать о любых будущих событиях, даже если они кажутся совершено случайными, причем получить подробное знание, включающее и временные рамки. Ведь Б-жественное знание объемлет все происходящее в мире во всех подробностях, а Б-жественное управление в точности соответствует Его знанию, поэтому все плохое или хорошее, что кажется нам необязательным, полностью определяется Б-жественной волей и управлением. Наш уровень восприятия вынуждает видеть события случайными, поскольку мы никак не можем повлиять на них, но на уровне Б-га, творящего их, каждое событие задумано и осуществлено либо как награда для служащих Ему, либо как наказание нарушающим Его волю.
Именно такой вид истинных снов подразумевала Тора в стихе «И явился Б-г к Авимелеху в ночном сне», а также в рассказе о сне Лавана. Б-г благословенный управлял событиями жизни Авраама и Сары, а затем — Яакова, поэтому Он послал Авимелеху и Лавану во сне те сообщения, которые счел необходимым. И мне представляется, что сон Гидеона относился к этому же виду: Б-г благословенный специально повелел, чтобы именно этот человек увидел именно этот сон, а толкователь истолковал его именно таким образом, чтобы Гидеон наверняка победил в бою. И царь Шауль, когда сказал, что Б-г не ответил ему ни во сне, ни через первосвященника, ни через пророка, тоже имел в виду подобный сон, поскольку все остальное, что он упомянул, — это прямое сообщение, приходящее от Б-га.
Что надо сделать, чтобы увидеть такой сон, как у Якова? Тора пишет, что Яков до этого 14 лет не спал и круглые сутки учил Тору Всевышнего в ешиве Шема и Эвера. Даже если предположить, что он иногда сидя дремал, то не ложился он точно. Это была первая ночь, в которую он уснул. Во сне реализуются мечты человека. Кому-то снятся эротические сны. Кому-то – богатство. Кого-то пугают: «Черные птицы слетают с луны. Черные птицы – кошмарные сны». (Наутилус)
А к праведникам и мудрецам во сне приходит Всевышний, выполняет их желания, как у царя Шломо, или пересказывает всю будущую историю человечества, как у Якова.
В Берешит 28:12 написано: «Увидел (Яков во сне)… ангелы спускаются и поднимаются по лестнице».
Есть несколько объяснений, какие именно ангелы это были:
- Поднимаются ангелы земли Израиля, а спускаются ангелы внешних земель. Ангелы земли Израиля не смогли выйти за ее границы и вернулись на небеса, а к Якову спустились другие (Раши).
- Это были те ангелы, которые спасали Лота. Они сказали Лоту: «Мы (а не Б-г) разрушаем Сдом» и в наказание за эту кичливость не могли подняться обратно на небо все эти годы. (Берешит Раба)
- Это были ангелы, которые до потопа сказали Б-гу: «И их Ты сотворил, чтобы они так грешили?». За это они были низвергнуты на землю, получив дурное побуждение. Они тоже, как и человек, не могли обуздать свое дурное побуждение и брали себе насильно женщин замуж (даже замужних). Пишет комментатор Рош, что одна девушка не захотела быть с ними и сказала: «Дайте мне ваши крылья!» Получив крылья, она улетела от них, поднялась на небо и стала созвездием Девы. С тех пор эти ангелы не могли вернуться (ведь крыльев у них больше не было и они не могли взлететь). Только сейчас по лестнице, поднимающиеся в небеса, они смогли вернуться.
- Б-г показал Якову ангелов-покровителей всех будущих империй: Египта, Вавилона, Персии, Мидии, Греции, Рима. Этим Б-г объяснил Якову, что евреи всех их переживут.
Люди могут испортить даже ангелов. Ведь самоуверенность у ангелов, разрушивших Сдом, возникла под влиянием людей. А такие, как Яков, могут их победить или даже поднять в небеса.
Между прочим, рав Ицхак Зильбер написал, оправдывая евреев Советской империи, что ангелы на их месте стали бы гораздо хуже. Рав перечислил революции, войны, Холокост, коллективизацию, голод, террор, государственный и бытовой антисемитизм, процентную норму и прочее и решительно постановил: ангелам этого было бы не выдержать, а евреи в большинстве своём остались людьми!
Пункт 3. я хотел бы разобрать подробней. Приведу комментарий Рамбана на Тору. «В сборнике Мидрашей раби Элиэзера рассказывается: в поколении Каина мужчины и женщины ходили обнаженными, как скот и осквернялись всеми видами блуда – мужчины вступали в близость со своими матерями, дочерями и чужими женами — открыто и прямо на улицах… И увидели ангелы, которые пали с места своей святости, с небес, как женщины из поколения Каина ходят, открыв свою плоть и подкрасив глаза подобно блудницам,- и они соблазнились ими и взяли себе из них жен.
В книгах мудрецов даже названы имена этих ангелов. Раби Йонатан бен Узиэль указывает, что это ангелы Шамхаза и Азаэль, сброшенные с небес на землю. В мидраше повествуется: «Когда Святой, благословен Он, опечалился из-за того, что поколение Потопа служило идолам, к нему явились два ангела и сказали: мы же Тебе говорили не создавать человека! Ответил им Творец — если вы поселитесь на земле, то вы будете хуже сынов человеческих. Сказали они Ему: дай нам разрешение поселиться с людьми и Ты увидишь, как мы будем освящать твое Имя. Сказал им: спуститесь и живите среди них. И они сразу совратились с дочерьми человеческими, которые были очень красивы, и они не могли справиться со своим влечением».
Теперь немножко из собственной практики, а то я совсем обленился. Я сны не вижу, вернее, не помню, утром все забываю. Поэтому однажды, когда я перестал писать песни, рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника, пришел во сне к ученице моей супруги и сказал ей грустно, что стал забывать мое имя. Я воспринял это как приказ. Праведник с того света пришел напомнить мне о моем долге, ведь в свое время он мне приказал петь.
А теперь, наконец, насчет прелестной незнакомки из созвездия Девы. Наверное, ей трудно было противостоять ангелам. Те обладали гигантской силой. И конечно, подруги считали ее кичливой и неблагодарной. Расскажу, как прелестная незнакомка помогла мне. Я много ездил в командировки, в том числе и в длительные. Праведником я себя не считал. А мораль в местах моих командировок не очень отличалась от морали поколения Потопа. Причём ещё вопрос, отличалась она в лучшую или худшую сторону. Жене я не изменял, хотя это служило поводом для насмешек. Причину своего поведения я не очень понимал.
Двадцать пять лет тому назад я отдыхал в Сухуми, восстанавливался после первого инфаркта. Мой врач по фамилии Орлов увлекался астрологией. Он сказал, что мое поведение типично для всех, родившихся под созвездием Девы. Значит, одна праведница, благословенно ее имя, может исправить то, что испортили даже ангелы!
«Если завтра начнется пожар
И все здание будет в огне,
Мы погибнем без этих крыльев –
Которые нравились мне»
(Наутилус Помпилиус)