Пророчества торы: израиль сегодня и завтра

«Письмо непременно найдет…»

Помните эти с детства любимые строчки? Ведь как повезло герою Бориса Житкова — как ни мотало его по белу свету, письмо все-таки ему вручили. Однако необыкновенно повезло не только ему. Подумайте только: сегодня, в XXI веке, мы с вами имеем возможность читать, практически в оригинале, те строки, что были написаны тысячи лет назад? Как нашло адресата письмо, которое послали нам древние пророки?

Итак, несколько слов о технологии работы небесной почты.

Многие пророчества о сегодняшнем и завтрашнем дне были записаны в книгах, собранных последним поколением пророков, собранием 120 мудрецов, включая таких гигантов, как Мордехай (главный герой событий Пурима), Эзра (времена восстановления Второго Храма) и Даниэль. Их называют Аншей Кнессет ХаГэдола, Мужи Великого Собрания. Они объединили ценнейшие святые книги и на этом закончили, запечатали ТаНаХ, (Тора — Пятикнижье Моше, Навиим -пророки и Кетубим — Писания). Эти книги и составили письменную Тору (Тора Шебектав). Не менее серьезные откровения о будущем содержались и в Устной Торе (Тора Шебеалпэ). Как гласит само название этой части нашей традиции, Устная Тора на протяжении 1400 лет после Синайского Откровения передавалась устно, от поколения к поколению, т. е. — с 2448 г. от сотворения мира (1312 г. до н. э.). Записать же ее стало необходимо вследствие репрессий, которые Римская империя обрушила на еврейский народ. В те годы изучение Торы было запрещено под страхом смертной казни. Появилась необходимость сохранить великое наследие, полученное на Синае и передававшееся из уст в уста в течение полутора тысяч лет.

Задача эта решалась в несколько этапов. На первом этапе наши ранние учителя, Танаим, составили такие книги, как Мишна, Тосефта, Мехилта, Сифра, Зохар и Мидраш. На втором и третьем этапах более поздние мудрецы, Амораи и Сабораи, составили Гемору, причем одна была записана в Иерусалиме, а вторая — в Вавилоне. Этот период продолжался примерно до 600 г. н. э. В целом, труды этих трех периодов, в основном Мишна и Гемора, дошли до нас как Талмуд. Все эти бесценные письмена древних мудрецов (под общим названием Хазал), и составили Устную Тору (Тора Шебеалпэ). С тех пор в течение многих столетий Талмуд, требующий интенсивного и глубокого исследования и при этом знания иврита и арамейского языка, для многих оставался закрытой книгой. Особенно это относилось к тем евреям, которые не смогли получить классического еврейского образования и не имели своего учителя.

Наше поколение — счастливое исключение. За буквально несколько последних лет появились блестящие переводы Талмуда на английский язык — издание Арт-Скрол, и на русский язык — под редакцией рабби Адина Штейнзальца. Отныне доступ к сокровищам еврейской мудрости прост: достаточно открыть страницы этого самого письма, что было отправлено нам по небесной почте. И все же есть одно условие: сегодня, как и раньше, для того чтобы эту мудрость усвоить, нужен усердный труд и одаренный учитель.

В нашей статье мы постараемся лишь начать читать это письмо вечной мудрости. И будем помнить, что письмо это пророческое обращено к нашему поколению, оно — к каждому из нас и о каждом из нас.

Дина, арифметика и современный Израиль

Недельная глава «Ваишлах» повествует о похищении Дины, единственной дочери Иакова. Несчастная девушка оказалась жертвой сладострастия принца города-государства Шехем. Он изнасиловал ее и держал в заложницах с одобрения своего отца и своего народа. В качестве выкупа Шехем поставил Иакову и его сыновьям лишь одно условие: женитьбу на Дине. При этом Шехем разработал губительный для Израиля план: соединиться с нашим народом посредством кровных уз, получить право жениться на наших девушках и таким образом приобрести наше имущество, а затем захватить власть и над нами (Брейшит 34:21,23).

Наш праотец Иаков и его сыновья, родоначальники двенадцати колен Израиля, стояли перед лицом невиданного злодейства: осквернена их праведная дочь и сестра; всему еврейскому народу угрожает смертельная опасность. Под угрозой не только наше имущество, но и наша судьба, наше будущее, вся наша вечная миссия: заключение союза с Творцом, принятие Торы и распространение Его истины во всем мире. Без этого жизнь наша, да и всего мира, теряет смысл и неминуемо прекращается. Перед семьей Иакова стояла задача поистине вселенского масштаба — спасти мир.

И братья, главным образом двое из них, Шимон и Леви, принимают приемлемое для них решение. Они уничтожают весь народ Шехема. Да, это кажется жестоким. Но факты говорят, что план истребления Израиля вынашивали не только руководители, но и все жители Шехема. С позиций сегодняшнего дня поступок Шимона и Леви можно было бы сравнить с бомбежкой ядерного реактора в Ираке, которую Израиль предпринял в 1981 году. Тогда весь «прогрессивный» мир осудил Израиль. Сейчас многие понимают: этим предупредительным ударом Израиль спас человечество от катастрофы, которую безумный диктатор готовил всему миру.

Итак, Дина освобождена. С семьи Иакова смыт позор. Израильский народ спасен. Почему же Иаков, вместо радости и одобрения, обращается к Шимону и Леви со словами гнева? «Смутили вы меня, опозорив меня среди жителей этой страны, кнанеев и призеев. Я же малолюден: соберутся против меня и поразят меня, и истреблен я буду с домом моим» (пасук 30).

Причину этого открывает Устная Тора. Брейшит Раба объясняет, что Иаков испугался, и на то были серьезные основания. Мудрый Иаков понимал, что действия двух его сыновей могут вызвать ответную реакцию соседних ханаанских народов. Кто выйдет победителем из возможного единоборства с превосходящими силами местных племен? Сможет ли семья Иакова отразить мощную атаку или будет истреблена и исчезнет с лица земли?

Кто-то может спросить: неужто праотцу нашего народа, великому цадику, недоставало веры в могущество Творца, который способен разрушить великую империю Египта, рассечь Красное море, обрушить стены Иерихона, спасти свой народ от губительного плана Амана — веры в Того, кто может в-с-ё?

Вот здесь-то нам и пригодится арифметика. Именно в ней ответ на вопрос: «Чего боялся Иаков?» Устная Тора объясняет: «Иаков знал, что у ханаанских народов хранилось предание, согласно которому израильский народ становится непобедим только тогда, когда его население достигает 600000 человек» (Ялкут Шимони 33:135).

Пока же, полагал Иаков, раз наш народ малочислен, мы легко уязвимы. А потому нам следовало бы спокойно дождаться, пока число евреев не достигнет 600000. Тогда, и только тогда, с помощью Х-шема, мы станем непобедимы и сможем отразить натиск любого врага.

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора