После двадцати лет бесплодного брака у Ицхака и Ривки рождаются близнецы Эсав и Яаков. Б-г сообщает Ривке, что ее трудная беременность — это прелюдия к грядущему конфликту между потомками близнецов — Римом и Израилем. Эсав вышел первым из утробы матери, вслед за ним, держась за пятку брата, — Яаков. С возрастом разница между братьями становится все заметнее. В день похорон их деда Авраама Эсав бездумно продает свое первородство Яакову за приготовленное им траурное блюдо — чечевичную похлебку.
Прошли годы. Чувствуя приближение смерти, Ицхак призывает к себе Эсава, чтобы благословить его. Однако Ривка убеждает Яакова прийти к слепому отцу и, выдав себя за брата, получить это важное благословение. Разгневанный Эсав жалуется отцу на обман, вспоминая заодно и о проданном первородстве, но Ицхак понимает теперь, что Яаков больше ценит духовную миссию семьи, и подтверждает необратимость своих слов. Эсав грозит убить Яакова, и Ривка отправляет младшего сына к своему брату Лавану в Падан-Арам, чтобы он переждал там гнев Эсава и заодно подыскал себе жену.
***
«И молился Ицхак Б-гу за свою жену (ленохах ишто)…» (25:21).
«Ленохах ишто» может означать также «напротив своей жены». Раши объясняет, что Ривка тоже молилась — в том же помещении, но у другой стены.
Анализируя эту лексическую особенность приведенного стиха, мудрецы Талмуда (трактат «Иевамот», 64) приходят к выводу, что они оба, Ривка и Ицхак, были бесплодны. Кстати, вспомним, что бесплодием страдали и две другие наши праматери — Сара и Рахель.
Мудрецы спрашивают: «Почему нашим праматерям и праотцам было трудно зачать детей?» И сами отвечают: «Потому что Б-г хочет, чтобы праведники молились ему».
В Книге псалмов («Теилим») сказано: «Желание боящихся Его исполняет Он, и вопль их слышит, и помогает им» (145:19). На первый взгляд, вторая часть этой фразы излишняя. Ведь если Б-г выполняет желания боящихся Его, то это значит также, что он наверняка услышит их призывы и поможет им. Первое включает в себя второе. Так зачем это уточнение?
Ответ такой. Истинно богобоязненный человек не испытывает никаких желаний и устремлений помимо того, что уже имеет. Для него все хорошо, чем наградил его Б-г, и он ничего у него не просит.
Однако, желая услышать молитвы праведников, Б-г сам пробуждает в них желания и стремления к чему-либо. Именно об этом говорится в приведенном стихе из «Теилим». Его первую часть можно интерпретировать и так: «Он создает желания у боящихся Его», и в результате они чувствуют необходимость молить Его об исполнении этих желаний. И уж затем: «Вопль их Он услышит и спасет их».
Плохой сосед по «общежитию»
«И толкались сыновья в утробе ее…» (25:22).
Характер, как известно, закладывается с детства — еврейская традиция утверждает, что еще в утробе матери. У Ривки, будущей матери близнецов Эсава и Яакова, была тяжелая беременность: «Толкались сыновья в утробе ее».
Раши объясняет, что еще не родившиеся младенцы проявляли разные склонности. Когда Ривка проходила мимо иешивы Шема и Эвера, старожилов из рода Авраама, на свет рвался Яаков, а когда приближалась к языческому капищу — беспокойно вел себя Эсав.
Мотив Эсава ясен. Близнецов вынашивала великая праведница Ривка, поэтому материнская утроба была для него, идолопоклонника от рождения, точнее от зачатия, не самым уютным местом. Но почему Яаков хотел побыстрее выйти на свет? Ведь Талмуд в трактате «Нида» сообщает, что во время беременности еврейской матери ангел учит ее ребенка всей Торе, которую он при родах забывает. (Поэтому мудрецы говорят, что при жизни мы не учим Тору и святой язык, а «вспоминаем» их.) Так неужели Яаков спешил расстаться со своим учителем-ангелом?
Ответ прост и поучителен: даже если у вас самый лучший в мире наставник, плохой сосед по «общежитию» может все испортить, сбить вас с пути истинного, и вам лучше немедленно покинуть «учебное заведение».
В нужное русло
Комментарий Раши на стих о толкающихся сыновьях вызывает еще один вопрос. Если характер закладывается в материнской утробе и дети рождаются с определенными чертами характера и личными склонностями, то как быть с принципом свободы выбора, краеугольным камнем еврейского мировоззрения? Выходит, что все совершенные Эсавом преступления можно оправдать: ведь он был так «запрограммирован». И почему праведник вознаграждается за те качества, которые он всосал не то что с молоком матери, а еще раньше — из плаценты? Ведь таким ему было суждено, предначертано быть. И в этом нет никакой его личной заслуги.
На самом деле те черты, с которыми родился Эсав, не вели его прямо на путь зла, равно как и Яакову не было суждено быть суперправедником. Они таковыми стали, что называется, по ходу жизни.
Каждый из нас рождается с определенным складом характера и склонностью к определенному типу поведения, но при этом свободно выбирает направление своего развития — в сторону добра или зла. Мы не созданы одинаковыми. Каждый сам решает, что ему делать с теми качествами, которыми наделил его Б-г.
У Эсава были некоторые врожденные черты, которые создавали предрасположенность к плохому поведению. Стоявшая перед ним задача — стать хорошим человеком, достойным своего великого отца Ицхака, — была трудна, и он с ней не справился. Человек, с детства испытывающий тягу к кровопролитию, может стать разбойником или даже убийцей. Но эту склонность можно направить и в позитивное русло — выбрать себе профессию резника, или моэля (специалиста по обрезанию), или хирурга. И тогда он будет приносить людям пользу, а не зло.
Музей слепых
«И он (Ицхак) подошел, и поцеловал его (Яакова), и почувствовал (Ицхак) запах одежды его, и благословил его, и сказал: «Смотри, запах сына моего — как запах поля, которое благословил Господь» (27:27).
В Израиле есть Музей слепых. Это уникальный музей. Тебя ведут через его залы в полной темноте. Ничего не видя вокруг себя, ты вынужден полагаться на свои другие чувства: слух, осязание и обоняние. Именно здесь начинаешь понимать, что такое быть слепым. И тогда благословение: «Благословен Ты, Господь Б-г наш, дарующий зрение слепым», которое произносят по утрам верующие евреи, приобретает особый смысл.
Слепота занимает центральное место в этом недельном разделе. Ослепший Ицхак не видит, что он благословляет Яакова вместо Эсава. Однако в глубине души он безошибочно «разглядел», кому должны быть предназначены его благословения. В специфическом запахе козьих шкурок, которыми Яаков покрыл свои руки, Ицхак уловил аромат райского сада, который сопровождал Яакова, когда он вошел в комнату отца.
Гиды, которые ведут тебя через Музей слепых, сами лишены зрения. Но они сумели предельно развить свои другие чувства и ведут тебя через залы музея легко и непринужденно, как будто действительно видят их.
Наш мир похож на этот музей. Живя в нем, мы думаем, что видим его полностью, не подозревая, что в нем больше того, что скрыто от наших глазах, нежели того, что открыто.
Если бы мы действительно видели все, то наглядно убедились бы, что в пятницу на заходе солнца мир преображается, что на землю спускается иная, субботняя атмосфера. И тогда мы испытали бы ни с чем не сравнимый восторг и одновременно страх нарушить шаббат. Потому что мы увидели бы, что, например, зажечь свет в этот святой день никак нельзя — такое действие может стоить тебе жизни. Обычным зрением этого, конечно, не увидишь.
Хотя большинство людей не обладают таким духовным зрением, есть все же немногие, кто сумел развить в себе способность четко видеть ту запредельную реальность. Это выдающие знатоки и подвижники Торы. Они всегда были среди нас, во всех поколениях. Именно они уверенно и безошибочно ведут нас уже многие столетия через лабиринт «Музея слепых», которым можно назвать наш мир.