Если сегодня – как вчера, зачем завтра?

Праздник Песах – начало всех начал, рождения еврейского народа, время раскрытия максимальной доброты Творца в нашем бренном мире. Четырёхбуквенное имя Всевышнего – суть проявляемого Им Хэседа (доброты) – является ключом для всего связанного с самой оберегаемой ночью года (лель шимурим) – ночью Седера.

Четыре буквы «собственного» имени Создателя – «йуд», «ґэй», «вав», «ґэй» – символизируют те четыре этапа, без которых человек не был бы соавтором Добра. Потенциал (буква «ґэй») и конечный получаемый от Творца результат (буква «ґэй») связываются нашей работой (буква «вав») в единое целое, к которому Всевышний добавляет абсолютную полноту и совершенство (буква «йуд»).

Три указанных Торой «элемента» Песах – пасхальная жертва (о ней напоминает на пасхальном блюде «зроа» – куриная ножка или крылышко), маца и маррор (горькая зелень) комфортно укладываются в форму, создаваемую буквами «йуд», «ґэй», «вав», «ґэй» – потенциал – работа – результат.

Барашек – «сэ» – символ нашего народа в галуте («семьдесят волков и одна овца»), своей беспомощностью напоминающий новорожденного и обозначающий самое начало духовной истории нашего народа.

Маца – корень «нец», означающий противоборство, – символизирует задачу, стоящую перед нашим народом – непрестанные усилия, не позволяющие вложенному в нас потенциалу «испортиться – закваситься». Подобно выделке мацы, в которой с момента соединения воды с мукой все восемнадцать минут её «внепечного» существования буквально не оставляют в покое, замешивая, раскатывая и прочёсывая специальным гребнем-каталкой, так и в нашей жизни: либо выбор самого человека, либо «жизненные обстоятельства» не оставляют «ни минуты покоя», властно диктуя нам постоянное прикладывание усилий для переправы через невялотекущий жизненный поток.

И самый удивительный символ – «маррор» (от «мар» – горький), горькая зелень. Его «совместимость» с результатом вовсе не очевидна. По гематрии (числовому значению букв), слово «маррор» равнозначно слову «мавет» (смерть). А дальнейшее прямо следует из комментария мудрецов: «очень хорошо (слова, завершающие Творение) – это ангел смерти».

Конечность, ограниченность зла – это наша возможность, его преодолев, обнаружить, что препятствия в конечном итоге имели одну-единственную цель – дать нам соавторские права. Ведь оценка отлично означает «не двойку», «не тройку» и «не четвёрку» вместе взятые. Прожёвывая в Пасхальную ночь горькую зелень, мы на уровне ощущений передаём самим себе информацию о конечности плохого и бесконечности Добра, нас ожидающего.

Ну а четыре бокала вина, охватывающие весь Седер, – это добавленная мудрецами благодарность Всевышнему за Его выбор!

Пожелаем себе быть достойными такого выбора.

Хаг Песах кашер ве-самеах!

Уважаемые читатели, шалом!

Тех, кого не оставили равнодушными наши комментарии, мы приглашаем стать участниками учёбы «Jewniversity». Вы можете посетить наш сайт http://www.jewniversity. org. Вы можете подписаться на рассылку комментариев к недельным главам, где будете заранее проинформированы о лекциях и семинарах р. М.-М. Гитика, которые проходят в Израиле, Америке, Канаде, Германии, Украине и России. Вы также можете записаться на программу дистанционной учёбы еврейского мировоззрения и этики, осуществляемой через книги, кассеты, диски, и главное – персональную связь с нашими тьюторами по телефону.

Для подписки на рассылку пишите: skhmel@aish.com.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора