Швеция, безусловно, является самой европейской из всех европейских стран благодаря своему отношению ко всем шведским гражданам как «к единой семье», своему военному и социалистическому наследию, непревзойденной политкорректности и претензиям на статус «моральной сверхдержавы». Эти же черты делают Швецию наиболее неприемлемым для консерваторов европейским государством.
В этой связи американский политолог Даниэль Пайпс рассказывает о своей дискуссии с двумя высокопоставленными шведскими сотрудниками МИДа во время его недавней поездки в Стокгольм. Разговор шел о ближневосточных проблемах, и точек соприкосновения у собеседников не было ни по одному вопросу. Как не без иронии отмечает сам Пайпс, «я с таким же успехом мог бы быть в Судане или Сирии».
Для начала собеседники обсудили иранскую ядерную программу. Шведские мидовцы совершенно серьезно утверждали, что инспектора МАГАТЭ постарались в Иране на славу, поставили на всех ядерных объектах круглосуточные камеры наблюдения, «и теперь мы точно знаем, что там творится».
Пайпс возразил: «Откуда шведскому МИДу известно, что камеры следят за всеми ядерными объектами до последнего? На самом деле, ни в Стокгольме, ни в какой-либо другой столице мира никому неизвестно, что происходит в Иране. Иранская программа могла зайти гораздо дальше, чем мы предполагаем, и Тегеран мог закупить ядерное оружие в КНДР или Пакистане».
Дипломаты говорили, что Иран в 2003 году отказался от создания ядерной бомбы, а Пайпс возражал на это, что даже сам нынешний президент Хасан Роухани дал понять, что ядерные разработки никогда не прекращались.
Далее сотрудники МИДа высказали мнение, что атака извне только ускорит создание Тегераном ядерной бомбы. Пайпс напомнил, что как раз иракская и сирийская ядерная программа закончилась после точечной ликвидации реакторов израильской авиацией.
Затем разговор перешел к арабо-израильскому конфликту в свете признания Швецией государства «Палестина».
По утверждению дипломатов, это было сделано вовсе не с целью наказать Израиль, а поддержать «палестинцев», отчаявшихся когда-либо получить свое государство. Поэтому нельзя рассматривать этот шаг как враждебный по отношению к Израилю. Он враждебен только по отношению к ХАМАСу.
Пайпс объяснил, что правительство и население израиля весьма отрицательно и болезненно восприняли шведскую инициативу, и им очень не понравилось, что кто-то позволяет себе с покровительственным видом решать за них, что для них лучше. А вот ХАМАС, напротив, приветствовал решение шведского правительства и призвал другие страны последовать примеру Стокгольма, чтобы изолировать Израиль.
Израильские поселения, считают шведы, являются препятствием на пути создания двух государств, и поэтому необходимо срочно остановить их расширение.
На это Пайпс ответил, что по его мнению, строительством Израиль подталкивает арабское руководство к принятию конструктивного решения, ибо чем дольше оно затягивает решение, тем меньше свободной земли остается.
Дипломаты также советуют не обращать внимания на призывы ФАТХа к «автомобильному джихаду», так как ФАТХ не является официальным правительством автономии. Таким образом, МИД Швеции не проявляется никакой озабоченности в связи с подстрекательством к убийству.
Пайпс разъяснил, что ФАТХ, ООП и ПА являются разными названиями одной и той же организации. Делая вид, что они являются самостоятельными единицами, Махмуд Аббас, главарь всех трех организаций, спокойно уходит от обвинения в убийствах.
Требование признания Израиля еврейским государством – ловушка для Махмуда Аббаса, считают в шведском МИДе, и он не может этого сделать, так как на территории Израиля проживает немало арабов.
Отказ от признания Израиля еврейским государством является отрицанием всего сионистского проекта, то есть, отрицанием права евреев на самоопределение, ответил Пайпс. Это требование вовсе не является ловушкой, оно отражает изменения, произошедшие в среде израильских арабов. Иначе как объяснить тот факт, бывший премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт, сгоравший от желания заключить соглашение с арабами не меньше самих шведов, первым выдвинул это требование?
Полное расхождение по всем фактам, интерпретациям и прогнозам на будущее показывает, что разрыв между странами и правительствами, созданными на общих ценностях, стремительно увеличивается. В то время как ряды врагов множатся, люди, которые в силу своей профессии должны быть реалистами и друзьями, прячут голову в песок, живут в мире иллюзий и подрывают будущее своего континента. Какая катастрофа должна пробудить шведов, чтобы они могли очнутся от своих иллюзий?
На этой печальной ноте Даниэль Пайпс завершает свои воспоминания. Но хотелось бы отметить, что весь спор о целесообразности создания палестинского государства исходит из ложной посылки, в лучшем случае, а в худшем и, вероятно, так оно и есть, из стремления уничтожить еврейское государство за столом переговоров, раз это невозможно сделать военным путем. Два враждебных государства не могут мирно сосуществовать на таком крохотном пятачке.
А насчет «очнуться от иллюзий», то невредно было бы напомнить, что до сентября 1939 года с Гитлером наперегонки со Сталиным сотрудничала вся Европа. Гитлер допустил единственный промах – начал войну до вручения премий Нобелевским комитетом, а то ведь непременно бы наградили. В самом Стокгольме.
Да и закончился в Европе запас «капель датского короля». Никто уже желтую звезду не наденет, а вот под знамена бойкота Израиля встанут, даже если неутомимые борцы за мир на Ближнем Востоке в куфиях устроят новые погромы по всей Европе.
Один из гариков И.Губермана можно, на мой взгляд, отнести к политике Швеции:
Творец готовит нам показ
большой, смешной беды:
Европа станет на намаз
и обнажит зады.
ПОЛИТКОРРЕКТНОЕ :
До петли достать не просто.
Если нехватает роста,
Вам поможет только швед:
Ведь его «умнее» нет !