Покойный президент США Рональд Рейган назвал Советский Союз «империей зла». Зла в смысле исчадия ада. И был неправ. То есть не просто неправ, а концептуально и фундаментально неправ.
Прежде всего потому, что в Советском Союзе, кроме бесспорных злодейств, таких как голодомор, большой террор, усмирение Праги и освобождение от ислама для построения социализма в Афганистане «ограниченным контингентом советских войск» (как будто бывают неограниченные), карательная медицина (жертвами которой стали великие россияне от Иосифа Бродского и Михаила Шемякина до Мустафы Джемилева и Валерии Новодворской с диагнозом «вялотекущие шизофреники», за который орден Героя России можно смело давать — не ошибешься!), было немало хорошего. Добра и тяги к добру. Не в смысле тяги к чужому или общественному добру, а к добру, которому учит Библия. Бесплатное, например, обучение в школах и вузах. Уважение к ученым и инженерам, к науке и технике, к познанию и созиданию как таковым, а также уважение к старшим. В трамвае, метро, троллейбусе и автобусе старушкам уступали место молодые люди: не отморозками были, совесть в быту и моральную устойчивость в сексе в советских людях воспитывала КПСС. А кроме конкретных примеров добра и любви к добру (не только к чужому или общественному, которое колхозное или общенародное, а значит, ничье, но и к доброму делу) советские люди действительно совершали добрые дела. Соседям, например, помогали. Друзьям. Злодеями простые советские люди (как их называла партия) не были — если приказа быть коллективным злодеем не поступало. Так что неправ был президент Рейган.
Для того чтобы быть «империей зла», нужно для начала уметь отделять зло от добра. В то время как в душах советских людей, которые лепила компартия, как лепят пельмени, зло и добро были смешаны-замешаны-перемешаны. Как в тесте. Не разделить. Уже по одному этому Советский Союз не был «империей зла», потому что зло и добро были в советской стране не разлей вода. До «империи зла» советской империи, говоря непредвзято и объективно, надо было еще чесать и чесать. Не меньше, чем до светлого будущего — коммунизма.
Но вот не стало Страны советов. И внезапно, после закрытия суверенной Олимпиады, афоризм Рейгана снова стал актуален. Не по-английски (Empire of Evil), а по-русски, и только по-русски. Российская Федерация — правонаследница СССР стала «империей зла». Зла на весь мир. Федерация наполнена злобой. И день ото дня наполняется все больше и больше. С подачи государственного телевидения. Управляемого из-за зубцов кремлевской стены.
Передачи первого канала, транслируемые из России, без головной боли стало просто невозможно смотреть. Не потому только, что ненависть к Украине разливается по «зомбовидению» через край. А потому, что российский народ приводят в состояние ненависти и злобы. Чтобы убедиться в этом, достаточно почитать обсуждение на «Эхе Москвы» любой статьи, неважно какой. Или посмотреть любую «неразвлекательную» программу. Ничего подобного в СССР я не помню. Такого насаждения злобы в Советском Союзе на моей памяти не было даже в самые мрачные и агрессивные времена. То есть во времена Сталина было, конечно. Злоба, бдительность, подозрительность во время «большого террора», «дела врачей», процессов над «врагами народа» выплескивались через край. Однако начиная с Хрущева, а потом при Брежневе, Андропове и Черненко злобу не поощряли и не умножали. То есть, конечно, на митингах, осуждавших «американскую военщину во Вьетнаме» или «израильских агрессоров», угнетавших свободолюбивых мирных арабов и убивавших палестинских детей, с трибун раздавались негодующие голоса. Но аудитория при этом в состояние злобы не приходила. И радио с телевидением не приводили зрителей и слушателей в состояние экзальтированного негодования. Что, с точки зрения управления, было, бесспорно, благоразумно. Советские руководители злобу не умножали, они ее дозировали. И поступали мудро. Чего не скажешь о нынешних руководителях Федерации.
На каждом шагу злобные лица по телевидению. А какие споры, доходящие до криков, в разговорах по телефону и скайпу с самыми, казалось, милыми и доброжелательными людьми — от артистов и академиков — стоит заикнуться об Украине. А это очень опасно. Не для Украины — для РФ и ее замечательного народа. Потому что злоба, сегодня выплескивающаяся на Украину (вопреки анекдоту армянского радио: «Берегите евреев. Когда их перебьют, за нас примутся», за армян так и не принялись. А принялись — кто бы еще в прошлом году представить мог — за украинцев! За братьев-славян! Их возненавидели больше всего. И если и происходят на Украине сегодня погромы, то не еврейские, а украинские. Кто бы подумать мог!), завтра переметнется на что угодно. С украинцев и американцев на «инородцев» в России. На гастарбайтеров. На олигархов и просто богатых. На ментов, переименованных в «пентов» без изменения кадрового состава. И на правительство. Злоба не может не найти себе выхода, как не может не найти себе выхода перегревшийся пар. Приумножать злобу в народе — все равно что заставлять население есть таблетки, возбуждающие чуму. На то и другое способны только безумцы, живущие не совсем в этом мире.
И вот еще что надо иметь в виду. Народ в состоянии злобы может породить только злобу. О науке и технологиях, образовании и созидании, сравнимыми с передовыми странами мира, Россия, погруженная в злобу, может забыть. Надолго, а скорее — боюсь, и не хочу пророчествовать — навсегда. Империя, причинив массу зла всем окружающим странам и континентам, способна только на самоуничтожение.
Вот почему, сказав, что Советский Союз (сегодня Российская Федерация) — «империя зла», президент Рейган прав только в том случае, если слова «империя зла» понимать в том смысле, что империя очень зла. Так зла, как со времен Большого террора никогда не было. А злоба способна только разрушать, а не создавать. То есть никакого добра. А это самое страшное в сегодняшней РФ, страшнее даже, чем ненависть к Украине.
Юрий МАГАРШАК