Дайте силу Б-гу! Недельная глава Торы «Ваера»

Б-г открылся Аврааму на третий день после обрезания, когда, несмотря на боль и зной, праотец ждал гостей у своего шатра. Увидев трех ангелов в обличье странников, он принял их с почетом и щедро угостил. Один из гостей сообщил ему, что через год его 90-летняя жена Сара родит сына.
Затем ангелы отправились уничтожить порочный город Сдом. Авраам просил Б-га пощадить город, если в нем найдутся хотя бы 50 праведников, но даже десяти хороших людей там не оказалось. Прежде чем Б-г обрушил на Сдом огненный дождь, ангелы увели из города Лота, его жену и двух дочерей. Вопреки запрету, жена Лота оглянулась во время бегства и превратилась в соляной столб.
Через год у Сары и Авраама родился сын Ицхак. Отец сделал ему обрезание на восьмой день, как велел Б-г. Сара потребовала изгнать из дома Агарь и ее сына Ишмаэля. В пустыне Ишмаэль едва не умер от жажды, но был спасен ангелом и получил обещание, что от него произойдет великий народ.
Б-г велел Аврааму принести в жертву Ицхака на месте будущего Храма. Авраам был готов выполнить это указание, но в последний момент ангел остановил его. В награду за беззаветную преданность Всевышнему Авраам получил великое благословение для своих потомков.

«Открылся Аврааму Б-г в Элоней-Мамре. А он сидел у входа в шатер знойным полднем» (18:1).
Пожилая дама растерянно оглядывалась на открытой стоянке возле торгового центра. Она выглядела очень расстроенной.
– Простите, что случилось? — спросил ее прохожий в черном костюме и шляпе. — Вы что-то потеряли?
– Я не знаю, куда она делась, — ответила дама дрожащим голосом.
– Что делось и куда? — спросил прохожий.
– Я не знаю, куда делась моя машина! Мне кажется, что я оставила ее здесь. А ее нет… Может, это от старости…Я уже не помню, где мои вещи. Может быть, мне уже нельзя водить машину!
Прохожий задумался на минуту, огляделся вокруг:
– Какая у вас машина?
– Серая такая… «Пежо»…
– А вам не кажется, что ее могли попросту украсть?
Старушка улыбнулась, в ее глазах мелькнула надежда:
– В самом деле? Вы так думаете?.. Значит, дело не во мне.
Дама и прохожий позвонили в полицию, и через несколько дней «Пежо» нашелся — на автомобильной свалке в одном из городов Палестинской автономии. От машины остались только шасси и помятый кузов…
Иногда реальность сильно отличается от наших представлений.

«…А Авраам сидел у входа в шатер…»
Мидраш рассказывает, что Авраам хотел встать, когда Б-г появился перед ним. Но Всевышний сказал: «Нет, ты сиди, а Я постою…»
Когда вы разговаривается с начальником в его кабинете, он сидит, а вы стоите. Потому что стоящий зависит от сидящего, а не наоборот.
Однако в этой ситуации роли поменялись. Авраам был слаб и плохо чувствовал себя после обрезания, которое сделал себе всего три дня назад. Но, увидев Б-га, он хотел встать. А Б-г остановил его: «Сиди. Здесь ты главный. Я завишу от тебя, а не ты от Меня. Здесь все зависит от тебя».
Как такое может быть?! Может ли Творец и Властелин вселенной зависеть от своих творений?
Когда вы смотрите вверх, то видите только небесный свод. Ничего удивительного: ведь наше видение ограничено. А ведь над этим миром, в котором мы живем, находится еще множество других миров, и из всех них наш мир — самый низкий.
Однако Б-г решил, что все сотворенные им миры будут зависеть от того, что мы делаем тут, в этом низшем из миров, находящемся в самом основании пирамиды.
Когда мы совершаем добрый поступок, его отзвуки доходят до самых высших миров и отражаются эхом благословений, которые возвращаются к нам, на эту грешную землю. Другими словами, одно доброе слово может отменить землетрясение, или столкновение поездов, или даже войну.
Именно таков смысл фразы из Книги псалмов: «Дайте силу Б-гу» (Теилим, 96:7). Человек обладает способностью укреплять мироздание своими действиями или, не дай Б-г, наоборот, разрушать его. Такова реальность, совсем не похожая на то, что нам порой кажется…
«И поднял Авраам свои глаза, и увидел: вот три человека стоят перед ним» (18:2).
Три «человека», пришедших к Аврааму на третий день после обрезания, походили на простых странников. Но это были бестелесные духовные создания — ангелы, посланцы Б-га, принявшие облик людей. Комментатор Раши сообщает, что у каждого ангела было свое задание: первому предстояло сообщить Саре, что через год, несмотря на преклонный возраст и многолетнее бесплодие, она родит сына Ицхака, который продолжит историческую миссию своего отца Авраама; второму надо было выполнить более масштабную и неприятную задачу: «перевернуть» развратный Сдом и уничтожить его; третий ангел по имени Рафаэль (от слова «лерапот» — «лечить») должен был исцелить 99-летнего Авраама после обрезания.
Но для чего потребовались сразу три ангела? Неужели один не справился бы со всеми этими делами? «Потому что один ангел не может выполнять два поручения», — отвечает Раши. Оказывается, у этих небесных существ узкая специализация и разделение труда. Но затем Раши, как будто сам себе противореча, сообщает, что, исцелив Авраама, ангел Рафаэль пошел спасать его племянника Лота из обреченного на гибель Сдома.
Где логика? Ведь если один ангел не может выполнять две миссии, для спасения Лота требовался четвертый, дополнительный небесный посланник.
Прежде чем разрешить это противоречие, надо понять, зачем вообще требовалось спасать Лота.
Несмотря на серьезные изъяны в своем характере, Лот удостоился стать предком царя Давида, основателя еврейской монархической династии, которую увенчает Машиах, спаситель Израиля. Но Давида могли не признать царем, поскольку его прабабкой была моавитянка Рут, перешедшая в иудаизм.
Моавитяне произошли от Лота, и они знали из своей национальной истории, что основатель еврейского народа Авраам — родной дядя Лота. Однако при Исходе евреев из Египта, моавитяне не вышли встречать евреев, не предложили измученным и уставшим путникам хлеба и воды. Тем самым они проявили черную неблагодарность к тому народу, которому были обязаны самим своим существованием. Поэтому Тора запретила обращать в иудаизм моавитян: неблагодарность не должна была проникнуть в национальный характер евреев.
Однако позже мудрецы выяснили, что нельзя принимать в евреи только мужчин-моавитян. На женщин этот запрет не распространяется, поскольку в Торе сказано: «Вся честь царской дочери — внутри». Иначе говоря, только мужчины должны выходить к путникам. Женщине, которую Тора уподобляет царской дочери, полагается сидеть в доме и не спешить навстречу чужим людям. Так, с Рут и всех ее потомков, включая царя Давида, было снято Каиново проклятие неблагодарности, гиюр Рут был признан законным, и Давид получил право встать у истоков царской династии.
Все, что происходит в нашей земной жизни, отдается эхом в высших мирах и определяет законы бытия. Во время пребывания трех ангелов у Авраама произошел эпизод, определивший дальнейший ход еврейской истории. После щедрого угощения, устроенного гостеприимным Авраамом, ангелы спросили его: «Где Сара, жена твоя?» Авраам ответил: «Вот, в шатре» (18:9). Раши объясняет эту реплику: «Она (Сара) была скромной». Именно в тот момент, когда Авраам сказал: «Вот, в шатре», было решено, что женщина не должна встречать чужих людей.
Теперь нам ясно, почему Б-г отправил только трех ангелов: когда ангелы отправлялись в путь, еще не было известно, заслужит ли Лот чудесного спасения — выбраться невредимым из гибнущего Сдома. Ведь его главная заслуга состояла в том, что от него произойдут Рут и Давид (Б-г существует вне времени и поэтому может карать и вознаграждать не только за уже совершенные, но и за будущие деяния). Но эту заслугу требовалось подтвердить на основе принципа, что женщина не обязана выходить к чужим людям.
Лишь в тот момент, когда Авраам сказал: «Вот, в шатре», небесный Синедрион утвердил галаху: женщины-моавитянки, в отличие от мужчин, не виновны в грехе неблагодарности и поэтому им разрешено присоединяться к еврейскому народу. В результате Рут стала желанной и даже образцовой прозелиткой, Давид получил право на царский престол, и возникла необходимость в спасении их предка Лота. Так, ангел Рафаэль получил второе, ранее не предусмотренное задание.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора