«Наука доказала, что религия — это обман! — такими словами Полина Яковлевна начала урок биологии в московской школе. — В библейском рассказе о потопе Б-г сказал Ною строить ковчег для спасения животных. Но ковчег не вместил бы всех животных!..»
Мне было тогда тринадцать лет. Рос я в ассимилированной семье, никогда не слышал ни о потопе, ни о Ное, ни о ковчеге. Но, захотев об этом узнать, я отправился в синагогу и купил там Пятикнижие. Так Тора впервые попала мне в руки. А все из-за учительницы биологии…
«Иногда хорошее приходит через плохое, — глубокомысленно прокомментировал эту историю мой десятилетний сын Аарон. — Все что ни делается, делается к лучшему…»
Открыв недавно книгу рава Шора «Ор Гедалиягу», я прочитал, что, оказывается, еще Нахманид (1194–1270) утверждал: ковчег был слишком мал для того, чтобы вместить животных, и для их спасения требовалось чудо. Подобное чудо, когда «малое вмещало большое», происходило в Храме: множество евреев могли кланяться в тесноте.
«Но если Всевышний уже прибегает к чуду спасения животных, то можно было бы обойтись и без ковчега, — говорит рав Шор. — Зачем тогда Всевышний утруждает Ноя строительством ковчега?»
Ной мог впасть в отчаяние, говоря себе: «Зачем эти бессмысленные старания, ведь все равно ковчег не сможет вместить всех животных?» (Так же и мы иногда парализуем себя словами: «Зачем попусту стараться делать то, в чем я все равно потерплю неудачу?»)
«Всевышний указал Ною строить ковчег для того, чтобы научить всех нас: человек должен делать свое, тогда и Всевышний сделает свое!» — отвечает рав Шор.
«Но разве Всевышний всегда делает свое? — удивится скептик. — Авраам, например, молился о спасении Содома, но город все равно был разрушен!»
Что ж, давайте задумаемся о том, как по-разному пытались спасти людей Ной и Авраам.
Ной не стремился исправить или спасти свое поколение. Это Всевышний сказал ему строить ковчег, Ной был лишь пассивным исполнителем. Пророк называет потоп «водами Ноя» (Исайя, 54), упрекая Ноя в том, что он не молился о спасении людей, не проявил к ним сострадания.
Авраам же, узнав о приближающемся разрушении Содома, обратился к Всевышнему с просьбой о спасении грешников, несмотря на то что они боролись с его идеями о добре. Авраам вступил в спор со Всевышним, прося Его спасти город во имя пятидесяти праведников, а затем — во имя сорока пяти, сорока, тридцати, двадцати… Авраам понял, что ему не удастся спасти Содом, когда он узнал, что там не оказалось и десяти праведников. Получается, что если бы в городе жили хотя бы десять праведников (минимальное число, необходимое для миньяна в синагоге), то была бы надежда, что они повлияют на город. В этом случае Всевышний сохранил бы жизнь всем грешникам, надеясь на их исправление.
«Но ведь Всевышний знал, что в Содоме не найдется и десяти праведников, тогда зачем же Он открыл Аврааму, что собирается разрушить Содом, ожидая его молитвы? — спрашивает Алтер из Слободки (рабби Натан Цви Финкель). — В свете разрушения Содома молитва Авраама кажется бессмысленной!»
Даже если Всевышний скажет «нет» на Небесах, человек все равно должен исполнять свой долг на земле! Авраам не знал, что город не удастся спасти, поэтому он должен был сделать все возможное для его спасения. Так же и врач прилагает все усилия для спасения больного, при этом хорошо понимая, что «конечный результат» не в его руках…
«Зачем лечить больного, если по воле Всевышнего он заболел?» — мог бы спросить врач.
Верно, что Всевышний послал болезнь человеку. Но верно и то, что Всевышний хочет, чтобы врач старался его вылечить!
Всевышний посылает бедность бедняку, одновременно желая, чтобы богатый ему помогал…
Зачем Всевышний открыл Аврааму план уничтожения Содома, ведь его молитва оказалась напрасной? Но разве мы молимся во имя результата? Сам процесс молитвы возвышает молящегося!
Всевышний желал, чтобы Авраам проявил милосердие и сострадание, молился о спасении негодяев и стал еще милосерднее и добрее, учил Алтер из Слободки.
Вам кажется, что молитва Авраама не была услышана?
Что ж, стоит задуматься о том, что благодаря заслугам Авраама все же будет спасен Лот, а Рут станет прабабушкой царя Давида, который защитит народ от врагов.
На протяжении тысячелетий евреи продолжают ждать Машиаха, потомка царя Давида. Подобно закону сохранения энергии, никакое доброе дело, усилие или молитва не исчезают бесследно. Кажущаяся неудачной попытка спасения Содома оборачивается спасением для потомков Авраама…
Авраам молился не только о Содоме своего поколения, но и о грешниках всех поколений, пишет рав Моше Вольфсон. Во времена Авраама Всевышний разрушил Содом только потому, что там не нашлось даже десяти праведников и не было больше надежды на исправление грешников.
В каждом поколении есть свой Содом, и в нашем поколении он разросся как сорняк. Сегодня Содом — это уже не один город, а целая подкультура, угрожающая духовным разрушением миру. И если сегодня найдутся десять праведников, которые станут примером для подражания, надеждой на исправление грешников, то они и станут защитниками поколения. Тогда окажется, что молитва Авраама о спасении Содома была не напрасной!
И сегодня мы можем спасти свое поколение, и не только молитвами, но и своими поступками, своей праведностью, как сказано в притчах Соломона: «Праведник — основа мира!»
Художник Александр ЛЕВИН