Вашингтон втайне договаривается с Тегераном

переговоры с ираномКогда еврейский сотрудник Белого дома Бен Родс (заместитель советника по национальной безопасности) радостно сообщал еврейскому же журналисту «Атлантик» Джеффри Гольдбергу, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу «напыщенный болван», «близорукий политик» и «трус», который так и не посмел в отношении Ирана перейти от слов к делу, ни у кого не возникало сомнений, что унижал он премьер-министра Израиля не по собственной глупости, а по высочайшему распоряжению. Ход был многоцелевой, и об одной цели сотрудник высказался более чем прозрачно: «Он только грозил Тегерану, спустить курок, но так и не решился – под нашим давлением и из-за собственного нежелания совершать какие-то серьезные шаги. Еще два-три года назад это было возможно, а теперь поздно!»

Собственно, почему поздно? Разве не говорил президент Обама, что не допустит превращения Ирана в ядерную державу, и никакие опции в ящик стола не убирает? Говорил, публично говорил, а вот за кулисами происходило нечто иное. Как сообщает «Уолл-Стрит Джорнал», в последние месяцы администрация Обамы и Тегеран укрепили тайные дипломатические связи, и ключевую роль сыграла здесь Валери Джарретт, самый приближенный и доверенный президенту человек в Белом доме.

По данным арабских источников, Вашингтон и Тегеран вели тайные переговоры о взаимных региональных интересах и борьбе против их общего врага – «Исламского государства».

Как стало известно «Уолл-Стрит Джорнал», администрация Обамы передавала послания Тегерану через нового шиитского премьер-министра Ирака Хайдера Аль-Абади и аятоллу Али Аль-Систани. Кроме того, Вашингтон заметно смягчил тон в отношении таких союзников Ирана как ХАМАС и «Хизбалла».

Заигрывание с Тегераном изменяет ближневосточный баланс сил и очень сильно пугает традиционных суннитских союзников Америки, княжества Персидского залива и Саудовскую Аравию. Впрочем, Катар явно переходит от эмоций к делу и практически открыто финансирует «Исламское государство».

Возникновение «Исламского государства» стало огромным подарком для Ирана. У Вашингтона и Тегерана оказался общий враг, а тут еще следует учесть, что вводить войска в Ирак вновь Обама не станет. Это не входит в его планы по многим соображениям – американцы больше не хотят воевать, да и воевать, собственно, не на что. Гораздо проще и выгоднее перепоручить эту грязную и дорогостоящую работу Ирану. Поэтому в отношениях между Вашингтоном и Тегераном началась разрядка напряженности.

В этом же ключе следует рассматривать нескончаемые попытки Госдепартамента по заключению «мирного соглашения» ценой любого унижения Израиля и полного попрания его интересов. Джон Керри при посредничестве Турции и Катара вел переговоры с террористическими главарями ХАМАСа и заставлял Израиль вести эти переговоры до тех пор, пока Египет не стукнул кулаком по столу.

Вполне возможно, что Вашингтону надоело жить и действовать под диктовку Эр-Рияда, тем более, что ничего хорошего из этого пока не получилось. Теперь Белый дом налаживает отношения с аятоллами.  Режим в Тегеране стремится к отмене санкций, а в свете последних событий в России и Украине необходимость диверсификации источников углеводородов только увеличилась.  Если Иран начнет поставлять нефть и газ в полном объеме и согласится сбить цену, то это будет серьезный удар по Путину, да и по саудовскому дому тоже.

Американская разведка уже поставляет разведданные Бейруту и «Хизбалле» о действиях суннитских моджахедов. «Это показывает, что хотя мы рассматриваем Турцию и арабские страны в качестве наших ближайших союзников, наши интересы и политика совпадают с Ираном, — пояснил Вали Наср, декан школы международных отношений университета им. Джона Хопкинса, и бывших сотрудник администрации Обамы. – Такова геостратегическая реальность на данный момент, а это поважнее, чем осознанная политика США».

Представители администрации Обамы  утверждают, что прямых контактов с Тегераном по координации ближневосточной политики нет, ХАМАС и «Хизбалла» все еще остаются в списке террористических организаций, и экономические санкции никто не отменял. Между тем американские дипломаты признают, что тайные и весьма интенсивные переговоры с Ираном помогли стабилизировать Ближний Восток и улучшить взаимопонимание.

«Мир, безусловно, стал лучше оттого, что лидеры обеих стран не упустили открывшуюся возможность», — отметила Венди Шерман, глава переговорной делегации с Ираном.

Трудно сказать, насколько мир улучшился с достижением взаимопонимания между Вашингтоном и Тегераном, насколько повысилось доверие союзников США к «старшему брату» после заигрываний с ХАМАСом и «Хизбаллой». Возмущение их явно усилилось. И именно поэтому сотрудник белого дома презрительно бросил: «Близорукий, напыщенный болван, дальше своих интересов ничего не видит».

А дело тут серьезное. Американцы бомбят позиции ИГ, какой-то ограниченный контингент войск в Ираке имеется, разные дипломатические миссии, и все это могло бы стать объектом нападений шиитских милиций, если бы генерал Касем Сулеймани, командующий военными операциями «Стражей исламской революции» заграницей, не отдал иракским шиитским милициям приказ о ненападении на американские позиции. Соответственно, Башар Асад тоже может спать спокойно – в данный момент Америка его трогать не будет, чтобы не злить Тегеран. Очевидно, это и есть долгожданная, но необъявленная стратегия белого дома в отношении «Исламского государства». Впрочем, назвать Иран надежным партнером США как-то язык не поворачивается. Исламская республика имеет свои геополитические интересы, не совпадающие с интересами США, но на данный момент такая мелочь Обаму не волнует. На данный момент хорошие отношения с Ираном ему важнее союза с Израилем. Поэтому пусть Израиль вместе со своих упрямым премьером давится «куриным пометом».

Тот же Бен Родс, выступая перед «прогрессивными» активистами, сравнил сделку с Ираном с медицинской реформой.

«В конечном итоге, это лучшая возможность разрешить иранскую проблему дипломатическим путем с того самого момента, когда президент Обама пришел в Белый дом и, вероятно, с начала иракской войны, — заметил Родс. – Это не маленькая возможность, а большое дело. Возможно, самая большая вещь во внешней политике, которую президент Обама сделает во время своего второго срока. Для нас это, как медицинская реформа».

Выступление это состоялось в январе 2014 года, и уже тогда Белый дом думал, как протащить сделку в обход Конгресса. «Мы уже думаем о том, как нам структурировать соглашение так, чтобы не пришлось одобрять ее в законодательном порядке, — пояснил Родс. – И есть возможности это сделать».

На прошлой неделе некий анонимный сотрудник администрации сказал корреспонденту «Нью-Йорк Таймс» Дэвиду Сэнгеру, что «мы не будем добиваться принятия Конгрессом закона о каком-либо всеобъемлющем соглашении».

Теперь тайное, наконец, стало явным. Проблема заключается в том, что Обама ведет переговоры с аятоллами ради славы. Ему уж очень хочется въехать в историю, если не на белом коне, так на белой осле, как Мессии. А у аятолл представления об исламском Мессии, двенадцатом имаме и Махди совсем другие. Они ведут переговоры с западными безбожниками, имея перед собой именно эту цель – ускорить приход Махди и создать на всей земле совершенное исламское шиитское государство.

Президенту, который через два года сменит Барака Хусейна Обаму в овальном кабинете, достанется страшное наследство – вконец испорченные отношения с ближневосточными союзниками, религиозная война между шиитами и суннитами и ядерный Иран. Вот как тут не вспомнить прекрасный совет, данный солдатом Швейком подпоручику дубу: «Я бы не советовал Вам разбрасываться дерьмом направо и налево , , ,

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 9, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Виктория Вексельман

Все публикации этого автора