В понедельник, 20 октября, нью-йоркская театральная компания Metropolitan Opera показала ставшую скандальной (что, в принципе, необходимо для кассовости) оперу «Смерть Клингхоффера».
Опера была написана американским композитором Джоном Адамсом по либретто Элис Гудман и впервые поставлена в Брюсселе и Нью-Йорке в 1991 году, после чего ее сразу же ангажировали пять американских и европейских театральных компаний, а также Brooklyn Academy of Music.
Сюжетом оперы стала трагическая судьба американского еврея Леона Клингхоффера, который был пассажиром итальянского судна «Акилле Лауро», захваченного палестинскими террористами в море в 1985 году. 69-летний Клингхоффер был парализованным инвалидом в коляске, которого застрелили и выбросили за борт на глазах жены Мэрилин.
Первые же постановки этой оперы вызвали бурю протестов, так как, по замыслу автора, вооруженные игрушечными автоматами участники хора сидят в зале среди зрителей, а затем «штурмуют» сцену, как бы объединяя зрителей с палестинскими террористами в едином антисемитском порыве. Автор либретто оперы дает право высказаться как палестинцам, так и израильтянам, как угонщикам, так и их жертвам.
Увидев оперу в Бруклинской академии музыки в 1992 году, Лиза и Ильза Клингхоффер, дочери убитого террористами Леона Клингхоффера, заявили, что она носит антисемитский характер. Сам композитор Джон Адамс сказал, что его опера «отдает дань памяти Леону и Мэрилин Клингхоффер и ни в коей мере не способствует насилию, терроризму или антисемитизму». Обе дочери убитого еврея-инвалида заявили, что произведение Адамса извращает террористическую суть убийства их отца, пытается романтизировать, рационализировать, объяснить и тем самым узаконить его.
В Антидиффамационной лиге (ADL) заявили, что, несмотря на то что сама опера не антисемитская, есть опасность, что ее могут использовать для пробуждения антиизраильских настроений и волны антисемитизма.
Генеральный директор Metropolitan Opera Питер Гелб также признал, что, «хотя опера не антисемитская, есть опасения, что она может быть использована в других странах, чтобы вызвать антиизраильские настроения или как средство для роста антисемитизма». Это было сказано в прошлом году, но сегодня такое пророчество звучит еще реальнее.
Перед нынешней премьерой оперы в Манхэттене в полиции сообщили, что у здания театра будет выставлена усиленная охрана, но не для того, чтобы поддержать протесты борцов с антисемитизмом, а для того, чтобы не допустить эти протесты, если они превысят дозволенные нормы. Помимо патрулей снаружи, полицейские в форме и гражданской одежде должны дежурить внутри театра, чтобы не дать сорвать оперу.
Как сообщил Питер Гелб лондонской газете, они добрые два месяца получали электронные письма, телефонные звонки и письма от тех, кто не желает этого представления. «Эти люди, — пояснил Гелб, — не глупы, а очень рассержены».
На эти слова у директора Metropolitan Opera были все основания. Действующие лица оперы «Смерть Клингхоффера» обильно пользуются антисемитскими выражениями и, как уже отмечалось правозащитниками, рассказывают об этой трагедии с точки зрения террористов, которые в демократическом обществе тоже имеют на это право. В одной арии про евреев поется: «Вы всегда жалуетесь на страдания, но стоит собраться бедноте, она видит, как евреи толстеют».
Можно вспомнить, что до Metropolitan Opera эту оперу в 2012 году поставил английский режиссер Том Моррис, и в его трактовке террористы стреляли в Леона Клингхоффера прямо на сцене, а выброшенный за борт, он уже мертвым должен был исполнять «Арию падающего тела». По этому поводу Ильза Клингхоффер в интервью газете Sunday Telegraph сказала, что «самое обидное — это чувство, будто авторы оперы пытаются найти оправдание убийства нашего отца и представляют террористов как поэтических и романтических героев, борцов за свободу, в то время как они просто головорезы». Ее сестра Лиза добавила: «Убийство отца по сей день наш кошмар, а не то, из чего можно сделать зрелище или орудие политического давления».
Организаторы акции протеста намеревались подкатить ко входу в «Метрополитен-опера» с полсотни инвалидных колясок и поднять плакаты со словами: «Я Леон Клингхоффер». В интервью газете The Jewish Week один из организаторов этой акции Джеффри Визенфелд назвал эту оперу «не просто антисемитской, а безнаказанным прославлением антисемитизма на все лады».
На сайте Metropolitan Opera зрителям предлагают сначала послушать и посмотреть «Смерть Клингхоффера», а потом решать, и сообщают, что «многие поклонники Джона Адамса считают ее величайшим оперным произведением этого композитора».
Говорят,что еврей ,раз в жизни помышляет о самоубийстве.Вероятно Гудмен писал пьесу в период депрессии…Может быть он уже осознал,что террористы так думают постоянно.