Привычка свыше нам дана,
Замена счастию она.
А.С.Пушкин
Обычно, кроме эпиграфов из классики, я люблю начинать свои размышления на какую-то тему анекдотом. Ведь когда-то я их знал неисчислимое количество. Мог начать анекдот с любого слова. Кроме того, я читал, что этим приёмом пользовались еврейские мудрецы. Но чтобы не идти всегда на поводу у своей привычки, на этот раз я решил начать с Талмуда, а закончить по возможности анекдотом.
Вот слова Талмуда, которые вызывают недоумение по нескольким причинам: «Три добрых подарка дал Святой, благословен Он, Израилю, и все их Он дал только через страдания. Вот они: Тора, страна Израиля и будущий мир».
Каждый, кто изучает это, удивляется. Во-первых, что это за подарок, взамен которого посылают страдания? Во-вторых, зачем насылать эти страдания? В-третьих, по самому определению «подарок» — это нечто такое, за что не берут платы. Если же за него приходится платить страданиями, это уже не укладывается в понятие подарка.
Кто-то может ответить или подумать по-одесски: «спасибо вам шляпу».
Магид из Дубно объяснил это притчей, приведенной на сайте toldot.ru.
Был некий человек, оказавшийся без средств к существованию. В магазине ему уже перестали продавать еду в кредит, дети плакали от голода и сердцем его овладела печаль. А когда приходит нищета, из дома уходит мир и поселяются раздоры. Сказал этот человек жене: «Собери мне в чемодан все необходимое, одежду для будней и для шаббата, и пойду в большой город искать заработок». Расстались они с молитвами и благословениями и он направился к лесу, чтобы пересечь его и коротким путем добраться до города.
Солнце уже садилось, а он еще находился в лесной чаще. Вой хищных зверей, рыщущих в поисках добычи, вызвал у него мурашки. Он начал искать прибежище на ночь — место, защищенное от зверей. Нашел пещеру в скале и приютился там. Он убедился, что внутри достаточно просторно и что пол ровный и удобный, заградил вход в нее несколькими камнями, чтобы его не потревожили во сне, помолился и лег спать.
Утром он отодвинул камни и солнечный свет залил пещеру. Он заметил, что в дальнем углу пещеры что-то блестит. Подошел, чтобы проверить, и тут у него перехватило дыхание: словно в сказке, он стоял посреди тайника разбойников. Груда драгоценных камней и жемчужин сверкала разноцветным блеском, рядом лежали пачки денежных купюр, а сбоку от них были свалены в кучу золотые и серебряные монеты. Сердце его сильно затрепетало: нужно срочно бежать отсюда — если найдут его, здесь будет его конец. Но как оставить такое богатство, когда оно лежит на расстоянии вытянутой руки!? Теперь он может вернуться домой, покрыть все долги, купить просторную квартиру и начать торговлю. Во что же положить эти драгоценности? Тут он вспомнил, что у него есть чемодан.
Он взял чемодан и открыл его, но там не было места. Запасная одежда была нужна ему. Со вздохом он закрыл чемодан. Как жаль! Но делать было нечего — он стал хватать драгоценности руками и класть по карманам. В один карман положил бриллианты, в другой — золотые монеты. Уже и это было неплохо. Затем он выбрался из пещеры.
Но какой глупец! Безумец!
Перед тобой сокровище, редкая возможность разбогатеть за один миг. Выброси рубашку и носки, освободи место в чемодане! Как бы не были важны эти вещи, с алмазами и золотом им не сравниться! За одну золотую монету сможешь купить двенадцать рубашек.
В этом смысл того, что Тора дана в подарок — это огромное сокровище, которое достается нам бесплатно. Но чтобы было, куда его положить, нужно освободить место. Будем ли мы переживать из-за этого? Будем ли беспокоиться, что приходится отказываться от удовольствий и глупостей? Конечно же, в этом нет никакой потери!
Теперь попытаюсь разъяснить эту притчу с «современных позиций». А точнее, с точки зрения 14-ти летних девочек, приехавших учиться в иерусалимскую школу Бейт-Ульпана. Одна из них, Полина из Саратова, показалась мне чуть депрессивной. А может, просто настрадалась от проявления антисемитизма. Как-то она спросила меня: «почему нас, евреев, все ненавидят?». Я тогда ответил, что у меня полно друзей неевреев и их количество все время увеличивается.
Но сейчас попытаюсь назвать причины антисемитизма при помощи песни Юрия Рыбчинского «Белая ворона».
«Если мы черны, будь и ты черна». Всевышний пока не уничтожает антисемитизм, чтобы уменьшить наше стремление раствориться в чужой среде. Находить свое счастье и радость в том, в чем находят его народы мира, приобретать их привычки.
Вскоре после этой беседы был Йом Кипур. Во время трапезы (перед постом) я обратился к девочкам и сказал, что никто не запрещает им есть, но они своим постом делают добро для своих близких. Постились все. Большинство не в первый раз. Полина постилась в первый. Когда они пришли к нам после поста покушать, я заметил, что ее лицо светилось от счастья. Поинтересовался: была ли она когда-либо в жизни счастлива от еды так, как сейчас? Она сказала, что никогда. Я объяснил, что ее счастье связано с тем, что она преодолела саму себя.
Чем же нагружен чемодан? Отвечу. Старыми привычками, ленью, гордостью, страстями, легкомыслием. Да, человек страдает, избавляясь от них, но в этом мире получает взамен награду в виде спокойствия души, Эрец-Исраэль, Торы, а в вечности — будущий мир.
Пофантазируем дальше. 21-й век. Мужчина открыл чемодан. Он с молоком матери впитал в себя способности для бизнеса. Выбрасывает всё его содержимое и ничего не может понять. Какая-то черная гора заполняет чемодан. На смену содержимому приходит сожаление, депрессия, неудовлетворённость. И тогда возвращаются разбойники. Только с радостью выброшенные ненужные вещи позволят заполнять чемодан истинными ценностями и заменить привычку на истинное счастье!
А теперь обещанный анекдот. Кстати, начать я собирался со всем другого. В бар входит ковбой. Просит двойной виски с содовой – 40 грамм. Выпивает. Поднимается по стенкам на потолок. Проходит по нему два раза и уходит. Один из посетителей решил, что у него галлюцинация. Обращается к бармену.
— Вы ничего странного не заметили?
— Конечно заметил. Раньше он пил виски без содовой. Не понимаю, что с ним случилось. Заболел что-ли?
Привычка учит нас обращать внимание не на происходящее, на непрерывные чудеса Творца – а на маленькие изменения в повторяющихся, одинаковых ситуациях. Наверное, привычка – это одно из имён злого начала? И я надеюсь, что скоро злое начало – черная гора — будет уничтожено.
О черная гора,
Затмившая — весь свет!
Пора — пора — пора
Творцу вернуть билет.
Марина Цветаева.