Евреи – народ Книги. Книга эта – Тора. Тора говорит о нашем народе. Что касается всего остального человечества, то в Торе и для него есть место, однако – лишь в контексте судьбы нашего народа. В этом нет ущемления прав других народов, просто, по сокровенному плану Создателя, судьбы народов всего мира переплетены с судьбой евреев, а еврейские судьбы столь долгие века переплетались с судьбами народов мира.
За последние 3300 лет, то есть со времени Синайского откровения, никто, ни один народ, ни одна религия мира, не отвергала Б-жественности Торы. Если же говорить о краткосрочных атеистических системах, то их распад лишь подтвердил несостоятельность, даже безумие борьбы с Б-жественым Провидением. Диктатуры, которые пытались уничтожить тех, кто хранил откровение Торы, сами потерпели фиаско. Для чего же, спросите вы, Провидение допустило появление на мировой арене враждебных ему идеологий? На это есть глубокие причины, но в общих чертах все они сводятся к одной – исправлению человечества. В конечном счете все эти системы, исполнив предначертанную им миссию, исчезали.
Остается только надеяться, что будущие поколения смогут извлечь для себя столь нужные им и нам уроки. И в самом деле, чему научились мы, потомки, на истории взлетов и падений древних империй Египта и Вавилона, Мидо-Персии и Греции, языческого Рима и католической церкви в Европе или, скажем, фашистской Германии и Советского Союза? Да, в большинстве случаев история учит тому, что она ничему не учит… Все так, но в одном сомнения нет: те, кто нас пытались уничтожить, исчезли, а мы, еврейский народ, – живы! Как тут не вспомнить знаменитые слова Марка Твена: «Египтяне, вавилоняне и персы появились, наполнили планету грохотом и славой и ушли в небытие. Греки и римляне последовали за ними. Еврей видел все это, пережил их всех, и сегодня он – тот же, кем был и всегда, даже без намека на потерю сил, упадок или старение. Все в этом мире смертно, кроме еврея; все на свете исчезает, но он остается. В чем тайна его бессмертия?» (Марк Твен. «О Евреях», 1898).
В чем же? Не в том ли, что именно так повелела Тора? Так предсказано ее Автором. В Торе предсказано все, без исключения. Там, особенно на глубинных уровнях, да и в Библейских кодах, изложена судьба всех народов. Однако главный герой Торы – народ Израиля, народ Торы, народ пророков.
Да и сами пророки говорили прежде всего об Израиле. Их слова полны любви и заботы не только о наших предках, но и о нас с вами. Они утверждают в наших сердцах идеалы добра. Они укоряют евреев в преступлениях против Творца и, в конечном итоге, – против самих себя. Они предрекают награду за исполнение заповедей – к жизни и счастью, и они же предупреждают о последствиях их нарушения – к горю, плену и гибели.
И хотя главная цель пророков – вернуть современное им поколение к Б-гу (как говорит книга «Зохар Брейшит» 212а, их задача – поднять дух народа), они обращались и к нам, к тем, кто пришел позже, оставив ценнейшие предсказания о будущем. Прежде всего это пророчества о судьбе древних империй, древних царей, порабощавших еврейский народ. Все они исполнились. С тех пор прошло много веков. Мы помним об этих уроках точности Б-жественного Провидения. Но сегодня нам хочется, нам просто необходимо знать, что пророки говорят именно нашему поколению. Необходимо нам это для того, чтобы понять, что происходит в сегодняшнем запутанном мире: кто мы, где мы, куда мы идем, что с нами будет? Нам, живущим сегодня, важно знать, что мы не оставлены щепкой на волнах сменяющих друг друга веков, что Небо видит нас, что и сегодня Провидение руководит историей народа Израиля и всего человечества.
В пророчествах Торы ответы на эти вопросы есть. Эти пророчества говорят, что мы живем во времена, предшествующие окончательному избавлению от страданий и евреев, и народов всего мира, что эра Мошиаха уже практически началась. Пророческое слово открывает пред нами панораму исполнения плана Творца, неимоверно сложного и бесконечно гениального. И в этой панораме мы можем увидеть самих себя.
Прежде всего следует заметить, что послания пророков, и это очевидно, были написаны на языке их времени. Так, например, среди невзгод и лишений, стремясь вдохнуть надежду в еврейские сердца, желая наполнить их жизнью и силой, пророк (Ишаяху 60:4-9) говорит: «Когда увидите, что евреи понесутся в Землю Израиля, подобно облакам, и это несмотря на насилие, преследования и ненависть к нам во всем мире, когда увидите такую широкомасштабную миграцию евреев по воздуху, тогда знайте: вы приближаетесь к эпохе Мошиаха, а значит, пора строить, пора восстанавливать в Эрец Израиль еврейскую жизнь».
И все же, даже видя и предсказывая будущее, пророки не могли использовать терминологию этого будущего. К примеру, они не могли употребить слово «самолет», который еще не был изобретен, и потому этот термин не был бы понятен прежним поколениям. А ведь любое пророчество должно быть понятно прежде всего тому поколению, в котором живет сам пророк. Поэтому, описывая времена накануне прихода Мошиаха, пророки говорили об этом образно, как о передвижении огромного количества евреев диаспоры в Израиль по воздуху. Именно в таком, пусть общем виде, это предсказание могло быть понято всеми поколениями на протяжении многих веков.
По этой же причине царь и пророк Давид пишет, что еврейский народ будет атакован не народами или армиями, а «ударами железных прутьев» (Тхилим/Псалмы 2:9, 107:16). Опять же, причина в том, что слова «ракета», «Скад» или «боеголовка» не были бы понятны нашим предкам. Конкретные слова и символы – дело приходящих дней и меняющихся обстоятельств. Содержание же пророчеств вечно: оно сыграло свою роль в эпоху пророка, но несет существенную информацию и нам, сегодня, тысячи лет спустя.
Перевод, обработка и комментарии Моше Фандо
Продолжение следует