Веселый щебет птиц возвещает приближение знакового события в еврейской жизни – праздника Песах. В эти дни особенно острыми становятся вопросы о преемственности традиции, о связи поколений, о будущем еврейского народа. Как превратить монологи поколений в диалоги? Можно ли сказать новое слово в этом извечном еврейском дискурсе?
Для меня знакомство с иудаизмом началось со взгляда, брошенного тайком (!) на обложку первой книги на еврейскую тематику, написанной по-русски, появившейся в продаже в кооперативных киосках моего родного города. Этой книгой была та самая знаменитая «И расскажи сыну своему». С тех пор эти слова являются для меня чем-то вроде пароля, пропуска, ассоциативного ключа ко вселенной еврейской жизни.
Весна пришла в Бруклин в одночасье и очень уверенно. Деревья цветут, трава зеленеет, скворцы прилетели… И евреи готовятся к Песах. Одно из четырех традиционных названий этого праздника напрямую связано с весной. Песах так и называется: Хаг га-Авив, Праздник весны. Весна – это время обновления всего сущего. Обновления еврейского народа. Наслаждаясь прогулкой по расцветающему весеннему Брайтону, мне бросилась в глаза реклама пасхальных мероприятий одного большого еврейского центра, расположенного там же, по соседству. Надо сказать, что еврейских центров на Брайтоне много, и все они рекламируют свою деятельность, и все они готовятся к Песах. Чем же привлекла меня реклама именно этого центра? Наверное, сработал все тот же ассоциативный ключ – «И расскажи сыну своему». Нет, конечно же, на ярких афишах четырех седеров, которые пройдут одновременно в этом центре, слов, столь памятных мне с детства, не было. Но там присутствует та же идея – рассказ поколению сыновей о духовной жизни поколения отцов.
Ночь пасхального Седера – это ночь, в которую наиболее ярко выражена идея семейной преемственности еврейской традиции. Ночь, когда за одним столом собирается вся семья – в широком смысле этого слова, то есть вся семья, а ганце мишпухе. Ночь, когда старшее поколение открывает молодому поколению тайну (которая, в общем-то, является секретом полишинеля) своей жизни – не только выживания, но и творчества. В эту ночь над еврейскими домами витает дух заповеди, имя которой «И расскажи сыну своему».
Мы сидим за пасхальным столом и ведем рассказ о том, как еврейский народ вышел из Египта и с тех пор шествует по всему земному шару, неся с собой свое самое главное сокровище, найденное (обретенное) в пустыне, – Тору. Но Тора у нас одна, а вот характеров в нашем народе много. В пасхальной Агаде (как реминисценция различных отрывков Торы) упоминаются четыре характера наших сыновей: мудрый, вредный, неискушенный и пассивный. У Торы есть свой подход к каждому. Но то Тора, а как мы сами? Есть ли у нас свой подход к каждому из наших детей? Все ли наши дети услышат нас во время пасхального Седера? Глядя на рекламу четырех седеров (заметьте, тоже четыре – случайно ли? нет ли?), мне захотелось поверить, что ответом на указанные вопросы будет слово «да».
На чем базируется моя вера? Я думаю, на том, что каждый из этих четырех седеров рассчитан на разных «сыновей». Для каждого возраста, для каждого этапа формирования личности человека предусмотрен свой седер. Наряду с традиционным седером для всей русско-американской еврейской общины (чем на Брайтоне сегодня никого не удивишь), здесь предусмотрены также седеры для семей с детьми, для подростков и для учащейся и работающей молодежи. У каждого поколения свои потребности, у каждого поколения свои интересы – из-за этого возникает проблема недопонимания между отцами и детьми, из-за этого возникает пресловутый generation gap. И, наверное, для того чтобы этот порог бесчувственности преодолеть, для того чтобы решить указанную проблему, это правильный путь – дать каждому поколению свой язык, дать каждому поколению свой седер, т. е. свой порядок, свою шкалу приоритетов. Дать каждому поколению свой голос. Свою партию – в общей симфонии празднования и жизнеутверждения еврейской традиции, духовности и веры.
Вчитываясь в имена раввинов, ведущих эти четыре седера, я понял, что эти имена появились на еврейском небосклоне русского Нью-Йорка совсем недавно – год, ну от силы два. Молодые, динамичные раввины – их можно увидеть повсюду: в общинных центрах на Брайтоне и в русскоязычной общине Бенсонхерста, на Уолл-стрит и на Аппер Вест Сайд, на радио и на телевидении, в газетах и на Интернете, в кампусах университетов, в детских садах и школах – везде! Безусловно, каждый из них хорошо знает еврейское настоящее, и потому каждому есть что сказать по поводу еврейского прошлого и еврейского будущего. Наверное, те «сыновья», которые будут на седерах, их услышат – потому что голос Торы звучит даже в том, что в этом центре делают четыре седера: по одному на каждого из «сыновей», упомянутых Торой. Индивидуальный подход. Каждому «сыну» – свой ответ. Каждому поколению – свой голос. Каждому еврею – чувство Принадлежности (к великой еврейской традиции) и ощущение Свободы (от диктата чуждого влияния)!
Праздник Песах в этом году может стать настоящим Праздником Диалога Поколений. И мне очень хочется, чтобы все наши «сыновья» нашли ответы на свои вопросы именно в том, что скажем им мы, их «отцы». Чтобы все наши «сыновья» услышали нас. И чтобы мы услышали их. Пасхальный седер – лучшее время для установления таких отношений. И не только с людьми, но и со Всевышним.
Веселого и кошерного вам праздника Песах!