Первую половину сентября президент Обама посвятил сплочению коалиции против «Исламского государства в Сирии и Ираке».
Однако, несмотря на интенсивное ближневосточное турне госсекретаря Керри, закончившееся в эти дни в Париже и усилия других высших чиновников госаппарата, результаты пока не выглядят впечатляющими.
Основными причинами неудачи, как кажется, стали потеря авторитета США под руководством Обамы и недоверие к его администрации со стороны лидеров стран Ближнего Востока и
Европы, считающих американского президента нерешительным и некомпетентным.
Главным разочарованием для США стала Турция. Несмотря на визит в Анкару министра обороны Чака Хейгла и последовавшая за ним встреча госсекретаря Джона Керри с президентом Эрдоганом, Турция наотрез отказалась участвовать в войне с «Исламским государством».
Более того, она запретила использовать расположенную на своей территории возле границы с Сирией базу ВВС США Инджирлик для бомбардировок боевиков халифата. А заодно уже и не стала подписывать совместное заявление арабских стран, инициированное Саудовской Аравией и призывающее бороться с финансовыми источниками халифата и остановить поток
террористов, стекающихся в «Исламское государство».
В этом смысле Эрдоган вполне последователен. Именно через турецкую границу, протянувшуюся на 850 километров вдоль Сирии и ещё 300 километров вдоль Ирака, присоединяется к орде халифата подавляющее большинство новых адептов. Что же касается финансирования террора, то именно через турецкие пограничные деревни течет по самодельным трубопроводам нефть из Ирака и Сирии, принося халифату колоссальные доходы.
В своей борьбе против Асада, Анкара давно и активно поддерживает многие, в том числе и самые радикальные повстанческие сирийские группировки. По сути, сотрудничает она и с «Исламским государством» и, совершенно не готова с ним воевать. В частности, опасаясь того, что в противном случае, ответный террор уничтожит в стране туристическую отрасль, приносящую порядка 30 миллиардов долларов в год, а возможно и, не желая проверять, насколько турецкая армия оказалась ослаблена репрессиями против высшего военного руководства, инициированными Эрдоганом в последние годы.
Кроме того, глава турецких «Братьев-мусульман» Реджейп Эрдоган, хоть и опасается своих бешеных соседей, но очевидно симпатизирует идее возрождения халифата и считает его отличным противоядием от курдских позывов к независимости.
Иран, естественно, не был приглашен в коалицию, чтобы позволить участвовать в ней его заклятым врагам — арабским странам и для того, чтобы не превращать войну против халифата в сектантское столкновение шиитов и суннитов. Достаточно и того, что иракская армия, которую поддерживают США, фактически является чисто шиитской, вызывая раздражение у окрестных суннитов. Возможно сотрудничество между США и Ираном всё же осуществляется, но в крайне низком профиле.
В то же время, сами арабы не испытывают большого энтузиазма по отношению к войне с халифатом, понимая, что усиливают тем самым Иран и его сателлитов. Кроме этого, главы суннитских стран опасаются того, что война вместе с США против суннитского же «Исламского государства», дестабилизирует обстановку внутри их собственных владений. И это не считая того, что они просто боятся последствий столкновения с прославившимися своей жестокостью боевиками, уже подчинившими себе значительную часть Ирака и Сирии.
С точки зрения суннитских лидеров совершенно неизвестно насколько решительными будут нынешние действия Обамы, и как долго продлится его готовность в очередной раз воевать в Ираке. А значит, после ухода американцев, разбираться с последствиями им придется самостоятельно.
Арабские суннитские страны хоть и не отказались от участия в коалиции, но ограничились туманными и, по сути, ни к чему не обязывающими заявлениями. Саудовская Аравия и Египет не простили Обаме предательства и не готовы довериться ему и его планам. А у остальных арабских стран просто нет и армий, необходимых для ведения эффективных боевых действий в Ираке и Сирии.
Не больше доверия оказывают Обаме и в Европе. Страны Запада также боятся террористов «Исламского государства», способных принести террор внутрь Европы. В добавок, трезво оценивая поддержку халифата среди значительных мусульманских меньшинств своих стран, они подобно суннитским государствам опасаются внутренней дестабилизации и не настроены ввязываться в боевые действия на Ближнем Востоке.
При этом не испытывая к Обаме достаточного уважения, европейцы вообще решили создать свою собственную независимую от США коалицию под руководством Франции. Западные лидеры намерены, несмотря на протесты Турции, поддерживать курдские формирования, и то, пока что лишь оборонительными видами вооружений.
В итоге, коалиция, внушительно выглядящая на бумаге и включающая почти полсотни стран, на деле готова лишь поучаствовать в американских авианалетах, да предоставить США разведданные. Короче говоря, все участники коалиции, по сути, предоставляют Обаме всё тяжелую работу сделать самостоятельно.
Президент Обама, гордившийся выводом американских войск из Ирака, меньше всего заинтересован ввязываться в наземную операцию, без которой, как очевидно, победить «Исламское государство» невозможно, о чем недавно сообщил генерал армии и председатель Объединенного комитета начальников штабов Мартин Демпси.
Но претендентов на участие в боевых действиях найти не так просто. Курды, более ли менее успешно отстаивающие свои территории вряд ли согласятся воевать за пределами Курдистана.
Остаются сирийские повстанцы, не связанные с «Исламским государством». Поэтому в эти дни администрация Белого Дома представила на рассмотрение Конгресса план о выделении финансирования в размере полумиллиарда долларов на то, чтобы в течении года подготовить на территории Саудовской Аравии 5000 бойцов из числа боевиков Свободной армии Сирии – одной из группировок, воюющих против режима Асада и считающихся умеренными, относительно «Джабхат ан-Нусры» и «Исламского государства».
Конгрессмены справедливо сомневаются в том, что вооруженные и обученные боевики в итоге будут послушны американскому командованию и станут воевать с халифатом, а не обратятся против Асада, втягивая США в гражданскую войну в Сирии. Кроме того, они напоминают, как бесславно ухнули в пропасть 20 миллиардов долларов, потраченных на создание и экипировку почти трехсот тысячной иракской армии, потерявшей в первых же столкновениях против «Исламского государства» четыре дивизии, бросившей всё вооружение на поле боя и фактически переставшей после этого существовать.
Вероятно, администрация Обамы задействует и частные военные компании, которые уже использовались в Ираке раньше и доказали свою дороговизну и проблематичность. В то же время, привлечение частных подрядчиков поможет Обаме скрыть от общественности истинные размеры задействованных в Ираке сил.
Скорее всего, Конгресс в итоге одобрит план, подготовленный окружением президента, но насколько эффективным окажется его результат, сказать сложно.
Пока же у коалиции против «Исламского государства» нет ни детализированных планов действия, ни утвержденного финансирования, ни даже внятного контингента.
В этом ключе, заявления Обамы о том, что он намерен «раздавить халифат» выглядят не слишком убедительно. Впрочем, как и все предыдущие заявления нынешнего американского президента.
Автор — Александр НЕПОМНЯЩИЙ
Прав был Самуил Маршак — и этот дурак всё сделал не так….
Эта команда г-на Обамы — как на подбор не умная, недалёкая, ничего не понимающая в восточной психологии, во взаимоотношениях между народами Ближнего Востока. Они обо всём судят со своей колокольни…