Недельная глава Торы «Ницавим»
Перед каждым из нас стоит задача огромной важности, миссия всей нашей жизни: как воспитать наших детей и внуков достойными людьми, как передать им наше еврейство? Впрочем, все начинается с нас самих.
«Никогда не говорите: “Трудно быть евреем!”», — повторял один из величайших раввинов Америки рабби Мойше Файнштейн, эмигрировавший из Белоруссии незадолго до Второй мировой войны.
«Если даже вы сами соблюдаете законы Торы, но делаете это без радости и энтузиазма, как будто это для вас тяжелое бремя, то дети ваши не пойдут за вами и оставят свой народ», — предупреждал реб Мойше (так ласково называли американские евреи своего лидера).
Наша недельная глава повествует о том, что в момент заключения союза со Всевышним в Синайской пустыне родители стояли вмести с детьми: «Все вы стоите сегодня пред Всевышним… и дети ваши… чтобы вступить в союз со Всевышним».
В ежедневно произносимом благословении на Тору содержится просьба о том, чтобы Всевышний сделал «слова Торы сладкими в наших ртах», и тогда «мы и наши потомки» будем «изучать Тору». Передать Тору своим детям возможно лишь, если сам ощущаешь ее сладость, тогда сможешь поделиться с ними своей любовью к еврейству.
В предыдущих главах Тора напоминает нам об ответственности человека за свои поступки, о свободе выбора между добром и злом, предупреждая, что изгнания и преследования обрушатся на народ, если евреи попытаются нарушить свой союз со Всевышним. Предвидя извечный еврейский вопрос «за что?», Тора пророчествует: «За то, что не служил ты Всевышнему с радостью… когда у тебя было изобилие всего. И будешь служить врагу твоему, которого нашлет на тебя Всевышний, в голоде, в жажде, в наготе и в лишении всего».
«Почему же за сравнительно незначительный грех — “не служил ты Всевышнему с радостью” — следует колоссальное наказание изгнанием?» — вопрошают комментаторы Торы.
Есть люди, которые с радостью делают свою работу, а есть и те, которые не делают, а отделываются. Исполнение заповедей и законов Торы — это не только выполнение определенных физических действий, не только движение руки, но, может быть, в большей степени движение души. Заповедь, исполненная без радости, без чувств, подобна телу без души.
Ребе из Коцка, известный остротой ума, советовал прочитать это место Торы, расставляя интонации по-другому: «За то, что (когда) не служил Всевышнему (то есть не предоставлялась возможность совершить добрые дела, исполнить заповедь), ты (этому) радовался! Мало того что ты не стремился, не искал возможности совершать добро, но еще и радовался тому, что тебе не приходится утруждаться. За это ты не заслуживаешь права жить на Святой Земле».
Ученик Виленского Гаона рабби Хаим Воложинер писал, что если человек действительно любит кого-то, то с радостью готов сделать все самое лучшее для любимого. Если муж с радостью выполняет просьбу жены, то в семье есть любовь. Если же он выполняет, но без радости, из-под палки, то ведет себя подобно людям, которые попали в плен к врагам и вынуждены теперь работать на них.
В этом и состоит смысл предупреждения Торы: если будешь служить Всевышнему без радости, то попадешь в ситуацию, в которой тебе придется и людям служить без радости, из-под палки.
Ребе из польского городка Гер наполняет наши сердца вдохновением, когда пишет в своей книге «Сфас Эмес»: «Если причиной изгнания явилось то, что мы служили Всевышнему без радости, хотя тогда у нас было все в изобилии, то и возвращение на Родину явится наградой за то, что мы будем с радостью жить по нашим законам, несмотря на горечь изгнания, все преследования и гонения!»
Остается лишь пожелать, чтобы звуки шофара еврейского Нового года наполнили радостью наши сердца и чтобы мы, наши дети и внуки удостоились увидеть исполнение пророчества нашей недельной главы: «И (в изгнании) обратишься ты ко Всевышнему, и послушаешь голоса Его, как я заповедую тебе сегодня, тебе и детям твоим… Тогда возвратит Всевышний изгнанников, и смилостивится над тобою, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя. Даже если будешь заброшен ты на край неба, и оттуда соберет тебя Всевышний… И приведет тебя… в землю, которой владели твои отцы… И откроет (дословно — сбережет) Всевышний сердце твое и сердце потомков твоих, чтобы любили Всевышнего всем сердцем и всей душой, во имя жизни твоей!»