Молитвы сила – ты в моих руках.
И даже пусть земные карты биты –
Отец, ты нас спасал во всех веках –
так будь же им, для каждого, защитой.
Арье Юдасин
Когда-то давно я прочитал определение: какой рассказ считается удачным? – Такой, прочтя который, тебе хочется его продолжить и начать писать свой. Поэтому привожу, причем не в первый раз, комментарий рава Нахума Шадхина. А по окончанию начну писать свой.
В Грузии высшая оценка любой вещи: «такая, как мне нравится». Перефразирую. Рав Нахум пишет так, что мне приятно продолжить. Вот его комментарий.
«Как хороши шатры твои, Яаков, жилища твои, Исраэль!» (Бемидбар, 24:5). Так звучит одно из проклятий Билама, которое Всевышний превратил в благословение. Существует много толкований этого стиха, по одному из них Билам хотел проклясть места изучения Торы народа Израиля, часто называемые в Писании шатрами. Почему же именно места изучения Торы?
Когда Балак приходит к Биламу с просьбой проклясть народ Израиля, видно из его слов, чего именно опасается царь Моава: «И увидел Балак, сын Ципора, все, что сделал Израиль эмореям. И весьма убоялся Моав народа сего, потому что тот был многочислен; И сказал Моав старейшинам мидьянским: теперь объест народ этот все, что вокруг нас, как поедает бык зелень полевую» (Бемидбар, 22:2-4). Из слов Балака четко видно, что он боится именно силы армии Израиля, которая только что сокрушила на своем пути несколько государств…
… Несложно предположить, что моавский царь просил у Билама проклясть именно военную мощь евреев. Но, на удивление Балака, Билам пытается проклясть дома учения. «Глупец, что ты делаешь, зачем тебе проклинать их ешивы и колели? Проклинай армию!» Но Билам, провидец народов мира и специалист по проклятиям, знает, что нужно делать. Он объясняет царю Моава, что тот ошибается и проклинать нужно именно ешивы и колели, потому что только оттуда народ Израиля черпает свои силы. Если он сможет нейтрализовать дома учения, тогда с легкостью справится и с армией.
Билам, безусловно, нечестивец, но мудрец и провидец, и он знает, в чем залог успеха народа Израиля и секрет его существования и выживания среди народов мира. Поэтому Билам пытался поразить места изучения Торы и места молитвы. Тщетно: Всевышний уже сказал в самой Торе, что «не забудется она (Тора) в устах потомства его…» (Дварим, 31:21).
Сказано в трактате Йома: Авраам сидел в ешиве и изучал Тору, Ицхак изучал Тору в ешиве, Яаков изучал Тору в ешиве, и никогда не случалось так, чтобы не было дома учения в народе Израиля. Спустились в Египет и ешивы с ними, были угнаны в Вавилон -*5 но и там ешивы были с ними.
На протяжении истории среди ненавистников Израиля не было других провидцев, подобных Биламу, но практически всегда трагедии еврейского народа начинались с уничтожения мест изучения Торы. У нацистов не было пророка, но, прежде чем жечь и крушить еврейские магазины, они взялись за синагоги. За пятьсот лет до этих событий в Испании жгли свитки Торы на площадях. Девятьсот лет назад, незадолго до одного из крестовых походов, были сожжены тринадцать телег со свитками Торы, и мудрецы установили пост в память о тех событиях. Две тысячи лет назад римляне обмотали свитком Торы и сожгли одного из величайших мудрецов Торы – раби Хананью бен Терадиона. Так они хотели сломить дух тех, кто готов был под угрозой смерти изучать Тору,- но именно этот трагический момент раби Хананья использует как источник для укрепления веры. Он произносит такие слова: «Теперь, когда выпал мой жребий быть сожженным вместе со свитком Торы, я знаю, что Всевышний, который обязательно взыщет с палачей осквернение Торы, взыщет с них и мои страдания».
Отдельно стоит отметить сжигание Устной Торы – Талмуда. После составления Талмуда именно его изучение является основой понятия «ешива» в нашем народе. Попытки искоренить Устную Тору были едва ли не более частыми и ожесточенными, чем борьба с Письменной Торой.
Тора и народ Израиля неразделимы, и мы всегда должны укрепляться в ее изучении – как в радости, так и в беде. Ведь мы знаем то, что знал и Билам – все духовные силы мы черпаем из наших домов учения, ешив и колелей, и синагог, мест наших молитв.
***
Попытаюсь кратко проанализировать современные реалии Израиля. Естественно, уже видно, что эту войну мы не выиграли. Лет 25 тому назад в подобной ситуации я бы начал критически отзываться об умственных способностях политических деятелей и военачальников. Для чего далеко ходить, во время Второй Ливанской войны я прозрачно намекнул, что Амиру Перецу в армии можно было доверить только раздавать портянки. Я не отрекаюсь от своих слов, но в то же время Амир Перец является инициатором проекта «Железный купол» — «кипат барзель», спасшего множество евреев. И в то же время — внушившего израильтянам мифическое ощущение безопасности.
Я надеюсь, никогда не унижусь до того, чтобы начать оценивать с профессиональной точки зрения действия армейского командования. Я также не обладаю информацией и опытом принятия решений в политической сфере. Не знаю, какое давление оказывают Америка, Евросоюз и т.д., не знаю, можно ли их всех послать туда, куда их хочет послать 99,6% евреев Израиля. Но есть что-то,- а именно знание Торы, недоступное пониманию политиков и военачальников. Ведь они смотрят на мир через замочные скважины собственной логики и чисто внешних, а не внутренних показателей.
Воспользуюсь формальной логикой, но в первую очередь внутренней взаимосвязью вещей. Т.е. буду использовать знание Торы как инструмент для понимания действительности. Ведь Она, дочь бесконечного Б-га, не ограничена временем и пространством.
Начнем с врагов, которые сражаются с нашей армией – ХАМАС . Сегодня они не опасаются нашей основной силы и не пытаются нанять какого-нибудь Билама, чтобы нас проклясть. Они подчиняются своим страстям — и оттого им недостаточно нас унизить, они хотят просто проглотить нас. Или, подобно египтянам, сбросить в море. Они не скрывают этого. И им кажется, что «правда уже на их стороне» и что евреи сами отказались от своего главного оружия. К счастью, они правы только отчасти – но ведь отчасти они таки правы. И оттого у нас не хватает сил по-настоящему победить.
Кто же выполняет роль Билама-злодея, лишая нас основной силы? Не христиане, не русские, не немцы.
Вспомним, Всевышний своей великой милостью дал нам страну и уменьшил, но не полностью убрал зависимость от Эдома. Виленский Гаон пишет: последний галут — это галут внутри эрев рава в собственной стране. Эрев рав — это потомки египтян, смешавшихся с еврейским народом, или же евреев, впитавших в себя духовную нечистоту Ишмаэля и Эсава. В конце дней они (особенно самая страшная часть их, именуемая «амалеками») будут натравливать народ на мудрецов Торы, подвергать хранителей Торы насмешкам.
Правда, я уверен, что их цель не заключается в физическом уничтожении еврейского народа,- они просто пытаются построить очередную вавилонскую башню «свободы равенства и братства». Но если дурака послать молиться Б-гу (или идолу), он в лучшем случае расшибет свой лоб (в худшем – множество лбов соседей). Так утверждают русские христиане, а уж они понимают толк в разбивании лбов!
Потребовалась гибель троих святых ребят, посланцев Всевышнего, чтобы объединить народ. Глава поколения своим авторитетом отменил отпуска в ешивах, чтобы своей учебой и молитвами мы внесли посильный вклад в спасение и светлое будущее моего народа. Мне очень хочется, чтобы с этого момента – в заслугу объединения евреев общей заботой и общей бедой, в заслугу этих мальчиков, в заслугу всех, кто идёт в духовный или земной бой, закрывая собою братьев и сестёр – началось наконец предсказанное учителями падение силы эрев рав. И мой народ станет наконец настоящим еврейским народом. Одним народом.