«Шма»

Принято считать, что главной в Б-гослужении иудеев является загадочная фраза из Торы: «Шма, Исраэль! Ад-най Эл-эйну, Ад-най эхад! (Внемли, Израиль! Господь — Б-г наш, Господь — один!)» (Второзаконие, 6:4). Покидая наш мир, еврей старается, чтобы эти слова стали его последними.

Драматичную историю произнесения «Шма» рассказывала пожилая немецкая еврейка: её отец — солдат немецкой армии во время Первой мировой — выстрелил по вражескому окопу и, услышав, как «француз» произносит «Шма», убивался: зачем застрелил собрата?

Я много лет размышляю о смысле слов «Шма», время от времени открываю новые для себя стороны. Недавно среднюю часть «Шма» я стал понимать так: Создатель мира, постоянно управляющий им — Он наш Б-г — Б-г евреев. Все нации имеют своих ангелов-покровителей, мы же без всяких посредников напрямую подчинены Б-гу — избранный Им народ. Молитва «Шма» является манифестом принятия нами бремени избранного Б-гом народа.

Эта избранность — нелёгкая ноша, но и несказанный дар. Важно ясно осознавать, что эта избранность нам несёт — и ценящим этот дар, и стыдящимся его и стремящимся от него освободиться. От таких евреев приходится часто слышать, что мы никакие не особенные и избранность наша ничего особого не значит.

Евреи как народ уже четвёртое тысячелетие владеют удивительной жизненностью и энергией — на фоне наших бывших и нынешних соседей и соперников, дряхлеющих и перекочёвывающих с подмостков истории на страницы учебников истории былого. У псалмопевца находим: «Подогнулись колени у них, и упали они; мы же устояли и воспрянули духом» (20-й псалом Давида). Как вечен Всевышний, избравший нас, так вечен и избранный Им народ. Это наше свойство определяет нашу судьбу. И вместе с нашей судьбу сопричастных нам народов, мировую историю.

Философ Дэвид П. Голдман доказывал такую мысль: «История мира — это история поиска человечеством бессмертия. Человечество не может вынести смертности без надежды на бессмертие». Путём к этому бессмертию народам и цивилизациям представляется замещение евреев в роли избранного народа. Стремление их к этому определяет всё, что с нами происходит.

Можно понять евреев, желающих отказаться от своей избранности. Ведь из-за неё — сколько мы существуем, столько существует вражда и зависть к нам. Но эти попытки отказа, ослабляющие нашу связь с Творцом и Его защиту, только утяжеляют проблемы. Можно вспомнить евреев, отринувших иудаизм, принявших марксизм и сгинувших в ГУЛАГе или ставших немцами и попавших под гитлеровские расовые законы. Евреи-миротворцы, капитулировавшие перед ООП, «ословским аккордом» и размежеванием в Газе, тоже принесли немало бед.

Мы наблюдали две стратегии народов, обретавших, используя понятие Льва Гумилёва, пассионарность, опережавших другие народы и стремившихся перехватить у евреев избранность. Эти стратегии: 1) намерение растворить в себе евреев вместе с нашей избранностью; 2) решение уничтожить нас, освобождая для себя место избранного народа.

Создатели одной из первых мировых империй — вавилоняне разрушили в 586 году до н. э. первый Иерусалимский Храм, препятствуя, как они считали, поддержке евреев Всевышним. Вместо Храма в Вавилоне, надеясь, что так он заполняет вакансию, «царь Навуходоносор сделал золотого истукана, вышиной в шестьдесят локтей, шириной в шесть локтей» (Даниэль, 3:1). Навуходоносор понимал, как он сказал пророку Даниэлю, что «истинно Б-г ваш есть Б-г богов и Владыка царей» (2:47). Наверное, поэтому он переселил евреев в Вавилон и набрал среди них своих главных царедворцев, включая самого Даниэля. Похоже, Навуходоносор надеялся, что таким образом избранность евреев перейдёт на возглавляемый им народ.

Следующая по времени доминирующая в мире сила — греки в период после завоеваний Александра Македонского также пытались вобрать евреев в свои ряды, обратив их в греческую культуру и идеологию. Ассимиляция евреев в своей среде представлялась грекам путём к утверждению своей избранности. Эта попытка была отражена победной войной Маккавеев (166–169 годы до н. э.).

Римляне в стремлении утвердить свою избранность выбрали иную стратегию. Они сожгли Второй Храм (70 год н. э.), частью уничтожили евреев, частью развеяли по миру. Эта попытка завершилась поражением римской идеологии — принятием римлянами верования периферийной еврейской секты христиан.

Католики с XVII века пытались доказать миру, что перехватили нашу избранность, но недавно устами папы римского Иоанна Павла II назвали евреев своими старшими братьями, а устами папы Франциска выразили надежду, что «внутри каждого христианина сидит еврей».

Протестанты решили пройти путь избранного народа с начала. Как евреи пересекали когда-то Красное море, протестанты преодолели Атлантику и в Новом Свете постарались создать новый народ, пользуясь, как инструкцией, Танахом. Они немало преуспели в этом, и один из величайших президентов Америки Авраам Линкольн даже назвал сложившийся народ «почти избранным». Эта попытка угрозы евреям не несла, и Америка надолго превратилась в самое надёжное прибежище для нашего народа.

К началу XXI века стали терять свою претензию на избранность и американцы. Об окончании этой претензии сообщил миру президент США Обама. Американцы, заявил он, не более избранны, чем, например, греки. Те свою претензию на избранность, как известно, давно утратили.

Большевики готовы были в соответствии с доктриной Ленина, используя вавилонскую модель, ассимилировать евреев в мессианском народе, идущем в коммунизм. К концу своих дней вождь коммунистов Сталин, однако, разуверился в этом пути и склонился к стратегии избиения евреев.

Образцом для него послужили наиболее последовательные из последних претендентов на избранность — нацисты, пытавшиеся освободить себе место избранных тотальным уничтожением евреев.

Либеральная цивилизация, установившаяся к 70-м годам ХХ века в Западной Европе и в США, освобождает место для своей избранности бескровным путём: она евреев ассимилирует. В Америке в связи с этим даже возник термин — «бескровный Холокост». Он происходит за счёт смешанных браков евреев и за последние десятилетия уменьшил еврейское население США более чем на миллион (это при миллионной эмиграции в США евреев из СССР).

Последний претендент, покушающийся на нашу избранность, — ислам. Мусульмане, стремящиеся создать мировой халифат, легко скрутили европейские страны, демографически и духовно вырождающиеся, с их чахлой либеральной идеологией. Мусульманам удалось установить, догадываюсь, благодаря обладанию немереными нефтяными источниками валюты, своего парня президентом США и за счёт этого нужных людей в руководстве важнейших отделов американского правительства. Деградирующий, умирающий либерализм, таким образом, превратился в союзника воинствующего ислама. На пути к доминированию в мире у ислама остался последний барьер — избранный Б-гом народ в крошечном государстве на Святой Земле.

Следуя пророчествам Танаха, это противостояние является заключительным для мессианских времён. С кем будет Б-г в этой финальной драме мировой истории?

Мы это знаем. Недаром каждые утро и вечер религиозный еврей повторяет: «Шма, Исраэль, Ад-най Эл-эйну Ад-най эхад!»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 7, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора