После 90-летнего отсутствия древний институт халифата с ревом вернулся к жизни в первый день Рамадана в 1435 году хиджры, что соответствует 29 июня 2014 г. Это удивительное возрождение является символической кульминацией всплеска исламизма, начавшегося сорок лет назад. Западной аналогией могло бы послужить объявление о восстановлении империи Габсбургов, прослеживавшей свою легитимность от Древнего Рима.
Откуда такой смелый шаг? Как долго просуществует халифат? Каким будет его влияние?
Для начала краткий обзор халифата (от арабского khilafa, что означает «преемственность»). Согласноканонической мусульманской истории, он возник в 632 г. н.э., после смерти исламского пророка Мухаммеда, после чего развивался спонтанно, удовлетворяя потребность возникшей мусульманской общины во временном лидере. Халиф был наследником Мухаммеда, не наделенным пророческим даром. После первых четырех халифов пост стал династическим.
С самого начала последователи разошлись во мнениях о том, кто должен быть халифом: наиболее способный и благочестивый мусульманин или ближайший родственник Мухаммеда. Это разделение определило, соответственно, суннитскую и шиитскую ветви ислама, в результате чего глубокий раскол существует до сих пор.
Единый халифат властвовал над всеми мусульманскими землями до 750 г., а после этого под влиянием двух процессов его власть уменьшилась. Во-первых, удаленные провинции начали отделяться, причем некоторые — например, Испания — создавали конкурирующие халифаты. Во-вторых, институт халифата распался сам собой и власть перешла к солдатам-рабам и племенным завоевателям, так что первая династическая линия халифов правила лишь до ок. 940 г. Последующие династии считали свой титул прерогативой политической власти.
Халифат продолжал ослабевать еще в течение тысячелетия, пока в 1924 г. основатель современной Турции Кемаль Ататюрк драматическом образом не положил конец существованию его остатков. Несмотря на несколько неудачных попыток восстановления, институт халифата исчез, став символом беспорядка в странах с мусульманским большинством и желанной мечтой для исламистов.
Через 90 лет организация, известная под названием Исламское государство в Ираке и Леванте (ИГИЛ), приняла декларацию на пяти языках («Это — обещание Аллаха», английская версия: «This Is the Promise of Allah«), провозглашающую основание нового халифата под властью «халифа» Ибрагима. Халиф Ибрагим (также известный как д-р Ибрагим Авад Ибрагим), около 40 лет от роду, родом из Самарры (Ирак), воевал в Афганистане, затем в Ираке. Сейчас он заявляет, что является лидером «мусульман всего мира» и требует, чтобы они принесли ему присягу. Он утверждает, что все остальные мусульманские правительства потеряли легитимность. Более того, мусульмане должны избавиться от «демократии, секуляризма, национализма, а также всего другого мусора и идей с Запада.»
Халиф Ибрагим проповедует в мосульской мечети в начале июля 2014 г. |
Возрождение всемирного халифата, согласно «Обещанию Аллаха», означает, что «спячка в темноте запущенности» закончилась. «Поднялось солнце джихада. Засияло радостное благовестье. Триумф маячит на горизонте». Неверные имеют основания испытывать ужас, поскольку когда «восток и запад» покорятся, мусульмане будут «владеть землей».
Высокопарные слова, но у них нулевой шанс на успех. ИГИЛ пользуется поддержкой со стороны таких государств, как Турция и Катар — с целью вести боевые действия в Сирии, а не установить глобальную гегемонию. Ближайшие силы — курды, Иран, Саудовская Аравия, Израиль (а в конечном счете, возможно, и Турция) — видят в Исламском государстве явного врага, так же, как почти все конкурирующие исламские движения, в том числе и Аль-Каида. (Исключения: Боко Харам, некоторыегруппировки в Газе и новая пакистанская организация). Халифат уже сталкивается с трудностями в управлении захваченными им территориями размером с Великобританию, и эти проблемы будут расти соразмерно с тем, как население в полной мере испытает мучения исламистского правления. (Захват одной лишь Мосульской плотины 3 августа может предвещать тяжкие преступления, в том числе отказ подачи электроэнергии и воды, или даже катастрофические наводнения).
Я предсказываю, что Исламское государство, сталкивающееся с враждебностью и соседей и своих подданых, долго не протянет.
Однако оно оставит определенный след в истории. Независимо от того, насколько печальной будет судьба халифа Ибрагима и его зловещей команды, они смогли воскресить центральный институт ислама, вернув халифат к реальности. Исламисты во всем мире будут дорожить этим моментом жестокой славы и черпать в нем вдохновление.
Вверху: Давлат аль-Хилафа (Исламское государство), или видение мира ИГИЛом с использованием средневековых арабских географических названий. Внизу: Та же карта латинскими буквами. |
Это развитие несет сложные и неоднозначные последствия для немусульман. С отрицательной стороны, это подтолкнет склонных к насилию исламистов к достижению их отвратительных кровавых целей. С положительной стороны, варварский фанатизм халифата окажет благотворное влияние, послужив пробуждению многих из тех, кто еще спит, не замечая ужасные устремления исламистов.
Даниэль Пайпс
The Washington Times
5 август 2014г
Подлинник (оригинал) статьи на английском языке: Caliph Ibrahim’s Brutal Moment
Перевод с английского И. Эйдельнант
Получено по авторской рассылке