Империя демократов наносит ответный удар

Розмари Лемберг и Рик Перри
Розмари Лемберг и Рик Перри

Как говорят в таких случаях со ссылкой на пятую серию ненаучно-фантастического кино про звездные войны, The Empire Strikes Back — «Империя наносит ответный удар». 

Не успел осесть дым после конфликта техасского губернатора-республиканца Рика Перри с президентом-демократом Бараком Обамой, как на днях присяжные большого жюри федерального суда в Остине предъявили 64-летнему Перри обвинение в превышении власти, что может стать первым таким случаем в Техасе почти за сто лет. Глядя не назад, а вперед, можно заметить, что, по пока не подтвержденным сведениям, Рик Перри собрался заявить о себе на президентских выборах 2016 года, на чем это обвинение может поставить крест.

Два года назад Перри вступил в эту борьбу, но выбыл из гонки до первичных выборов республиканцев, которые оказались не в восторге от него. До этого, в апреле 2009 года, губернатор Перри заявил о возможности выхода своего штата из состава США, «если Вашингтон продолжит совать нос в дела народа», и в таком случае «Техас — уникальное место, весьма независимое по своему духу». На митинге протеста против повышения налогов губернатор сказал, что «наше федеральное правительство стало деспотичным», что «деспотизм проявляется в размерах правительственного аппарата, его вторжении в жизнь граждан и вмешательстве в дела нашего штата» и что «миллионы техасцев устали от того, что Вашингтон, округ Колумбия, пытается учить нас, как управлять Техасом».

За это на одном российском сайте Рика Перри поставили на 57-е место в списке «ста самых эффектных политических жестов 2009 года». На первом месте там оказался иракский журналист Мунтазар аз-Зейди, который бросил ботинок в президента Джорджа Буша, а на последнем — Владимир Суханов, гендиректор фирмы «Промстрой» в сибирском городе Кургане. Суханов закрыл цех по производству пластиковых окон, после того как его рабочие написали нашему президенту Обаме: «Просим вас, Барак Хусейнович, полностью признать вину американской администрации (в российском кризисе) и тем самым взять на себя обязанности по выплате долгов по зарплате рабочим ОАО “Промстрой”».

Тогда же киноактер-республиканец Чак Норрис в радиошоу консерватора Гленна Бека заявил, что готов стать президентом независимого государства Техас, и всё свелось к политическому анекдоту. Однако, когда в этом году поднялся шум в связи со скоплением юных нелегалов на мексиканской границе и президент Обама решил прилететь в Техас, но не посетить пограничный район, губернатор Перри отказался по традиции встретить главу государства в аэропорту Остина, пояснив, что «быстрое рукопожатие у трапа самолета не позволит затронуть насущные вопросы». Перри написал Обаме, что готов обсудить с ним «гуманитарные вопросы и проблемы в области национальной безопасности, которые разворачиваются в долине реки Рио-Гранде на юге штата». Белый дом пошел на компромисс со строптивым республиканцем, и 9 июля эта беседа состоялась в рамках встречи за круглым столом. 

Конечно, было бы натяжкой говорить, будто решение большого жюри обвинить Рика Перри в уголовном преступлении было местью Обамы за отказ губернатора пожать ему руку в аэропорту. Назначенный судом специальный прокурор несколько месяцев допрашивал свидетелей и собирал материал о том, что Рик Перри нарушил закон, пригрозив лишить финансирования отдел гражданской честности (Рublic Integrity Unit) в прокуратуре графства Трэвис, которой с 1976 года руководит демократка Розмари Лемберг. В апреле прошлого года ее арестовали за управление машиной в сильно нетрезвом виде, и в социальные сети попала видеозапись, как в тюрьме своего графства прокурор Лемберг кричит на надзирателей, требуя шерифа, хлопает дверью камеры и показывает язык. Экспертиза обнаружила в ее крови дозу алкоголя, почти втрое превышающую допустимый максимум, она признала себя виновной и по обоюдному согласию была приговорена к 45 дням лишения свободы, 4 тысячам долларов штрафа и лишению свободы на 180 дней с условием отказа от апелляции. 

Губернатор и другие лидеры республиканцев Техаса предложили 64-летней Лемберг уйти в отставку, а когда она отказалась, в июне 2013 года Перри публично заявил, что, если прокурорша не уйдет по-хорошему, он наложит вето на разрешенное легислатурой штата финансирование работы ее отдела гражданской честности. Речь шла о 7,4 млн долларов на два года. Среди прочего, отдел расследовал работу Техасского института исследований и профилактики раковых заболеваний (Cancer Prevention and Research Institute of Texas), который якобы незаконно давал гранты сторонникам Рика Перри. До этого Public Integrity Unit занимался бывшим лидером большинства республиканцев Палаты представителей техасцем Томом Дилэем, которого в 2010 году признали виновным в отмывании денег для влияния на исход выборов в штате и приговорили к 3 годам лишения свободы. До тюрьмы дело не дошло, и в октябре прошлого года Том Дилэй был оправдан апелляционным судом. Розмари Лемберг, к тому времени сама осужденная за вождение машины в нетрезвом состоянии, немедленно сообщила, что уверена в виновности Дилэя и ее прокуратура намерена заявить протест. 

Узнав о намерении Рика Перри прекратить финансирование отдела прокуратуры, если прокурор Лемберг не уйдет в отставку, либеральная группа «Техасцы за правосудие» (Texans for Public Justice) обратилась с жалобой на самоуправство губернатора. Власти штата отказались решать это дело, и судья Роберт Ричардсон назначил специального прокурора, которым выбрал Майкла Маккрама, адвоката из Сан-Антонио. При республиканце Буше-старшем Маккрам работал помощником федерального прокурора, а демократ Обама предложил его кандидатуру на пост одного из четырех федеральных прокуроров Техаса. Но это не получилось. Несмотря на уголовные обвинения, дело Рика Перри носит явно политическую окраску. Большинство избирателей Техаса — республиканцы, но прокуратура Розмари Лемберг находится в Остине, где верховодят демократы, которые вошли в состав большого жюри. Демократы Техаса не упустили возможности, и председатель их партии Гилберто Хинохоса заявил, что «губернатор Перри обесчестил свой пост, свою семью и штат Техас». 

Однако старший юрисконсульт губернатора Мэри Энн Уайли считает, что в итоге Рик Перри будет оправдан, поскольку «вето, о котором идет речь, накладывается в соответствии с правом на вето каждого губернатора по конституции штата Техас». Дэвид Ботсфорд, судебный адвокат Рика Перри, которому казна штата платит за участие в деле 450 долларов в час, заявил, что это дело «ясно показывает политическое злоупотребление судебной системой», а решение большого жюри «лишено правовой базы», «нарушает принцип разделения власти, заложенный в конституцию Техаса», и «создает опасный прецедент, позволяя большому жюри карать губернатора Техаса за конституционное и законное исполнение власти». Злоупотребление властью на таком уровне по закону штата Техас грозит лишением свободы на срок до 99 лет, а второе обвинение в оказании давления на госслужащего — тюрьмой от 2 до 10 лет.

Рик Перри управляет штатом с 2000 года, чего в истории Техаса еще не было, но заявил, что в ноябре не будет добиваться переизбрания на четвертый срок. До него подобное произошло в 1917 году, когда в том же обвинили губернатора-демократа Джеймса Фергюсона, который наложил вето на финансирование университета штата Техас, добиваясь ухода оттуда неугодных ему профессоров и работников. В итоге Фергюсона «импичнули» с запретом занимать руководящие должности в Техасе, но в 1918 году он снова выставил свою кандидатуру в губернаторы и проиграл на первичных выборах демократов. В 1920 году Фергюсон претендовал на Белый дом и получил 0,18% голосов, а президентом стал республиканец Уоррен Гардинг.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора