Еврейский националист «Есенин»

Илья Войтовецкий
Илья Войтовецкий

Эту смешную (сейчас) историю привёл в своей автобиографической прозе Илья Войтовецкий. Когда его, нового «подаванца» (в ОВИР на Израиль), повёз на профилактическую беседу в Свердловский КГБ тамошний капитан, этим стихотворением объяснил свеженький «изменник родины» свою жизненную позицию:

Я люблю и берёзу, и тополь,

и неяркую синеву.

Но, наверно, час уже пробил

над страною, где я живу.

И когда под небом осенним

полетели птицы гуськом,

я себя в этой горькой Расее

вновь почувствовал чужаком.

Нет причастности в жизни чище,

чем к страданьям земли своей.

Вот гляжу я в глаза мальчишек — 

двух смышлёных моих сыновей:

неужели трусливыми басенками

мы обманывать их должны,

обрекая быть вечными пасынками

неприветливой этой страны!

За туманным её горизонтом,

в незнакомых и дальних краях,

там где плещется море золотом,

жить должны мои сыновья — 

не изгнанники и не пленники,

смело в дом заходящие свой,

где живут мои соплеменники

с гордо поднятой головой.

За что и удостоился от восхищённого кэгэбэшника возгласа: «Есенин!» 

Ну аналогий в поэзии лично я не люблю, тут мы с капитаном Романовым расходимся. А вот уровень, мастерство, искренний голос — выношенный, выточенный ещё с тех времён, когда он, дожидаясь ответа, вёл счёт: «Боря уехал, Юлика посадили, значит 1–1» — это действительно незаурядно. Ныне обитает Илья, ровесник моей мамы, в престольном граде Беэр-Шева — уже лет за 40 радуясь бытию на своей земле «с гордо поднятой головой».

Отдохнём от военных сводок, сегодня у нас в гостях — человек, никогда не прерывающий постижение мира и размышление о нём. Человек, для которого быть евреем — со всеми входящими и исходящими — право, долг и — наслаждение.

Шлите нам стихи на e-mail: ayudasin@gmail.com.

Илья Войтовецкий

Я прожил жизнь

и жил не просто,

удел такой — поди сыщи!

Дано мне право первородства

не за похлёбку, не за щи.

Не награждаем, не обласкан,

я слышал окрики:

– Не смей!

Судьба слагалась, словно сказка,

а в ней — чем дальше, 

тем страшней.

Я был повержен и унижен,

глотая пыль чужих дорог.

Мой Б-г на этом свете выжил,

поскольку я Его сберёг.

…В пустыне женщины рожали.

…Шёл долгий путь и вкось, и вкривь.

Мне Б-г вручил свои скрижали,

к бессмертию приговорив.

Всё помню:

пламя выше роста,

Хорив* священный,

утро,

куст…

Н Е   О Т К А Ж У С Ь

О Т   П Е Р В О Р О Д С Т В А

И   О Т   С Е Б Я

Н Е   О Т Р Е К У С Ь .

* Хорив — ещё одно библейское название горы Синай. Там, из пылающего куста терновника, Б-г обратился к Моисею, повелев ему вывести народ Израиля из рабства, в котором он находился в земле Египетской.

***

Я родился на исходе ночи,

крикнул в первый раз, 

что было мочи,

и — пока живу, с тех самых пор.

Я пришёл без имени, без скарба,

в тот момент не звякнула 

литавра.

Падал снег на крышу, на забор.

Нет ни крыши той и ни забора.

Буду жить до точки, до упора

и уйду, и растворюсь во мгле,

не оставлю ни следа, ни тени.

Лишь одно моё приобретенье — имя.

С ним я прожил на земле.

***

Ступенька-ступенька-

ступенька-ступень — 

ко мне устремляются изо дня 

в день.

Я снизу смотрю в поднебесную 

высь —

смотрю и взываю:

– Ау! Отзовись!..

А там, наверху, подперев облака,

стою я, не в силах дождаться, 

пока,

стремящийся вверх через свет, 

через тьму,

смогу я подняться к себе самому.

Проносится ночь, начинается 

день.

ступень…

ступенька…

ступенька…

ступенька…

***

Далека от нас Россия —

радость с горем пополам.

Бродят рощицы босые

по росистым по полям,

сыплет снежная присыпка,

кровли мокнут под дождём.

Чья вина или ошибка,

в том, что там я был рождён,

что судьбою я отмечен

самой горькою из мет,

что всегда её наречье

на слуху и на уме?

Может быть — я зря об этом

всё твержу да морщу лоб.

Но ведь стал моим поэтом

толстогубый эфиоп.

Как сквозь строй, иду сквозь сроки —

перед миром бос и наг,

и в пути мне дарят строки

Мандельштам и Пастернак.

Вездесущ, но не всесилен,

жертва собственных идей,

вечный пасынок России —

я, российский иудей,

дни связавший, словно звенья,

Бытием попрал битьё

под её благословенье,

под проклятие её.

УТРО КРАСИТ НЕЖНЫМ ЦВЕТОМ

Я рано встал.

Мой пёс стоит на стрёме.

(Конём бы был, ещё бы грыз узду.)

Я рано встал, готовый к обороне,

а также, разумеется, к труду.

Я понимал, что дел сегодня много

и жизнь кипит, клокочет 

и течёт,

и молодым везде у нас дорога,

и старикам, естественно, 

почёт.

Я принял душ, 

сопровождая песней

журчанье струй и водопад идей,

а на просторах родины чудесной

так много замечательных людей!

Всё дальше наши дали, 

выси выше,

красоты краше и светлее свет.

Пусть наши песни Некто 

там услышит,

рукой помашет и пошлёт 

привет.

Я что-то в жизни делал, 

что-то строил,

прошёл немало городов и стран.

А дочь моя, проснувшись, 

«Шма, Исроэл»*

негромко повторяет по утрам…

5 февраля 2009 года

НЕМИНУЕМАЯ ВСТРЕЧА

Не соблюдаю сроки,

не запасаюсь впрок,

записываю строки,

скрываюсь между строк.

Взбираясь в гору, гору

не мыслю обойти

и понимаю: скоро

уже конец пути.

Закончится дорога,

и на исходе дня

я повстречаю Б-га,

и примет Б-г меня.

Усвоивший уроки,

я, молчалив и строг,

представлю Б-гу строки,

а Б-г прочтёт меж строк.

РАЗГОВОР С СОЛНЦЕМ О Б-ГЕ

Подобно фанатичному 

японцу,

живущему восьмой десяток лет,

как божеству, я поклонялся 

Солнцу,

дающему земле тепло и свет.

Я перед ним склонился низко 

в пояс

и попросил:

– Светлейшее, сияй!

Но помни:

я еврей, а не японец,

мне Б-г явился на горе Синай,

меня немало люди унижали,

я много исходил путей-дорог,

но — как-никак — 

священные скрижали

лишь мне доверил 

Всемогущий Б-г.

– Б-г — это я, —

сказало Солнце строго,

и возразил я честно, не юля:

– Нет, ты не Б-г, ты лишь 

частица Б-га,

как лес и горы, небо и земля.

Б-г — это наши чувства, 

наши мысли,

и море от поверхности 

до дна,

и самые возвышенные выси,

и мирозданья суть и глубина,

и этот стих 

(он Б-гом надиктован),

и жест, который подсказал 

мне Б-г,

Б-г — это Моцарт, Бах, Шопен, 

Бетховен 

и Леонардо, Рембрандт 

и Ван-Гог,

Вселенная и придорожный 

камень,

медвежий мех и рыбья чешуя,

и даже, — я сказал, 

всплеснув руками, —

и даже… не поверишь, даже я.

– Послушай, — мне ответило 

светило,

смирив гордыню и понизив 

тон, —

твой Б-г, я понимаю, 

это сила,

поскольку мы с тобою — это Он.

Я ощутил: в его словах тревога.

Мой лоб лучом, как пальцем, 

поскребя,

произнесло:

– Кто отвергает Б-га,

тот отрицает, стало быть, 

себя.

И я, подобно старому 

японцу,

живущему на свете много лет,

с благоговеньем поклонился 

Солнцу,

дающему земле тепло и свет.

ПРАВО ВЫБОРА

Хорошо б пожить над Рейном,

есть сосиски, пиво пить.

Для чего же быть евреем,

если можно немцем быть?

Можно быть ещё французом,

есть лягушечье рагу

и валяться кверху пузом

на Лазурном берегу.

Можно стать почти испанцем

на осьмушку или треть,

обольщать сеньору танцем

и в саду романсы петь.

Можно быть английским лордом,

итальянским травести

иль в Норвегии над фьордом

дом себе приобрести.

Можно быть и тем, и этим,

славно жить, плевать с моста,

объясняя малым детям,

кто на крест послал Христа,

проявляя прилежанье,

грея кости на песке.

Только Б-г писал скрижали

на еврейском языке.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 4,50 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора